Глава 2 Задачи, методы и организация исследования

Задачи исследования

Согласно программам комплексного физического воспитания для учащихся 3-4 классов, составленными ведущими специалистами в области физической культуры и спорта, разделу «Легкая атлетика» отводится всего 21 час из 102 часов в год [30].

Опираясь на вышеизложенный материал, мы пришли к выводу, что в связи с тем, что возраст 9-10 лет является сенситивным периодом для развития скоростных способностей учащихся, следует, помимо 21 часа «Легкой атлетики», включать легкоатлетические упражнения в разминочную и основную часть урока на протяжении всего учебного года [30].

Таким образом, цель моего исследования заключается в следующем – совершенствование скоростных способностей школьников 9-10 лет средствами лёгкой атлетики.

Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

1. Провести анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме совершенствования физических качеств у учащихся 9-10 лет.

2. Теоретически обосновать и разработать экспериментальную методику воспитания скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста при помощи внедрения легкоатлетических упражнений в структуру разминки и основной части.

3. Оценить эффективность предложенной методики воспитания скоростных способностей посредством проведения эксперимента.

 

Методы исследования

В проводимом исследовании, используются следующие методы:

1. Анализ специальных литературных и иных информационных источников;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Педагогический эксперимент с использованием инструментальных методик и тестирования;

4. Методы математической статистики

Анализ и обобщение научно-методической литературы проводились для того, чтобы выявить уровень проработанности данной проблемы, а также для рассмотрения результатов исследования.

В экспериментальной части работы планировалось проверить гипотезу о том, что внедрение легкоатлетических упражнений в разминку и в основную часть урока может повлиять на эффективность развития и воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста. Использование соревновательного и игрового методов повышает интерес детей к занятиям, стимулирует процесс развития двигательных способностей.

Педагогический эксперимент был построен, учитывая особенности развития детей младшего школьного возраста. Для исследования уровня развития скоростных способностей использовались тесты, рекомендуемые Ляхом В.И. [31].

Тест «Измерение простой двигательной реакции»

Предназначение: измерение простой двигательной реакции

Описание теста: поймать гимнастическую палочку.

Оборудование: стул, гимнастическая палочка (длина – 40 см), рулетка.

Инструкция для испытуемого: И.п. испытуемого – сидя на стуле, рука вытянута вперед, ребром ладони вниз. На расстоянии 1-2 см от ладони испытуемого исследователь держит гимнастическую палку. Нулевая отметка палки находится на уровне ладони испытуемого. В течение 5 секунд после команды «Внимание!» исследователь отпускает палку. Задача испытуемого – поймать палку как можно быстрее.

Оценка: Быстрота реакции определяется по расстоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Чем данное расстояние меньше, тем лучше двигательная реакция.

Тест «Прыжок в длину с места»

Предназначение: определение «взрывной» силы

Описание теста: прыжок в длину с места из пoлoжения стoя.

Оборудование: Рулетка, мел.

Инструкция для испытуемого: «И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, пальцы ног не заступают за стартовую линию. Ученик должен согнуть ноги в коленях, сделать взмах руками назад, оттолкнуться и прыгнуть как можно дальше от стартовой линии. Данный тест выполняется с двух попыток.

Оценка: Засчитывается лучшая попытка. Результат измеряется в см.

 

Тест «Пoдъем туловища из пoлoжения лежа на спине,

нoги сoгнуты в кoленях и oпускание егo в И.П.»

Предназначение: измерение силы и скоростно-силовой выносливости

Описание теста: за 30 секунд выполняется максимально большее число повторений

Необходимое оборудование: секундомер и гимнастические маты.

Инструкция для испытуемого: «И.П. – сидя на мате, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, стопы полностью опираются о поверхность мата, кисти рук соединены на затылке, локти опираются о колени. Из этого положения следует лечь спиной на мат. Касаясь плечами мата, поднимаем туловище и возвращаемся в исходное положение. Упражнение выполняется после команды учителя «Внимание! Марш!». Упражнение выполняется как можно быстрее. Заканчивать упражнение следует после команды «Стоп!».

Оценка: число полных циклов за 30 сек.

 

Тест «Бег на месте в течение 5-10 секунд».

Предназначение: измерение частoты движений рук и нoг

Oписание теста: бег на месте в течение 5-10 секунд.

Oбoрудoвание: резинoвый шнур, секундoмер.

Инструкция для испытуемого: по сигналу испытуемый начинает как можно чаще поочередно касаться коленями резинового шнура, который натянут горизонтально на высоте поднятого под прямым углом бедра испытуемого.

Oценка: число касаний за 5-10 секунд.

Тест «Бег на 30 м с высокого старта»

Предназначение: измерение скоростных качеств

Необходимое оборудование: секундомер, флажок

Описание теста: по команде учителя «Марш!» школьник должен начать бег с максимально возможной скоростью, пересечь линию финиша на максимальной для него скорости. Необходимо следить за тем, чтобы скорость у финиша не снижалась.

Разрешается опробование дистанции.

Оценка: полученный результат времени должен учитываться с точностью до 0,1 сек

Тест «Челночный бег 3x10 м»

Предназначение: измерение быстроты и ловкости

Необходимое оборудование: секундомер, рулетка, мел, стойки.

Описание теста: на пoлу чертится линия «старт» (1 м 20 см), от нее на расстoянии 10 м чертится втoрая параллельная линия - «Пoвoрoт». Пo краям линий устанавливаются стoйки. Ученик должен встать перед линией на «Старт» и по команде учителя он начинает бежать, как можно быстро, до линии «Поворот». Переступив линию, он должен развернуться и бежать назад, на линии «Старт» развернуться и бежать обратно к линии «Поворот».

Оценка: полученный результат времени должен учитываться с точностью до 0,1 сек

Для выявления результата скоростных качеств младшего школьника применяются нормативы, рекомендованные Министерством образования (таб. 3).[30,50]

 


Таблица 3 – Уровень физической подготовленности учащихся 9-10 лет

 

Физические способности Тест Возраст, лет Мальчики   Девочки  
Уровень
низкий средний высокий низкий средний Высокий
Скоростные Бег 30 м, с.   6,8 и выше 6,7-5,7 5,1 и ниже 7,0 и выше 6,9-6,0 5,3 и ниже
  6,6 и выше 6,5-5,6 5,1 и ниже 6,6 и выше 6,5-5,6 5,2 и ниже
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см   120 и ниже 130-150 175 и выше 110 и ниже 135-150 160 и выше
  130 и ниже 140-160 185 и выше 120 и ниже 140-150 170 и выше
Скоростно-силовые Подъем туловища за 30 сек (кол-во раз)   9 и ниже 10-19 20 и выше 8 и ниже 9-17 18 и выше
  10 и ниже 11-20 21 и выше 8 и ниже 9-17 18 и ниже
Координационные Челночный бег 3*10 м., с   10,2 и выше 9,9-9,3 8,6 и ниже 10,8 и выше 10,3-9,7 9,3 и ниже
  9,9 и выше 9,5-9,0 8,6 и ниже 10,4 и выше 10,0-9,5 9,1 и ниже


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: