Для проверки эффективности предлагаемой мной методики был проведен педагогический эксперимент на базе средней школы № 2063 г. Москвы (с 14.01.2015 года ГБОУ Школа № 2065). Данный эксперимент проходил в два этапа:
1. Предварительный период эксперимента (02.09.2013-30.09.2013)
2. Основной период эксперимента (01.10.2013 – 31.05.2014)
На предварительном этапе в школе были созданы две группы из учащихся 4-х классов (9-10 лет):
1. контрольная группа – КГ (группа учащихся 4 «В» класс – 16 человек);
2. экспериментальная группа – ЭГ (группа учащихся 4 «А» класс – 16 человек).
Занятия в обеих группах проходили согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту второго поколения и «Комплексной программе физического воспитания 1-11 классов» 3 раза в неделю по одному учебному часу. [30,44]
В экспериментальной группе в разминочную часть и основную часть урока внедрялись легкоатлетические упражнения, согласно разработанной мной методике.
Во время эксперимента проводились педагогическое наблюдение и тестирование учащихся. С целью выявления эффективности экспериментальной методики сравнивались показатели физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп.
В сентябре 2013 года было проведено предварительное тестирование контрольной и экспериментальной группы. В результате тестирования контрольной группы были получены следующие результаты (табл. 4)
Таблица 4 – Исходные данные показателей физической подготовленности школьников контрольной группы, сентябрь 2013 г.
№ | ФИ | Измерение простой двигательной реакции, (см) | Подъем туловища за 30 сек., кол-во раз | Прыжок в длину с места, (см) | Бег 30 м.,(сек.) | Челночный бег 3*10 м., (сек.) |
1. | Самсонов Семен | 6.5 | 8.56 | |||
2. | Латышев Юрий | 5.9 | 8.62 | |||
3. | Субхонов Улугбек Рахим угли | 7.0 | 10.96 | |||
4. | Дворников Александр | 6.3 | 9.31 | |||
5. | Смирнов Григорий | 6.6 | 8.96 | |||
6. | Власов Данила | 6.8 | 9.78 | |||
7. | Старых Дмитрий | 6.9 | 9.13 | |||
8. | Милехин Никита | 6. | 9.94 | |||
9. | Страхова Анастасия | 6.8 | 9.78 | |||
10. | Погосян Ангелина | 6.7 | 10.47 | |||
11. | Овчинникова Виктория | 6.8 | 10.18 | |||
12. | Митякина Татьяна | 6.9 | 10.5 | |||
13. | Кот Полина | 6.9 | 9.87 | |||
14. | Назарян Тэймине | 7.0 | 9.72 | |||
15. | Ярушина София | 7.1 | 9.15 | |||
16. | Хачатрян Алина | 7.2 | 9.34 | |||
хср | 25,43 | 15.25 | 140,87 | 6.712 | 9.64 |
А экспериментальная группа выдала следующие показатели (табл. 5).
Таблица 5 – Исходные данные показателей физической подготовленности школьников экспериментальной группы, сентябрь 2013 г.
№ | ФИ | Измерение простой двигательной реакции, (см) | Подъем туловища за 30 сек., кол-во раз | Прыжок в длину с места, (см) | Бег 30 м., (сек.) | Челночный бег 3*10 м., (сек.) |
1. | Евазов Илья | 6.9 | 9,6 | |||
2. | Иванов Егор | 6.5 | 8,96 | |||
3. | Кузин Роман | 5.9 | 8,65 | |||
4. | Тулупов Дмитрий | 6.3 | 8,69 | |||
5. | Гришин Егор | 5.9 | 8,62 | |||
6. | Курьянович Максим | 5.9 | 8,0 | |||
7. | Новиков Алексей | 6.2 | 8,97 | |||
8. | Фоминиченко Данила | 6.4 | 9,5 | |||
9. | Гришачева Алина | 6.5 | 9,09 | |||
10. | Ситникова Анастасия | 6.1 | 8,72 | |||
11. | Кубанова Анастасия | 6.7 | 9,13 | |||
12. | Куродовец Юлия | 5.9 | 9,17 | |||
13. | Лукьянова Вера | 6.5 | 9,1 | |||
14. | Матвеева Юлия | 6.7 | 9,85 | |||
15. | Сиголаева Софья | 6.4 | 9,13 | |||
16. | Узелкова Марина | 6.4 | 9,56 | |||
хср | 23,38 | 16,25 | 153,19 | 6.325 | 9,046 |
Оценка полученных результатов на статистическую нормальность распределения не выявила четко выраженной асимметрии и эксцесса (табл. 6)
Таблица 6 – Исходные данные некоторых показателей физической подготовленности школьников экспериментальной и контрольной групп, сентябрь 2013 г.
Тесты (единицы измерения) | Обозначения групп: ЭГ - п=16; КГ - п=16 | Хср ± σ | t-критерий Стьюдента | Достоверность различий, Р |
1. Измерение простой двигательной реакции» | ЭК | 23,38± | 0,56 | >0,05 |
КГ | 25,43± | |||
2. Бег 30 м, (сек) | ЭГ | 6,325± | 1,34 | >0,05 |
КГ | 6,712± | |||
3. Прыжок в длину с места, (см) | ЭГ | 153,19± | 0,98 | >0,05 |
КГ | 140,87± | |||
4. Поднимание туловища из положения лежа, (кол-во раз) | ЭГ | 16,25± | 2,00 | >0,05 |
КГ | 15,25± | |||
5. Бег «челночный» 3x10 м (сек) | ЭГ | 9,046± | 0,76 | >0,05 |
КГ | 9,64± |
Итак, по результатам первого тестирования некоторых показателей физической подготовленности младших школьников, мы можем прийти к выводу, что в средние показатели контрольной и экспериментальной группы не сильно разняться (Рисунок 1-4.)
Рисунок 1 – Показатели физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп по тесту «Измерение простой двигательной реакции», сентябрь 2013 г., n=32
Рисунок 2 – Показатели физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп по тесту «Подъем туловища из положения лежа за 30 сек» (количество подъемов), сентябрь 2013 г., n=32
Рисунок 3 – Показатели физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп по тесту «Прыжок в длину с места» (см), сентябрь 2013 г., n=32
Рисунок 3 – Показатели физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп по тестам «Бег 30 метров» и «Челночный бег 3*10 м.» (сек.), сентябрь 2013 г., n=32
Сравнив результаты контрольной и экспериментальной групп с общепринятыми в РФ нормативами, мы пришли к выводу, что учащиеся обеих групп показали довольно хорошие результаты.
Рисунок 5 – Показатели уровня физической подготовленности учащихся контрольной группы, сентябрь 2013 год, n=16
По данным рис. 5 мы можем сделать выводы, что основная часть учащихся контрольной группы имеет средний уровень физической подготовки, который соответствует их возрастной категории. Достаточно слабо дети проявили себя в беге на 30 метров. А в дисциплине «челночный бег 3*10 м.» 19 % учащихся контрольной группы показали высокий результат.
Экспериментальная группа показала высокие результаты в таких дисциплинах, как подъем туловища (19%), прыжки в длину (44%), челночный бег (44%) (рис. 6).
Рисунок 6 – Показатели уровня физической подготовленности учащихся экспериментальной группы, сентябрь 2013 год, n=16
Данная информация помогла сформировать представления о физической подготовленности школьников. А так же позволит в дальнейшем сравнить с итоговыми результатами эксперимента и делать выводы о влиянии легкоатлетических упражнений на развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.