Глава 2. Деятельность Фалуньгун за пределами Китая и место секты в системе международной безопасности

 

 

2.1 Противодействие властей КНР распространению секты Фалуньгун.

 

С июня 1999 года, то эти меры отличаются большим разнообразием в Волна обысков, судебных процессов и арестов прокатилась по всему Китаю. В адрес организации Фалуньгун были выдвинуты следующие обвинения: «совершение незаконных действий», «проведение антиправительственных мероприятий» (под которыми, очевидно, подразумевалось «окружение зданий правительства и партии последователями секты»), «нарушение общественного порядка», «нанесение вреда здоровью граждан», «уклонение от налогов» и даже шпионаж, и это далеко не полный список неконкретных обвинений. Очевидно, что в отношении секты Фалуньгун, чья деятельность имела серьезные антиобщественные последствия, было бы недопустимым бездействие со стороны китайского правительства. Что касается конкретных мер, предпринятых китайским правительством и правоохранительными органами зависимости от объекта, которому эти меры предназначены, и от рода противоречий, с которыми пришлось иметь дело.

По отношению к тем функционерам Фалуньгун, которые, невзирая на постановления правительства, продолжали вести преступную сектантскую деятельность, были приняты строгие меры пресечения. В отношении подавляющего большинства бывших участников и сторонников секты правительство прибегло к воспитательным мерам. К воспитательным мерам можно отнести организацию направленных против Фалуньгун выставок в различных учреждениях, прежде всего в университетах и школах, организацию лекций, разоблачающих деятельность Фалуньгун, контроль над клубами и секциями, занимающимися цигун.

Так, с 15 по 29 июля 2000 года в Пекине в Народно-революционном военном музее Китая состоялась выставка, посвященная антиобщественной деятельности секты Фалуньгун. С привлечением богатого документального материала выставка рассказала о трагических инцидентах, произошедших среди последователей секты. В качестве организаторов выставки выступили Отдел пропаганды ЦК КПК, Министерства общественной безопасности и юстиции. Копии экспонатов выставки демонстрировались в эти дни в провинции Сычуань и городе Шанхае.

«Все клубы и секции, занимающиеся «цигун», были поставлены под жесткий контроль во избежание «опасного социального эффекта», аналогичного влиянию Фалуньгун. В них в обязательном порядке создаются партийные ячейки, которые должны контролировать идеологическую ситуацию их участников и не допускать проявлений политической активности. Введены различные ограничения и запреты для участия в указанных организациях руководящих работников, членов партии и комсомола.

Правоохранительные органы при рассмотрении дел, касающихся организованной преступности и преступлений с использованием оккультных организаций, проводят строгое различие между действиями, подпадающими под категорию преступления, и действиями, не являющимися преступными, между правонарушениями различной степени тяжести и прибегают в зависимости от конкретного случая к разным мерам наказания. Главный удар наносится по лицам, являющимся организаторами, руководителями преступных акций, а также по наиболее активным участникам противозаконных акций. Что касается лиц, пришедших с повинной и имеющих заслуги в разоблачении действий секты, то к ним по закону прибегают к более легким мерам наказания вплоть до решения не подвергать уголовному наказанию вообще. В отношении лиц, которые попали под влияние секты по заблуждению либо по принуждению, но своевременно порвали с сектой, отказавшись участвовать в ее мероприятиях, уголовное дело вообще не возбуждается.

Грань между вождями сект и их рядовыми членами проводилась властями еще в средневековом Китае. «Рядовые сектанты нередко объявлялись «глупыми» и «темными» людьми, обманутыми их коварными и лицемерными вожаками, которые учат благочестию, а на деле попирают все нормы морали». В Указе народного правительства Гуандуна о запрете Игуаньдао и других «реакционных обществ и сект» от 15 мая 1953 года записано, что «рядовым последователям, вовлеченным в секты обманом или по принуждению для прекращения дальнейшего преследования достаточно выйти из организации «реакционных обществ и сект», заявить об этом и прекратить противозаконную деятельность. При этом как от лидеров общин, так и от рядовых последователей требовалось активное участие в «разоблачении всей антинародной, контрреволюционной деятельности реакционных обществ и сект».

СМИ Китая оповещают о судебных процессах, газеты публикуют отчеты с места событий: «12 ноября 1999 года суд города Хайкоу (административный район Хайнань) осудил четырех преступников к тюремному заключению. Открытое заседание суда огласило, что «после того, как министерство внутренних дел 22 июля 1999 года наложило запрет на деятельность и собрания членов организации Фалуньгун, Сун Юэшэн, Чэнь Юань, Цзян Шилун и иные лица, составляющие костяк организации; Фалуньгун в административном районе Хайнань, продолжали незаконную деятельность. С 22 июля по 9 сентября они спланировали и организовали 13 собраний, с 1 августа по 18 сентября они провели серию собраний в Пекине и других городах, где продолжали подбивать людей на незаконную деятельность, нарушали порядок. Сун Юэшэн был приговорен к 12 годам лишения свободы, Цзян Шилуна (так как он являлся исполнителем чужой воли и искренне раскаялся) приговорили к трем годам лишения свободы». Рассмотренный пример показателен в отношении дифференцированного подхода к организаторам и рядовым членам секты.

В китайской официальной прессе встречаются также сообщения о помещении сторонников Фалуньгун в трудовые исправительные лагеря, где им читаются лекции о вреде Фалуньгун, где, в конечном счете, они признают свои ошибки и возвращаются к нормальной жизни в обществе.

Последователи Фалуньгун рассматривают кампанию борьбы китайского правительства как репрессии против сторонников движения. В сети Интернет и в публицистических материалах, издаваемых последователями Фалуньгун, описываются жестокие пытки и наказания, которым подвергаются осужденные в тюрьмах и исправительных лагерях. Так, по данным последователей движения, «с сентября 1999 года, по меньшей мере, десять сторонников Фалуньгун умерли в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Многие сторонники Фалуньгун лишились работы, были исключены из партии за свою веру. В заключении многие сторонники Фалуньгун подвергались пыткам и плохому обращению, известно несколько случаев летального исхода». Последователи Фалуньгун также располагают фотографиями жертв репрессий. Распространяемые сторонниками Ли Хунчжи сведения о жестоком обращении официальных властей с сторонниками Фалуньгун призваны вызвать сочувствие у последователей движения за рубежом, у правозащитных организаций и правительств различных стран, а также дискредитировать политику китайского правительства. Отсутствие независимых экспертных оценок не позволяет судить о том, насколько обоснованы обвинения в нарушении Китаем прав человека, выдвигаемые правозащитными организациями.[31]

Итак, молчаливая демонстрация сторонников Фалуньгун у здания; правительственной резиденции Чжуннаньхай послужила началом широкомасштабной кампании борьбы правительства против секты. Политика правительства была обусловлена прежде всего боязнью дестабилизации общества. Кампания борьбы проводилась в два этапа: после того, как правительство убедилось в неэффективности критики движения в СМИ (что составило сущность первого этапа), была создана соответствующая законодательная база, основными мерами второго этапа стали меры административного и уголовного наказания последователей движения. Кампания борьбы против сторонников Фалуньгун оказалась затяжной и дорогостоящей. Официально она продолжалась два года (1999 — 2001), но, согласно данным последователей Фалуньгун аресты сторонников движения осуществляются до сих пор. На изготовление и распространение пропагандистской продукции были затрачены немалые материальные средства. Был нанесен удар престижу Китая, в некоторых странах стараниями сторонников движения состоялись акции протеста против нарушения китайским правительством прав человека, в защиту адептов Фалуньгун выступил ряд правозащитных организаций.

К настоящему времени общую ситуацию с сектой Фалуньгун в КНР можно оценить следующим образом. Наиболее активные приверженцы секты либо были арестованы властями КНР, либо выехали за рубеж. Несомненно, масштабная активная деятельность секты Фалуньгун в КНР пресечена. Однако, можно предполагать, чтонекоторые её участники лишь временно «ушли в подполье» и достаточных оснований утверждать, что секта полностью прекратила своё существование пока нет. Согласно проверке, общество по изучению Фалуньдафа не является официально зарегистрированным учением, к тому же осуществляет антизаконную деятельность, распространяет ересь и суеверие, обманывает людей, провоцирует инциденты, нарушает общественный порядок. Принимая во внимание все вышеизложенное, в соответствии с «Правилами регистрации общественных организаций», следует считать. Фалуньдафа и организацию Фалуньгун незаконными организациями, запретить их. (министерство внутренних дел КНР, 22.07.1999)[32]

 

 

2.2 Распространение движения Фалуньгун в России

 

 

Движение Фалуньгун, зародившись в Китае, нашло последователей и в России. Причины популярности Фалуньгун в России можно выделить следующие: 1.«поиски выхода из идеологического кризиса», «заполнение идеологического вакуума». С одной стороны, длительное господство ригористичного атеизма в СССР в известном смысле увеличило привлекательность любого религиозного учения. С другой стороны, многие разочаровались в преходящих и случайных материальных ценностях, в обществе господствует скептицизм и неверие в ритуалы старых религий; дух беспокойства, вызванный обесцениванием ценностей, нестабильностью политической и экономической обстановки в мире. В ситуации, когда старое не разрушено, а новое не создано, многих заботят поиски Идеи, в которую можно было бы поверить. Люди: ищут новые или пытаются восстановить старые, высшие ценности и непреходящие реальности. 2. Не последнюю роль в росте популярности учения играют идеи нелекарственного оздоровления и перспективы долголетия. Для России возможность лечения болезней без лекарств, пропагандируемая учением Ли Хунчжи, особенно притягательна в свете роста цен на лекарства и медицинское обслуживание. 3. Восточные боевые и оздоровительные системы всегда обладали особой притягательностью и ореолом таинственности в западных странах. 4. Определенную роль в увеличении количества последователей секты играет так называемый «ореол мученичества», который присущ последователям опальной в Китае секты и ее основателю, Ли Хунчжи, скрывающемуся от китайских властей в США.

Первые последователи учения Фалуньгун в России появились в 1998 году. Основные центры распространения сектантской деятельности - Санкт-Петербург и Москва. В этих городах сторонниками Фалуньгун арендуются помещения, где все желающие могут прослушать лекции - толкования трудов Ли Хунчжи, посетить занятия по гимнастике.

На сайте последователей Фалуньгун в России написано «Вы пришли сюда из-за предопределенности. Дорожите этим», в действительности адептов в ряды секты приводятвполне определенные причины. Ниже сделана попытка выделить некоторые причины на основе бесед с последователями Ли Хунчжи в Санкт-Петербурге.

Тамара прочитала статью в одном из журналов о преследованиях секты Фалуньгун в Китае, записала для себя название секты. Через 3 месяца взяла листовку у метро, занималась 2,5 месяца в группе, около 2 лет занимается самостоятельно, изредка посещая групповые занятия. Утверждает, что стала лучше себя чувствовать, хотя и прежде не обращалась к врачам: были проблемы со здоровьем, но не было желания обращаться к врачам. Считает, что даже поле практикующего положительно влияет на окружающих, так ее младшая дочь, не занимаясь Фалуньгун, чувствует себя лучше, чем прежде. В семье к ее занятиям Фалуньгун относятся с пониманием, так как «мама все время чем-то занимается». Очевидно, что Тамара прониклась сочувствием к «несправедливо обиженным» адептам учения в Китае, позже пришло желание поправить свое здоровье.

Деятельность последователей движения в России можно разделить на 2 вида: прозелитскую (по распространению учения) и внутри-сектантскую. Рассмотрим последовательно каждый из обозначенных видов.

В Москве и Санкт-Петербурге организуются пресс-конференции, выставки, проводится раздача литературы. У станций метро последователи Фалуньгун раздают информационные листки, озаглавленные «Фалуньгун. Истина. Добро. Терпение». Листки повествуют о преследованиях адептов Фалуньгун в Китае, а также знакомят читателей с «чудесной наукой» Фалуньдафа.[33]

В Доме художника неоднократно организовывались выставки работ китайской художницы Чжан Сунн, последовательницы Фалуньгун, одна из таких выставок состоялась в июле 2002 года. На нескольких картинах художницей был изображен Будда, сидящий в позе лотоса в окружении символики секты (буддийских свастик и символов инь-ян).

16 августа 2003 года последователи секты в Санкт-Петербурге организовали показательные выступления на Невском проспекте. Танцы одетых в платья голубого цвета девушек сопровождались комментарием и раздачей информационных листков. Осуществлялась также раздача воздушных шаров с надписью «Фалунь Дафа несет миру Истину, Добро и Терпение». Танец под названием «Вдохновение» не отличался особым мастерством исполнения, впрочем, зрителей предупредили о том, что танцуют не профессионалы, а последователи школы самосовершенствования «Фалуньгун».

Помимо печатных материалов на русском языке проходящим мимо китайцам раздавали газеты «Theepochtimes» на китайском языке. В каждом номере этой газеты имеются статьи, посвященные деятельности секты «Фалуньгун». Газета печатается в Санкт-Петербурге тиражом в 40 ООО экземпляров и распространяется бесплатно. - На стендах, установленных тут же, на Невском проспекте, выставлялись картины Чжан Суин. Газету «Theepochtimes» также раздают приезжающим в Санкт — Петербург гражданам КНР каждый вечер на Московском вокзале.[34]

В арсенале российских адептов имеется также такое средство распространения учения Ли Хунчжи как Интернет сайты, адреса которых указываются в информационных листках.

Вышеперечисленный список мероприятий, проводимых российскими последователями в Санкт-Петербурге, является не полным по причине того, что в прессе деятельность сектантов не освещается, и узнать о планируемых мероприятиях можно только, общаясь с последователями и посещая их занятия.

Согласно информационным листовкам основным и единственным источником финансирования деятельности секты являются частные пожертвования последователей движения, однако немалый объем вложенных средств заставляет в этом усомниться (выпуск газет и листовок, бесплатно распространяемых достаточно большим тиражом; издательство книг Ли Хунчжи, аренда помещений, организация выставок). Можно предположить, что движение финансируется также извне, это могут быть как средства последователей движения за рубежом, так и средства заинтересованных в распространении движения за пределами Китая иностранных спецслужб.

Внутрисектантская деятельность представляет собой чтение книги Ли Хунчжи и выполнение комплекса упражнений под музыку. Существует несколько центров, где проводятся подобные занятия. Сделано это для удобства практикующих таким образом, что каждый может найти подходящее по времени и расположению место. В летнее время проводятся занятия на открытом воздухе. Так, 3 раза в неделю подобные занятия проводятся в парке Победы на Крестовском острове: по вторникам, четвергам и воскресеньям с 12.00. Занятия на улице проводятся по упрощенной программе - без чтения работы Ли Хунчжи.

Разумеется, Китайское генеральное консульство в Санкт-Петербурге поддерживает правительство Китая в осуществлении политики в отношении распространения учения Фалуньдафа в России. Так, например, 5 января 2002 года в библиотеке имени Маяковского при поддержке консульства КНР в Санкт-Петербурге была организована выставка «Борьба с еретическими течениями в защиту прав человека». На выставке были представлены материалы, призванные показать вред, наносимый занятиями Фалуньгун физическому и психическому здоровью граждан. Представленные материалы также иллюстрировали «терпеливое стремление китайского правительства и общества помочь людям, обманутым сектой Фалуньгун, спасти их и вернуть к нормальной жизни». На открытии выставки выступил Генеральный консул Чэнь Ичу с резкой критикой деятельности Фалуньгун в Китае и в России.

Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, движение Фалуньгун нашло последователей и в других городах России, в частности, в Новосибирске и во Владивостоке. Так, «в марте 2000 г. во Владивостоке на базе спортивного комплекса «Динамо» были проведены показательные выступления российских мастеров цигун, принявших на вооружение элементы новейших разработок в области психофизических тренировок. Собравшимся был представлен в том числе и комплекс упражнений, разработанных Ли Хунчжи. В этом мероприятии приняли участие 30-35 далеких от религии студентов Владивостокских вузов в возрасте от 19 до 30 лет. Владивостокские сторонники также распространяли свои воззрения в виде печатной продукции, размноженной посредством компьютеров, на центральном книжном рынке Владивостока».

Очевидно, необходимо сказать несколько слов о реакции российских СМИ на движение. В российской прессе появилось несколько статей о деятельности движения Фалуньгун в России. Статьи представляют собой констатацию фактов без какого-либо серьезного анализа причин популярности движения на российской почве. В статье «В России действует секта самоубийц» автор сравнивает Фалуньгун с небезызвестной японской сектой. «Аум Синрикё» и не исключает возможность того, что ситуация подобная зариновой атаке в токийском метро может повториться в российской подземке. Корреспонденты «Известий», Е.Судаков и А.Смирнов в своей статье «Китайская секта воюет с инопланетянами» также указывают на опасность, исходящую от «религиозного культа с поклонением лидеру, ставшим объектом политических инсинуаций».[35]

По данным сайта последователей «Фалуньгун» в июле 2003 года состоялась беседа корреспондента радио «Свобода» с адептами учения в Санкт-Петербурге. «В доброжелательной обстановке велась беседа о нравственности в современном обществе, о том, как Фалуньдафа может изменить сердце человека в лучшую сторону. В передаче также была освещена тема преследований Фалуньгун в Китае, истинные причины репрессий, а также нынешняя обстановка и реакция во всем мире на эти тревожные события». Корреспондент радио «Свобода» занял сочувствующую сектантам позицию.

Итак, последователи «Фалуньгун» осуществляют активную деятельность по распространению движения в России. Китайская секта, впрочем, за несколько лет своего существования в России ни чем себя не скомпрометировала, хотя некоторые журналисты и общественные деятели не исключают возможности совершения ее последователями противоправных деяний.

Многие отечественные специалисты считают, что необходимо провести различия между традиционными и нетрадиционными религиями, поскольку влияние последних на психическое и физическое состояние последователей велико. Лидеры НРД, распространяя свои учения на территории Российской Федерации, уверенно пользуются предоставленной им законодательством свободой проповеди.

Министерство Образования Российской Федерации выражает беспокойство в связи с тем, что представители нетрадиционных религиозных объединений оказывают влияние на умы и сердца школьников и студентов. Так, 12 июля 2000 года Министерство отправило письмо за подписью зам. министра Е.Е. Чепурных, адресованное образовательным учреждениям. В письме содержится информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений. Федерации».

Итак, реакцию властей в Китае на деятельность Фалуньгун можно назвать традиционной, организация была квалифицирована властями как сецзяо (еретическое учение). В адрес секты были выдвинуты обвинения в «совершении незаконных действий», «проведении антиправительственных мероприятий, «нарушении общественного порядка», «нанесении вреда здоровью граждан», «уклонении от налогов», в шпионаже. Против лидеров секты и упорствующих в своих заблуждениях рядовых.

Последователей была развернута компания репрессий. Несмотря на то, что секта была в октябре 1999 года запрещена Постоянным комитетом ВСНП, деятельность ее приверженцев прекратилась далеко не полностью. Кампания репрессий растянулась на три года, очевидно, идеи Ли Хунчжи были близки многим его последователям настолько, что они готовы были встать на их защиту. Массовую сидячую забастовку у правительственной резиденции Чжунаньхай в Пекине отечественный китаевед В.Я. Портяков оценивает как «открытый вызов части членов общества руководству страны, который не может не настораживать».

После событий на площади Теньаньмэнь 25 апреля 1999 года, движение обрело мировую известность. Кампания репрессий китайского правительства осложнилась вмешательством «третьих сил», зарубежные правозащитные организации обвинили Китай в нарушении прав человека. Сторонники Фалуньгун отрицали предъявленные им китайским правительством обвинения, в знак протеста они проводили молчаливые демонстрации у зданий правительства и СМИ, обращались с письмами к правительствам зарубежных стран. Руководство США использовало обвинения в нарушении прав человека в Китае с целью оказать давление на китайское правительство в сфере принятия политических и экономических решений, однако конкретных действий, направленных против репрессий китайским правительством сторонников Фалуньгун предпринято не было. Такое практическое безразличие зарубежных властей, на наш взгляд, связано, прежде всего, с боязнью потерять Китай как экономического партнера.

Следует отметить, что помимо США вероучение Ли Хунчжи распространилось в ряд других стран мира. Его последователи, в том числе, имеются и в России, в частности в таких городах как; Москва, Санкт Петербург, Новосибирск, Владивосток. Кроме активного распространения различных бюллетеней, пропагандирующих «самую чудесную науку», и осуждающих действия китайского правительства, а также выполнения адептами упражнений в парках и на площадях Санкт Петербурга, сторонники движения ничем себя не скомпрометировали.[36]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: