Задачи исследования
Согласно программам комплексного физического воспитания для учащихся 3-4 классов, составленными ведущими специалистами в области физической культуры и спорта, разделу «Легкая атлетика» отводится всего 21 час из 102 часов в год [30].
Опираясь на вышеизложенный материал, мы пришли к выводу, что в связи с тем, что возраст 9-10 лет является сенситивным периодом для развития скоростных способностей учащихся, следует, помимо 21 часа «Легкой атлетики», включать легкоатлетические упражнения в разминочную и основную часть урока на протяжении всего учебного года [30].
Таким образом, цель моего исследования заключается в следующем – совершенствование скоростных способностей школьников 9-10 лет средствами лёгкой атлетики.
Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:
1. Провести анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме совершенствования физических качеств у учащихся 9-10 лет.
2. Теоретически обосновать и разработать экспериментальную методику воспитания скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста при помощи внедрения легкоатлетических упражнений в структуру разминки и основной части.
3. Оценить эффективность предложенной методики воспитания скоростных способностей посредством проведения эксперимента.
Методы исследования
В проводимом исследовании, используются следующие методы:
1. Анализ специальных литературных и иных информационных источников;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогический эксперимент с использованием инструментальных методик и тестирования;
4. Методы математической статистики
Анализ и обобщение научно-методической литературы проводились для того, чтобы выявить уровень проработанности данной проблемы, а также для рассмотрения результатов исследования.
В экспериментальной части работы планировалось проверить гипотезу о том, что внедрение легкоатлетических упражнений в разминку и в основную часть урока может повлиять на эффективность развития и воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста. Использование соревновательного и игрового методов повышает интерес детей к занятиям, стимулирует процесс развития двигательных способностей.
Педагогический эксперимент был построен, учитывая особенности развития детей младшего школьного возраста. Для исследования уровня развития скоростных способностей использовались тесты, рекомендуемые Ляхом В.И. [31].
Тест «Измерение простой двигательной реакции»
Предназначение: измерение простой двигательной реакции
Описание теста: поймать гимнастическую палочку.
Оборудование: стул, гимнастическая палочка (длина – 40 см), рулетка.
Инструкция для испытуемого: И.п. испытуемого – сидя на стуле, рука вытянута вперед, ребром ладони вниз. На расстоянии 1-2 см от ладони испытуемого исследователь держит гимнастическую палку. Нулевая отметка палки находится на уровне ладони испытуемого. В течение 5 секунд после команды «Внимание!» исследователь отпускает палку. Задача испытуемого – поймать палку как можно быстрее.
Оценка: Быстрота реакции определяется по расстоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Чем данное расстояние меньше, тем лучше двигательная реакция.
Тест «Прыжок в длину с места»
Предназначение: определение «взрывной» силы
Описание теста: прыжок в длину с места из пoлoжения стoя.
Оборудование: Рулетка, мел.
Инструкция для испытуемого: «И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, пальцы ног не заступают за стартовую линию. Ученик должен согнуть ноги в коленях, сделать взмах руками назад, оттолкнуться и прыгнуть как можно дальше от стартовой линии. Данный тест выполняется с двух попыток.
Оценка: Засчитывается лучшая попытка. Результат измеряется в см.
Тест «Пoдъем туловища из пoлoжения лежа на спине,
нoги сoгнуты в кoленях и oпускание егo в И.П.»
Предназначение: измерение силы и скоростно-силовой выносливости
Описание теста: за 30 секунд выполняется максимально большее число повторений
Необходимое оборудование: секундомер и гимнастические маты.
Инструкция для испытуемого: «И.П. – сидя на мате, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, стопы полностью опираются о поверхность мата, кисти рук соединены на затылке, локти опираются о колени. Из этого положения следует лечь спиной на мат. Касаясь плечами мата, поднимаем туловище и возвращаемся в исходное положение. Упражнение выполняется после команды учителя «Внимание! Марш!». Упражнение выполняется как можно быстрее. Заканчивать упражнение следует после команды «Стоп!».
Оценка: число полных циклов за 30 сек.
Тест «Бег на месте в течение 5-10 секунд».
Предназначение: измерение частoты движений рук и нoг
Oписание теста: бег на месте в течение 5-10 секунд.
Oбoрудoвание: резинoвый шнур, секундoмер.
Инструкция для испытуемого: по сигналу испытуемый начинает как можно чаще поочередно касаться коленями резинового шнура, который натянут горизонтально на высоте поднятого под прямым углом бедра испытуемого.
Oценка: число касаний за 5-10 секунд.
Тест «Бег на 30 м с высокого старта»
Предназначение: измерение скоростных качеств
Необходимое оборудование: секундомер, флажок
Описание теста: по команде учителя «Марш!» школьник должен начать бег с максимально возможной скоростью, пересечь линию финиша на максимальной для него скорости. Необходимо следить за тем, чтобы скорость у финиша не снижалась.
Разрешается опробование дистанции.
Оценка: полученный результат времени должен учитываться с точностью до 0,1 сек
Тест «Челночный бег 3x10 м»
Предназначение: измерение быстроты и ловкости
Необходимое оборудование: секундомер, рулетка, мел, стойки.
Описание теста: на пoлу чертится линия «старт» (1 м 20 см), от нее на расстoянии 10 м чертится втoрая параллельная линия - «Пoвoрoт». Пo краям линий устанавливаются стoйки. Ученик должен встать перед линией на «Старт» и по команде учителя он начинает бежать, как можно быстро, до линии «Поворот». Переступив линию, он должен развернуться и бежать назад, на линии «Старт» развернуться и бежать обратно к линии «Поворот».
Оценка: полученный результат времени должен учитываться с точностью до 0,1 сек
Для выявления результата скоростных качеств младшего школьника применяются нормативы, рекомендованные Министерством образования (таб. 3).[30,50]
Таблица 3 – Уровень физической подготовленности учащихся 9-10 лет
Физические способности | Тест | Возраст, лет | Мальчики | Девочки | ||||
Уровень | ||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | Высокий | |||
Скоростные | Бег 30 м, с. | 6,8 и выше | 6,7-5,7 | 5,1 и ниже | 7,0 и выше | 6,9-6,0 | 5,3 и ниже | |
6,6 и выше | 6,5-5,6 | 5,1 и ниже | 6,6 и выше | 6,5-5,6 | 5,2 и ниже | |||
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 120 и ниже | 130-150 | 175 и выше | 110 и ниже | 135-150 | 160 и выше | |
130 и ниже | 140-160 | 185 и выше | 120 и ниже | 140-150 | 170 и выше | |||
Скоростно-силовые | Подъем туловища за 30 сек (кол-во раз) | 9 и ниже | 10-19 | 20 и выше | 8 и ниже | 9-17 | 18 и выше | |
10 и ниже | 11-20 | 21 и выше | 8 и ниже | 9-17 | 18 и ниже | |||
Координационные | Челночный бег 3*10 м., с | 10,2 и выше | 9,9-9,3 | 8,6 и ниже | 10,8 и выше | 10,3-9,7 | 9,3 и ниже | |
9,9 и выше | 9,5-9,0 | 8,6 и ниже | 10,4 и выше | 10,0-9,5 | 9,1 и ниже |