Обоснование методики воспитания скоростных способностей детей младшего школьного возраста

В результате анализа и обобщения полученного материала на предварительном этапе мной была разработана программа воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста, основная суть, которой – внедрение легкоатлетических упражнений в разминку и основную часть урока для достижения лучшего результата.

Как говорилось ранее, в младшем школьном возрасте целесообразно развивать скоростные способности при помощи средств физического воспитания, которые будут направлены на повышение частоты движений. В возрасте 10-11 лет повышать скоростные способности рекомендуется при помощи скоростно–силовых и силовых упражнений. Длительность выполнения таких упражнений не должно превышать 4-6 секунд. Упражнения для развития скоростных способностей охватывают различные группы мышц, совершенствуют регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышают координационные способности занимающихся.

Особое место в методике развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста занимают исследования, направленные на определение интервала отдыха между скоростными упражнениями. Было установлено, что, благодаря комплексным исследованиям установили, что во время занятий для развития скоростных способностей с младшими школьниками при повторном выполнении скоростных упражнений следует применять короткие интервалы отдыха (1-2 минуты). Но интервалы отдыха не должны быть всегда постоянными, они должны варьироваться. [53]

Упражнения, выполняемые с максимальной скоростью – одно из основных средств воспитания скоростных способностей. При этом используется повторный метод.

Общепринятые принципы выполнения скоростных упражнений детьми младшего школьного возраста:

1. В связи с тем, что данные упражнения выполняются на предельных скоростях, их техника не должна быть сложной;

2. Упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы при их выполнении основные усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

3. Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась из – за утомления;

4. Скоростные упражнения относятся к работам максимальной мощности, а в связи с этим их продолжительность не должна превышать 10 -15 с.;

5. Интервалы отдыха должны быть построены таким образом, чтобы последующие упражнения выполнялись в фазе сверхвосстановления;

6. При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых, который может длиться 1 – 2 мин.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, наиболее подходящими являются такие легкоатлетические упражнения, как:

1. бег с резкими ускорениями на отдельных участках дистанции;

2. бег из различных исходных положений, по сигналу, наперегонки;

3. бег с высоким подниманием бедра;

4. семенящий бег;

5. подскоки;

6. захлест голени назад;

7. вынос голени вперед;

8. многоскоки;

9. чередование многоскоков и 2-3-х беговых шагов;

10. 3-4 прыжка в длину с места подряд;

11. приставные шаги правым плечом вперед и левым плечом вперед.

Все вышеуказанные упражнения выполняются с максимальной частотой и в быстром темпе. Выполняя данные упражнения, следует применять метод стандартно-интервального упражнения. Суть его заключается в том, что упражнение повторяется многократно при одной и той же нагрузке. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания в целом является важным положением, от которого в результате зависит эффективность занятий. Выбрав правильный вариант отдыха между выполнением упражнений, можно добиться наилучшего результата в развитии тех или иных способностей. Основываясь на возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, я считаю, что для развития скоростных способностей следует применять именно ординарный отдых. Так как ординарный (полный) отдых обеспечивает восстановление работоспособности школьников к началу следующего подхода или следующего упражнения.

Помимо беговых упражнений эффективными средствами воспитания скоростных способностей являются подвижные игры с элементами легкой атлетики, эстафеты (табл. 7).

 

Таблица 7 – Подвижные игры с элементами легкой атлетики [25]

Название игры Содержание игры
1. Бег по кругу На земле чертится круг диаметром 10 метров. Отмечается линия старта. По сигналу учителя дети начинают бег по кругу. После каждого круга из игры выбывает участник, который пересекает стартовую линию последним. Победителем становится игрок, опередивший всех других участников.
2. Воробьи и вороны Дети делятся на 2 команды игроки одной команды – вороны, игроки другой – воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяются. Где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным. Учитель выкрикивает название одной из команд, например «Вороны!» и Воробьи должны убежать в свой домик, а вороны должны их ловить. Учитель может медленно выкрикивать название команд, а может намеренно ошибаться, например «Вареники!». Число пойманных игроков подсчитывается. Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество противников.
3. Зайцы в огороде На полу или земле чертятся два круга: большой наружный круг диаметром 6-8 м. и внутри по меньше круг 3-4 м. Выбирается сторож. Он становится в середине малого круга, в огороде. Остальные играющие – зайцы. Они размещаются вне большого круга. По сигналу учителя зайцы начинают прыгать на двух ногах или на одной ноге в круг, стремясь попасть в огород, то есть в малый круг. Сторож, бегая по огороду в пределах большого круга, старается запятнать зайцев. Запятнанные зайцы отходят в сторону. Когда будет поймано 4-5 зайцев, выбирается новый сторож, а пойманные возвращаются в игру.
4. Пустое место Все играющие дети, за исключением водящего, становятся в круг не более, чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий – за кругом. Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих, и после этого бежит в другую сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руки, приседают друг перед другом и т.д. Водит тот, кто не успел занять пустое место. Правила игры: 1. Водящий должен коснуться рук играющего, вызывая его на соревнование в беге 2. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать 3. При встрече играющие обязательно выполняют условное задание. Тот, кто не выполнит задание, становится водящим.
5. Смена сторон На полу по окружности рисуются круги диаметром 0,5 м – «домики» (можно использовать обручи). Их количество на один меньше числа играющих. Из участников игры выбирается водящий. Он становится в центре, все остальные располагаются в «домиках». По команде водящего дети должны поменяться местами, перебегая из круга в круг. Водящий пытается занять освободившееся место. Играющий, оставшийся без «домика», становится водящим, и игра повторяется.
6. Космонавты По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" рисуют 2-5 кружков - "ракет". И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг. Содержание игры. Дети идут по кругу и приговаривают: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим - места нет! Как только сказано последнее слово, все разбегаются по "ракетодромам" и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет". Опоздавшие на "рейс" становятся в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в "космосе". Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта. Правила игры: 1. Начинать игру - только по установленному сигналу руководителя. 2. Разбегаться - только после слов: "Опоздавшим - места нет!
7. Белые медведи Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке. Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем". Побеждает последний пойманный игрок. Правила игры: 1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

 

В связи с тем, что в младшем школьном возрасте дети предпочитают игры, подвижным играм с элементами легкой атлетики отводится далеко не последнее место во время урочных занятий, и тем более во время внеурочных занятий.

С учетом возрастных особенностей младших школьников, основным методом воспитания скоростных является комплексный метод. Сущность данного метода заключается в том, что подвижные игры, игровые упражнения, разнообразные упражнения скоростного и скоростно-силового характера должны использоваться на уроках систематически.

Для воспитания быстроты движений с большой эффективностью может быть использован соревновательный метод. Его можно применять в двух формах:

1. Выполнение упражнений в группе из нескольких человек. После каждой команды из соревнований выбывает спортсмен, который выполнил ее последним.

2. Выполнение упражнений в парах. В каждой паре определяется победитель, затем соревнуются победители пар и таким образом идти до финала.

Рекомендуются следующие упражнения:

1. В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной

2. В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу

3. Из и.п. лежа на спине на расстоянии 1 – 3 м от стены (ногами к ней) по сигналу встать и добежать до стены

4. Из и.п. лежа на спине на гимнастическом мате по сигналу выполнить кувырок назад, прыжок вверх, присесть и принять положение упора лежа

5. Стоя (на полу лежит набивной мяч), по сигналу взять мяч и выполнить бросок из – за головы

6. Стоя бросить мяч вверх на высоту 1 – 1,5 м, повернуться на 360° и поймать его

7. Из и.п. лежа (набивной мяч зажат между ступнями) по сигналу взять мяч, встать бросить его из – за головы

8. Лежа, бросить набивной мяч толчком от груди вверх, встать и поймать его

9. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить его обратно

10. Стоя (гимнастическая палка вертикально одним концом на полу, другим – в руке), отпустить палку и подхватить, наклоняясь вперед

11. Стоя (гимнастическая палка горизонтально перед грудью) отпустить палку и поймать её на уровне бедер (с наклоном вперед, с приседанием, с хлопком руками)

12. Стоя (гимнастическая палка горизонтально над головой), с наклоном назад отпустить палку и поймать повернувшись на 180°.

13. Стоя лицом к партнёру на расстоянии 1,5 – 2 м от него, палку держать вертикально за нижний конец в вытянутой руке. По сигналу отпустить свою палку и поймать палку партнёра.

Быстрота реакции на стартовую команду (выстрел, свисток и т.п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера. Например:

1. В ходьбе по кругу – на неожиданный резкий, короткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание и т.п. Упражнение целесообразно проводить в форме соревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.

2. Стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положении «Низкий старт». Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуются между собой, а так до выявления быстрейшего.

3. По ожидаемому сигналу тренера выполнить простой бросок (от груди или из – за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнение 1, 2.

4. Во время игры в баскетбол (футбол, волейбол) по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять положение упора лежа. Упражнение проводится в форме соревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.

Вся разминка выполняется блоками:

1. Сначала – легкоатлетические упражнения,

2. Затем – общеразвивающие упражнения для суставов и мышц, осуществляемая сверху вниз: шея, плечевой пояс, поясница, таз, колени и стопы.

За это время организм восстанавливается и в то же время тщательно разминаются отдельные группы мышц.

Опираясь на то, что основными методами развития скоростных способностей в легкой атлетике являются метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, а так же учитывая введение по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения для начального общего образования (принятый 6 октября 2009 года) 3 часов физической культуры в неделю, я разработал следующую методику внедрения легкоатлетических упражнений в разминку и основную часть урока:

1. в первый недельный час легкоатлетические упражнения выполняются по методу строго регламентированного упражнения;

2. во второй недельный час урока применяется игровой метод;

3. в третий недельный час акцент делается на соревновательном методе (табл. 8)

Таким образом, мной была разработана рабочая программа «Физическая культура в 4 классе», на основе ФГОС второго поколения и «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» [30,44], но с учетом внедрения легкоатлетических упражнений в структуру разминки и основной части каждого урока, вне зависимости от раздела.

 

 


Таблица 8 – Фрагмент структуры программы занятий физической культурой в 4 классе. Раздел «Подвижные игры», 9 часов

№ урока Название урока Метод развития скоростных способнос-тей Основные элементы урока Предметные результаты Личностные результаты УУД
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний Строго регламентированный 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера. 2. Игры «Космонавты», «Зайцы в огороде», «Смена сторон». 3. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями Навыки сотрудничества в разных ситуациях; Регулятивные -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственной поведение и поведение окружающих.
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний Игровой 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера. 2. Игра «бег по кругу». 3. Эстафеты 4. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями   Познавательные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.  
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний соревновательный 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера. 2. Выполнение упражнений на развитие быстроты движений в группах 3. Соревнование «Кто дальше прыгнет в длину» 4. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями   Коммуникативные - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.  
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний Строго регламентированный 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера 2. Игры «Белые медведи», «Пустое место». 3. Развитие скоростно-силовых качеств Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями    
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний Игровой 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера. 2. Эстафета с обручами. 3. Эстафета «Веревочка под ногами» 4. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями    
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний соревновательный 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера. 2. Игра «Космонавты» 3. Выполнение упражнений на развитие быстроты движений в группах 4. Соревнование «Кто быстрее бегает»»   Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями    
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний Строго регламентированный 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера 2. Игры «Бег по кругу», «Воробьи и вороны». 3. Развитие скоростно-силовых качеств Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями    
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний Игровой 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера 2. Игра «Зайцы в огороде». 3. Эстафета с предметами 4. Развитие скоростно-силовых качеств Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями    
  Подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний соревновательный 1. Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера 2. Выполнение упражнений на развитие быстроты движений в группах 3. Игра «Воробьи и вороны». 4. Развитие скоростно-силовых качеств Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями    

План – конспект


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: