double arrow

Право собственности публичных образований


Вопрос № 2. Формы собственности.

Статьей 9 Конституции установлено, что в РФ действуют частная, государственная и муниципальная собственность. Государственная собственность подразделяется на собственность РФ и собственность субъектов РФ. Согласно п. 2 статьи 214 ГК РФ и п. 1. ст. 16 ЗК РФ Земля и иные природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, ЮЛ, МО, являются государственной собственностью. Т.е. государственные земли определяются по остаточному принципу.

Декрет о земле 1917 года послужил правовой основой начала национализации земли и иных природных ресурсов, т.к. он отменил частную собственность на землю.

Национализация, по мнению Колбасова, - это социальное преобразование, в силу которого те или иные материальные блага, чаще всего, основные средства производства, переходят из частной собственности отдельных лиц в собственность нации в лице государства.

В правовом смысле национализация – это основание возникновения права государственной собственности. В отличие от других способов приобретения этого права национализация отличается всеобщим характером, насильственным и принудительным характером. На основе национализации земли и иные природные ресурсы были закреплены в исключительную государственную собственность, т.е. никто кроме государства не мог быть собственником земли, не существовало бесхозяйных земель, неотчуждаемость земли – земля, изъятая из гражданского оборота, не может быть предметом сделок.




В таком виде государственная собственность просуществовала до 1990 года, когда началась процедура денационализации. В настоящее время в ст. 17, 18, 19 ЗК РФ предусмотрены основания признания земельных участков объектами федеральной собственности, объектами собственности субъектов РФ и МО.

Основания:

1. Право собственности РФ, субъектов РФ, МО, может быть определено в специальных ФЗ (например, согласно ФЗ о государственной границе РФ земли приграничной полосы – это федеральные земли).

2. Гражданско-правовые основания. Например, РФ может изъять земельный участок, необходимый для ее нужд и т.д. В случае отсутствия наследника земельный участок становится вымороченным имуществом и подлежит обращению в государственную собственность.

В 1993 году был принять Указ Президента «О федеральных природных ресурсах», который сейчас не действует, но он заложил основы распределения собственности на землю для публичных образований:

1. Земли, на которых находятся объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, относятся также в федеральной собственности.

2. Земли, выполняющие общефедеральный функции.

В 2001 году был принят ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» - предполагалось провести разграничение в следующие этапы:



1. Составление перечней земельных участков, которые относятся к собственности РФ, субъектов РФ и МО, и согласование этих перечне.

2. Утверждение данных перечней Правительством РФ.

3. Право собственности РФ, субъектов РФ, МО возникало с момента государственной регистрации.

В настоящее время этот закон утратил силу, и все земли не разграничены. В настоящее время разграничение земель происходит в соответствии со ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» следующим образом:

1. К федеральной собственности относятся участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; иные предусмотренные ФЗ земельные участки;

2. К собственности субъектов РФ относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.



3. К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Все остальные земли не разграничены.

Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляют органы, определенные статьей 125 ГК РФ – от имени РФ, чаще всего, Правительство РФ, от имени субъектов РФ – органы, определяемые законами субъектов РФ (в Кемеровской области специально уполномоченным органом является КУГИ – комитет по управлению государственным имуществом), от имени МО действуют органы местного самоуправления.

Распоряжение земельными участками, которые подлежат разграничению согласно ст. 3.1. ФЗ «О введении в действие ЗК», осуществляются только после государственной регистрации права. Правительством РФ утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъектов РФ, МО при разграничении государственной собственности. Этот перечень утвержден Постановлением Правительства от 30.06.2006 года № 404.

Законодатель предусматривает, что распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, возможна и без государственной регистрации, т.е. отсутствие государственной регистрации не является препятствием для распоряжения. Вводный закон в п. 10 ст. 3 предусматривает, что распоряжение такими землями осуществляют ораны местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В административных центрах, столицах субъектов РФ землями, государственная собственность на которые не разграничена, может распоряжаться орган местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ – если на основании этих законов распоряжение не осуществляют органы государственной власти субъекта (у нас это делает КУГИ – Закон КО № 108 от 12.07.2006 года, ст. 10).

Большинство исследователей считают, что публичный собственник обладает пользованием, владением и распоряжением. Однако Аксиненок, Турубинер, Павлов, полагали, что публичная собственность состоит из владения, пользования, распоряжения и УПРАВЛЕНИЯ. Профессор Иконитская толкует право публичных образований лишь как владение и распоряжение, т.к. пользование, по ее мнению, осуществляют конкретные субъекты, которым эти земли предоставлены.







Сейчас читают про: