Цель:оптимизация процесса профессионального становления студентов из числа детей - сирот.
№ | Этап |
1. | Подготовительный этап. Цель: сбор информации о студенте, установление личного контакта. Срок выполнения: в течение недели. |
2. | Диагностический этап. Цель: осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения Срок выполнения: в течение 2 недель. Используемые методы Социометрия. Тестирование: 1. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности». 2. Проблемная анкета. 3. Опросник «Индивидуально-типологические особенности личности» Л.Н Собчик. 4. Опросник «Оценка терминальных ценностей». 5. Опросник «Акцентуации характе ра» Леонгарда-Шмишека. 6. Опросник профессиональных предпочтений Дж.Голланда 7. Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова Наблюдение (опосредованное) за уровнем успеваемости. |
3. | Деятельностный этап. Цель: оказание помощи в профессиональном становлении студентов из числа-детей-сирот. Срок выполнения: в течение месяца. Организация и проведение мероприятий совместно с Психологической службой университета. Занятия: 1. Занятие на знакомство Цель занятия: - знакомство учащихся между собой; - формирование мотивации к совместной деятельности; - создание положительного настроя на последующие занятия; - формирование интереса к процессам самопознания и саморазвития. 2.Занятие на повышение уверенности в себе Цель занятия: - развить универсальные навыки уверенности, такие как инициатива в осуществлении собственных планов, позитивное самовосприятие и оптимизм, социальная смелость, умение вызвать симпатию и специальные навыки уверенности, имеющие ограниченное значение в разных сферах современной жизни (умение сказать «нет», потребовать, попросить, открытое выражение желаний и чувств и другие). 3. Занятие на развитие навыков коммуникации Цельзанятия: - развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления, способности к обобщению и систематизации информации. - отработать презентационные навыки, умение убеждать 4. Занятие по снижению тревожности Цель занятия: - повышение самооценки ребенка; - обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; - отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих человека. 5. Занятие личностного роста Цель занятия: - повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив; - готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности; - повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий; - образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. |
4. | Рефлексивный этап. Повторная диагностика. Цель: осмысление результатов деятельности по решению проблемы. Тестирование: 1. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности». 2. Проблемная анкета. 3. Опросник «Индивидуально-типологические особенности личности» Л.Н Собчик. 4. Опросник «Оценка терминальных ценностей». 5. Опросник «Акцентуации характера» Леонгарда-Шмишека. |
Показателями эффективности социально – педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот являются:
|
|
|
|
1. повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей;
2. снижение уровня тревожности и агрессии;
3. снижение уровня проблем студентов, связанных с университетом, будущим, родительским домом, отношениями со сверстниками, с отношением другому полу, с собственной персоной, проблем свободного времени.
Таблица 4
Сводная таблица результатов формирующего эксперимента
№, пол | Уровень коммуникативных способностей | Уровень организаторских способностей | Проблемная анкета | ||||||
Университет | Будущее | Родительский дом | Отношения со сверстниками | Свободное время | Отношения к другому полу | Собственная персона | |||
3ж | Средний | Средний | |||||||
11м | Очень высокий | Очень высокий | |||||||
19ж | Высокий | Высокий | |||||||
25ж | Высокий | Высокий |
Таблица 5
Сводная таблица результатов формирующего эксперимента
№, пол | ИТО | ОТеЦ | Акцентуации характера (Леонгард-Шмишек) | ||||||||||||||||||||||||||||
Экстраверсия | Спонтанность | Агрессивность | Ригидность | Интроверсия | Сензитивность | Тревожность | Лабильность | Собственный престиж | Высокое материальное положение | Креативность | Активные социальные контакты | Развитие себя | Достижения | Сохранение собственной индивидуальности | Духовное удовлетворение | Сфера профессиональной жизни | Сфера обучения и образования | Сфера семейной жизни | Сфера общественной жизни | Сфера увлечений | Гипертимный | Дистимичный | Демонстративный | Тревожный | Возбудимый | Педантичный | Застревающий | Эмотивный | Экзальтированный | Циклоидный | |
3ж | |||||||||||||||||||||||||||||||
11м | |||||||||||||||||||||||||||||||
19ж | |||||||||||||||||||||||||||||||
25ж |
Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы (Таблица 4, 5).
По результатам повторного исследования у испытуемого № 3ж уровень коммуникативных и организаторских способностей средний, то есть повысился. По результатам проблемной анкеты у испытуемого, выявленный ранее уровень проблем, связанных с отношениями со сверстниками, собственной персоной, будущим стал значительно ниже. Тем не менее, проблемы, связанные с родительским домом, отношением к другому полу остались на том же уровне. Испытуемый указывает на то, что ему до сих пор
трудно сближаться с другими людьми, что он чувствует себя неуверенно в общении с другим полом и что ему бывает трудно отстаивать свои решения. По результатам оценки терминальных ценностей, на момент исследования для испытуемого так и не представляют интереса такие терминальные ценности как собственный престиж, духовное удовлетворение и такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни. Тем не менее, у испытуемого наблюдается повышение интереса к таким терминальным ценностям как активные социальные контакты в сфере общественной жизни. Это выражается в появившемся стремлении реализовать свою социальную направленность через активную общественную жизнь. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого снизился уровень тревожности. Это говорит о некотором снижении мнительности и склонности к навязчивым страхам. Также в результате исследования у испытуемого были выявлены такие акцентуации черт характера как экзальтированный тип. Тревожный тип акцентуации черт характера, выявленный при первичной диагностике, преобразовался в тенденцию.
|
|
По результатам повторного исследования у испытуемого № 11м уровень коммуникативных и организаторских способностей остался на очень высоком уровне. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого, выявленный раннее уровень проблем, связанных с собственной персоной незначительно снизился. Испытуемый отмечает, что перестал чувствовать себя одиноко, появилась уверенность и смелость в отстаивании своих решений. По результатам оценки терминальных ценностей, на момент исследования для испытуемого так и не представляют интереса такие терминальные ценности как сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение и такая жизненная сфера как семейная жизнь. Тем не менее, у испытуемого наблюдается повышение интереса к таким терминальным ценностям как креативность, активные социальные контакты. Это выражается в повышении стремления к реализации своих творческих возможностей и стремления разнообразить свою жизнь. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого остался повышен уровень экстраверсии и лабильности. Это выражается в раскованности поведения и стремлением к лидерству, а также изменчивости настроения и некоторой мотивационной неустойчивости. В результате повторного исследования у испытуемого акцентуации черт характера не были выявлены.
|
|
По результатам повторного исследования у испытуемого № 19ж уровень коммуникативных и организаторских способностей повысился и стал высокий. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого выявленный ранее уровень проблем, связанных с будущим, свободным временем, отношением к другому полу незначительно снизился. На том же уровне остались проблемы, связанные с собственной персоной. Это выражается в том, что испытуемый до сих пор иногда чувствует себя одиноко и часто бывает печальным и подавленным. По результатам оценки терминальных ценностей для испытуемого остались наиболее важны такие терминальные ценности как сохранение собственной индивидуальности, активные социальные контакты и достижения. Это выражается, с одной стороны, в стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, а с другой стороны, в стремлении к независимости от других людей. Однако на момент исследования для испытуемого так и не представляют интереса такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни. В результате повторного исследования значительно повысился интерес к таким терминальным ценностям как развитие себя. Высокий бал по данному показателю отражает заинтересованность испытуемого в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностей и других характеристиках своей личности. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого повысился уровень экстраверсии и лабильности. Это говорит о некотором повышении стремления к общению и изменчивости настроения. Также в результате повторного исследования у испытуемого были выявлены такие акцентуации черт характера как демонстративный тип. Уровень выраженности тревожного типа акцентуаций черт характера значительно снизился.
По результатам повторного исследования у испытуемого № 25ж уровень коммуникативных и организаторских способностей повысился и стал высокий. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого выявленный раннее уровень проблем, связанных с отношением к другому полу, свободным временем, университетом значительно снизился. Это говорит о повышении интереса к учению, о готовности к более рациональному распределению свободного времени и о повышении уверенности в общении с другим полом. Уровень проблем, связанных с будущим и собственной персоной остался на том же уровне. По результатам оценки терминальных ценностей для испытуемого остались наиболее важны такие терминальные ценности как высокое материальное положение, креативность, духовное удовлетворение и сфера профессиональной жизни. Это выражается в стремлении иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату и другие виды материальных благ, а также в стремлении внести элемент творчества в сферу моей профессиональной деятельности. В результате повторного исследования значительно повысился интерес к таким жизненным сферам как сфера общественной жизни. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого повысился уровень экстраверсии и спонтанности. Это говорит о некотором повышении интереса к общению и стремления к нормальному самоутверждению и стремлением к лидированию. Уровень выраженности тревожного типа акцентуации черт характера, выявленный при первичной диагностике, снизился и преобразовался в тенденцию к акцентуации черт характера.
После проведения формирующего эксперимента, по результатам повторного исследования наблюдается положительная динамика изменений качеств личности у студентов. Это подтверждает наше предположение о том, что социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот будет эффективна, если выявлена профессиональная предрасположенность, личностные особенности и проблемы данной категории студентов различного характера.
Но временные рамки формирующего эксперимента не позволяют оказать помощь в кардинальном изменении их индивидуальных особенностей. Поэтому необходимо продолжить реализацию программы социально-педагогической поддержки студентов из числа детей-сирот.
Проведенный в работе анализ литературы позволил уточнить понятия «профессиональное становление», «дети-сироты», «социально-педагогическая поддержка», выявить типичные проблемы, характерные для профессионального становления студентов из числа детей-сирот, провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот, разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.
Таким образом, теоретический анализ литературы и проведенное экспериментальное исследование позволили достичь цели и реализовать задачи нашей работы.
Необходимо отметить, что выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное становление личности - это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности.
Проведенное исследование было направлено на выявление сформированности только части качеств, которые в деятельности социального педагога важны и значимы. К ним можно отнести: коммуникативные способности, организаторские способности и жизненные ценности. Но в первую очередь специалист должен быть предрасположен к выбранной профессиональной сфере. И первоначальным этапом профессионального становления студентов является их успешная адаптация к условиям вуза.
Пилотажные исследования, проведённые в 2009-2010 учебном году на факультете педагогики начального образования и социальной педагогики среди студентов (категория дети-сироты) 1-3 курсов, свидетельствуют о следующем. Из 9 детей-сирот адаптировались к условиям высшего профессионального учреждения только один человек, т. к. по социометрическому статусу студентка входит в группу «принятых», профессиональный тип личности соответствует типу профессиональной среды, успешна в обучении (средний балл по осваиваемым дисциплинам - «хорошо»), коммуникативные и организаторские способности сформированы на среднем уровне. Остальные восемь человек, несмотря на соответствие профессионального типа личности профессиональной среде, испытывают трудности в профессиональной адаптации различного характера. Так двое из испытуемых не интегрировались в группу сверстников, четверо испытывают затруднение в освоении содержания высшего образования, у семи студентов данной категории коммуникативные и организаторские способности сформированы на низком уровне.
Исследование, которое проводилось на базе факультета педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 2011 году позволяет обобщить эти исследования. Они свидетельствуют о том, что у этих детей имеются проблемы различного характера. Процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей. Не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.
В результате реализации программы социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот частично проблемы были сняты. Но для наиболее успешного процесса профессионального становления студентов данной категории необходима постоянная помощь, мониторинг и диагностика.
Кроме этого необходимо отметить, что основной целью социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов всех категорий является оказание им помощи в формировании профессионально важных качеств (компетенций) будущего специалиста.
Для этого необходимо выявить эти компетенции, установить этапы в процессе обучения, на которых можно отслеживать уровень их сформированности. А также разработать диагностический инструментарий для выявления степени сформированности компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. – 2000. - № 3.
2. Бобылева И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Автор, дисс. канд. пед. наук Владимир, 2000.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, 1968.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 4.
5. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1.
6. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей-сирот. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2008.
7. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М.; 1990.
8. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. – 2000. - № 3.
9. Голин А.Н. Социальная психиатрия сиротства. – М., «лаборатория базовых знаний», 2000.
10. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. – Автореф.дисс.на соискание уч.степени доктора пс.наук. – М, 1996.
11. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2.
12. Дементьева И.Ф Отвергнутые дети. Журнал «Социальная педагогика» № 1, 2004.
13. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. Серия: Семья и воспитание. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
14. Дементьева И.Ф Социальная адаптация детей-сирот. Журнал «Социальная педагогика» № 2, 2003.
15. Иванова Е.М Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.,1987.
16. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж, 1996.
17. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.
18. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под ред. Л.И. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
19. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение. / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия, 2005.
20. Латышев О. Университетский комплекс как средство оптимизации образовательного процесса в сиротском учреждении. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2006.
21. Методика и технология работы социального педагога. / Под ред. А.В. Мардахаева, М.А. Галагузовой. – М.: Академия, 2004.
22. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.
23. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. М., 2002.
24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.
25. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.
26. Орсаг Ю., Паншина О. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2006.
27. Практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»: учебное пособие/ М-во образования и науки РФ; составитель Н.М Ползунова.- Архангельск: КИРА, 2010.
28. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., Педагогика, 1990.
29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005.
30. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства, М., «Академия», 2001.
31. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. -М.; Флинт, 1998.
32. Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов интернатов. Журнал прикладной психологии № 4, 2005.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2003.
34. Скобко Е.В. Дети-сироты: современная российская пресса об их защите // Дети России: насилие и защита: Матер. Всерос. Научн.-практ. конф. -М., 1997.
35. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003.
36. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.
37. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М., 1987.
38. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ)
39. http://psyjournals.ru/articles/d8729.shtml, 13.02.2011г.
40. http://revolution.allbest.ru/sociology/00009477_0.html, 6.03.2011 г.
41. http://revolution.allbest.ru/sociology/00170832_0.html, 23.12.2010 г.
42. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/871-health-as-a-subject-of-interdisciplinary-research-3?start=2, 9.02.2011 г.