Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
     
  Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога Педагог как представитель одной из самых социально значимых человеческих профессий. Педагогическая профессия в схеме «Человек-человек». Социальная значимость профессии воспитателя учреждения дошкольного образования. Предъявление обществом повышенных требований к воспитателю современного учреждения дошкольного образования. Специфика деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования, ее структура и основные функции. Педагогическое творчество. Профессиональные умения воспитателя: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, специальные. Типы воспитателей. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя. Профессионально значимые личностные качества. Профессиональная деструкция.
  Воспитание и развитие детей младенческого возраста Задачи и воспитание детей первого года жизни. Общение со взрослым как ведущая деятельность. Физичесакое воспитание. Социальное воспитание и развитие. Познавательное воспитание. Общие показатели развития.
  Воспитание и развитие детей раннего возраста Задачи и воспитание детей раннего возраста.. Физическое воспитание и развитие. Развитие предметной деятельности. Социально-личностное воспитание и развитие. Познавательно-речевое воспитание. Общие показатели развития
  Теоретические основы игры Игра в истории человечества. Г.В.Плеханов о происхождении игры, ее связи с трудом и искусством. Игра – своеобразный способ отражения жизни. К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт об игре как отражении жизни. Характеристика игровой деятельности. Структура игры как деятельности. Особенности игры как ведущего вида деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин). Педагогическая характеристика игры: отражательный характер, свободная самостоятельная деятельность, эмоциональная насыщенность, повторность игровых действий, творческий характер игровой деятельности. Игра как средство воспитания. Игра как форма организации жизни и деятельности детей (Н.К.Крупская,А.С.Макаренко, А.П.Усова, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая и др.) Разнообразие детских игр. Разные подходы к их классификации: по педагогическому значению (Ф.Фребель, К.Гросс) в зависимости от отражаемых сфер человеческой деятельности (Е.А.Аркин), по степени проявления самостоятельности и творчества детьми (П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская, Д.В.Менджерицкая). Современные классификации детских игр (Е.В.Зворыгина, Л.А.Парамонова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, С.Л.Новоселова).
  Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая, творческая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Закономерности возникновения сюжетно-ролевой игры, основные этапы её развития (Д.Б.Эльконин). Структурные компоненты сюжетно- ролевой игры: сюжет, содержание, роль. Современные научные подходы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми. Формы организации сюжетно-ролевой игры и условия её развития. Игровые интересы детей, методика изучения и пути их развития. Использование наглядных моделей при подготовке детей к сюжетно-ролевым играм. Прямые и косвенные приемы руководства. Комплексный метод руководства творческой игрой. Формирование взаимоотношений детей к игре. Уровни становления взаимоотношений на протяжении дошкольного детства (А.П.Усова). Игровые и реальные взаимоотношения. Пути формирования игрового коллектива. Проявление индивидуальных особенностей детей в игре. Развитие игрового творчества.
  Игрушка Характеристика игрушки, ее значение для удовлетворения потребности ребенка в игре, для осуществления замысла. Образовательная и воспитательная ценность игрушки. История игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Требования к игрушке. Основные виды игрушек. Их значение.
  Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания Понятие об интеллектуально-познавательном воспитании. Задачи интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников. Условия развития детей. Основные виды деятельности детей как средства интеллектуально-познавательного воспитания и развития. Сенсорная культура как основа познавательной деятельности детей. Развитие понятия «сенсорная культура» (М.Монтессори, Л.А.Венгер). Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в зарубежной педагогике (М.Монтессори, О.Декроли, Ф.Фребель и др.), их анализ. Основные положения современной отечественной системы сенсорного воспитания дошкольников (А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева, Н.П.Сакулина, Е.И.Флерина, А.П.Усова, Н.Н.Поддъякова, Л.А.Венгер и др.). Задачи сенсорного воспитания: формирование у детей системы перцептивных действий, сенсорных эталонов, умения самостоятельно применять их в познавательно-практической деятельности.
  Дошкольная дидактика Дидактика – теория обучения и образования. Сведения из истории развития дидактики. Обучение как средство интеллектуально-познавательного развития, его сущность. Традиционные и современные взгляды на роль учебной деятельности в развитии ребенка и подготовке его к школе. Структура учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, контроль и оценка (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Уровни развития учебной деятельности дошкольников (А.П.Усова). Педагогические условия ее становления. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Мотивы учебной деятельности дошкольников. Деятельность педагога по организации процесса активного усвоения знаний. Развитие дошкольной дидактики в классической зарубежной (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, М.Монтессори и др.) и отечественной педагогике (К.Д.Ушинский, В.Ф.Одоевский, Е.И.Ти-хеева и др.). Современные подходы к проблеме обучения дошкольников (Дж. Брунэр, А.П.Усова, С.Л.Новоселова, А.Д.Говор-кова, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков, Н.Я.Михай-ленко,Н.А.Короткова, Л.А.Парамо-нова и др.). Дидактические принципы. Модели обучения. Содержание современного дошкольного образования. Проблема систематизации знаний и их отбора. Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста. Разные подходы к их классификации. Классификация методов по источнику получения знаний: слово, практическая деятельность, чувственное восприятие (наглядные, словесные, практические и игровые). Специфика классификации методов на основе теории познавательной деятельности, процесса познания (Ю.К.Бабанский и др.). Основные группы методов: стимулирования и мотивации, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля. Наглядные методы обучения (наблюдение, демонстрация картин, репродукций, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств) и приёмы (показ способа действий, показ образца). Роль семьи в интеллектуально-познавательном развитии детей. Типы обучения дошкольников: прямое, опосредованное, проблемное. Технология их осуществления
  Планирование педагогического процесса Значение планирования педагогического процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей. Содержание планирования. Программа воспитания и обучения в детском саду - основа планирования педагогического процесса. Планирование воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении на основе программы «Пралеска». Возможность использования вариативных программ. Виды и формы планирования воспитательно-оздоровительной работы в детском саду. Планирование в разных возрастных группах. Анализ воспитателем учебно-воспитательной работы и его значение для успешного решения задач воспитания и обучения детей.
  Готовность детей к школьному обучению Преемственность между дошкольным и начальным образованием Актуальность проблемы готовности детей к обучению в школе. Определение понятий «готовность детей к школе» и «подготовка детей к школе». «Спонтанное» и «реактивное» обучение. Показатели готовности детей к школе. Трудности в привыкании ребенка к школьной жизни, их причины. Учет психологических особенностей дошкольного периода детства. Формирование у дошкольников основных компонентов учебной деятельности. Изменение отношения ребенка к взрослым и сверстникам. Характер самооценки дошкольника. Развитие произвольности в дошкольном детстве. Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы. Определение понятия «преемственность». Сущность преемственности между дошкольным и начальным образованием. Необходимость согласования программ и методов обучения в смежных звеньях непрерывной системы образования. Значение дошкольной подготовки для успешного обучения в школе, формирование предпосылок учебной деятельности. Необходимость продолжения в школе работы по разностороннему воспитанию детей. Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность в содержании, формах и метода учебно-воспитательной работы детского сада и начальной школы. Сравнительный анализ образовательных программ старшей группы детского сада и первого класса школы

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: