I. Введение
1.1. Цели преподавания дисциплины курса «Дошкольная педагогика» способствовать формированию педагогической культуры и профессиональной компетентности будущих специалистов в области воспитания, обучения, развития и организации жизни детей раннего и дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования
Задачи изучения дисциплины
В задачи данного курса входит:
- формирование системы знаний слушателей об особенностях физического, психического, личностного развития детей от 0 до 6 (7) лет; о сущности воспитания, обучения детей раннего и дошкольного возраста; принципах и особенностях организации режима дня детей; месте, целях, содержании, способах и видах деятельности дошкольников, специфичности развивающей среды; преемственности в работе учреждений дошкольного образования, семьи и школы и др.;
- развитие и совершенствование организационных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, аналитических и др. умений, определяющих профессиональную компетентность специалиста учреждения дошкольного образования;
|
|
- формирование ценностного, положительного эмоционального отношения к педагогическим знаниям и педагогической профессии
1.3. Методы обучения дисциплины:
чтение и обсуждение лекционного курса;
проведение семинарских, практических занятий;
выполнение заданий в учреждениях дошкольного образования;
анализ журнальных статей;
анонсирование статей;
изготовление дидактического материала для работы с детьми;
написание сочинений, эссе;
выполнение рефератов;
подготовка тематических сообщений;
конспектирование первоисточников;
подготовка мультимедийных презентаций;
выполнение педагогических проектов;
решение педагогических задач;
самостоятельная работа слушателей.
Средства обучения дисциплине
Использование схем: В курсе «Дошкольная педагогика» используются комплекты фотографий детей от рождения до 7 лет, вовлеченных в разные виды деятельности. Комплекты фотографий сгруппированы по следующим направлениям:«Я пришел в этот мир!», «Мои первые игрушки», «Мама, папа и Я!», «Я идув детский сад», «Я познаю мир!», «Я играю», «На прогулке», «Мои праздники!», «Я иду в школу».
Использование практических материалов уч.-методических и учебных пособий: Н.В.Амасович «Дошкольная педагогика» Козлова, С.А., Куликова, Т.А. «Дошкольная педагогика», Л.Р.Болотина. Т.С.Комарова, С.П.Баранов«Дошкольная педагогика», «Пралеска»: программа дошкольного образования, Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языков обучения и др.
|
|
Стимульный материал и протоколы к методикам:
Мультимедийные презентации по темам курса. Структурно-логические схемы. Задачи и упражнения. Тестовые задания для контроля знаний.
Требования к результатам обучения
Слушатель должен знать:
v ведущие понятия дисциплины, устанавливать связи между ними, понимать их общее и специфичное;
особенности развития детей от 0 до 6 (7) лет; закономерности и принципы, структуру и логику организации педагогического процесса в учреждении дошкольного образования;
v сущность (понятие, цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, предполагаемые результаты, связь с другими процессами, участники, характер взаимодействия и др.) воспитания, обучения детей раннего и дошкольного возраста, особенности организации режима дня детей;
место, цели, задачи, педагогические условия, содержание, способы организации разных видов деятельности дошкольников, выделять специфику и принципы построения развивающей среды, основания обеспечения преемственности в работе учреждения дошкольного образования, семьи, школы и др.;
v концепциии воспитания и обучения дошкольников, видеть возможности их использования на современном этапе;
v знать международные стандарты защиты прав ребенка и национальное законодательство о правах ребенка;
v знать социально-правовые механизмы защиты прав детей.
уметь:
на основе полученных знаний планировать, организовывать целостный педагогический процесс в учреждении дошкольного образования;
v реализовывать воспитательную, обучающую, развивающую, креативную, диагностическую, проектировочную функции во взаимодействии с детьми;
обеспечивать развивающую среду для оздоровительной, коммуникативной, игровой, познавательной, трудовой, художественно-эстетической, исследовательской и др. деятельности детей в учреждении дошкольного образования;
v учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности детей, выстраивать взаимодействие с участниками педагогического процесса, устанавливать преемственность в работе;
v оценивать результативность педагогического процесса, проявлять творчество и импровизацию в решении педагогических задач;
владеть:
v навыками работы с детьми в разных возрастных группах, способами организации режимных процессов и видов детской деятельности; иметь коммуникативные, конструктивные, организаторские, прикладные, игровые, исследовательские навыки; иметь ценностное отношение к педагогической профессии, направленность на профессиональное развитие и самосовершенствование.
Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими академическими компетенциями:
v уметь применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач;
v знать дидактические возможности, назначение и функции использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе;
v знать и уметь применять средства дистанционного обучения;
v знать образовательные ресурсы Internet, средства их разработки и использования;
v знать средства, условия и особенности организации дистанционного обучения;
v быть способным оценивать современное состояние и перспективы информатизации образования;
v знать предмет, задачи, сущность, структуру, функции педагогической этики;
v уметь организовывать взаимодействие участников образовательного процесса в соответствии с основными положениями педагогической этики;
v уметь дифференцировать и решать этические проблемы и нравственные конфликты в профессиональной деятельности педагога;
v знать методологические основы, логику, этапы, методы научного исследования;
|
|
v уметь планировать и осуществлять научно-педагогическое исследование в соответствии с этическими принципами и нормами.
Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
v знать принципы, направления и содержание работы по сохранению и укреплению здоровья детей, профилактики заболеваний;
v уметь организовывать образовательный процесс в соответствии с гигиеническими требованиями к нему, способствовать укреплению здоровья детей и их гармоническому развитию;
v знать характеристики качественных новообразований и закономерности изменений всех психических и физиологических функций на этап дошкольного детства;
v знать основы дошкольной педагогики;
v уметь грамотно организовывать образовательный процесс с позиций соблюдения требований дидактики и методик;
v уметь строить образовательный процесс с учетом основных закономерностей развития детей дошкольного возраста;
v уметь планировать и проектировать образовательную деятельность;
v знать психолого-педагогические основы игровой деятельности дошкольников;
v уметь организовывать игровую деятельность дошкольников с учетом возраста и особенностей психофизического развития;
владеть методами руководства детской игрой;
v знать содержание, формы и характеристики педагогической деятельности;
v уметь осуществлять дифференцированную самооценку коммуникативных и организаторских склонностей, степени авторитетности, позитивной стилевой организации деятельности и стратегии профессионально-педагогического поведения;
v уметь вырабатывать оптимальный эталон и стратегии профессионально-педагогического поведения.