Уровень загрузки представляет собой отношение приведенной интенсивности движения к практической пропускной способности автомобильной дороги.
. | (2) |
Приведенная интенсивность движения определяется по формуле:
, ед./сут (3)
где | - интенсивности движения соответственно легковых автомобилей, грузовых автомобилей типа ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, автопоездов, авт./сут | |
- коэффициенты приведения соответственно легковых автомобилей, грузовых автомобилей типов ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, автопоездов к базовому автомобилю. |
Для расчетов геометрических элементов улиц и дорог, оценки пропускной способности и уровня загрузки в качестве базового применяется легковой автомобиль.
Значения коэффициентов приведения различных типов транспортных средств к легковому автомобилю приведены в табл.1. Коэффициент приведения к легковому автомобилю представляет собой отношение динамического габарита транспортного средства данного вида к динамическому габариту легкового автомобиля.
Таблица 1 - Коэффициенты приведения для расчета пропускной способности
Вид транспортного средства | Коэффициент приведения к легковому автомобилю |
Легковой | 1,0 |
Грузовой типа ГАЗ-3307 | 1,5 |
Грузовой типа ЗИЛ-4331 | 2,0 |
Грузовой типа МАЗ-5337 | 2,5 |
Автопоезд | 4,0 |
Интенсивность движения каждого типа транспортных средств на каждом участке дороги определяется на основании исходных данных, приведенных в линейном графике дороги (интенсивности движения на участке и доли транспортных средств каждого типа).
Пропускная способность какого-либо участка дороги определяется по следующей формуле:
, | (4) |
где - максимальная практическая пропускная способность, авт/сут;
- итоговый коэффициент снижения пропускной способности.
, | (5) |
где - частные коэффициенты снижения пропускной способности за счет влияния неблагоприятных дорожных условий.
При расчетах следует исходить из следующих значений максимальной пропускной способности загородных дорог (в легковых автомобилях в час):
· для двухполосных дорог - 2000 авт./ч в обоих направлениях;
· для трехполосных дорог - 4000 авт./ч в обоих направлениях;
· для дорог, имеющих 4 полосы движения - 2000 авт./ч по одной полосе.
Значения частных коэффициентов снижения пропускной способности приведены в прил. 3.
Результаты определения коэффициентов снижения пропускной способности оформляются в виде линейных графиков (рис. 3). Для их построения анализируют план и профиль дороги по каждому из показателей и выписывают значения соответствующего частного коэффициента снижения пропускной способности. Перемножение по вертикали для каждого участка всех коэффициентов дает итоговый коэффициент снижения пропускной способности . При определении необходимо учесть размеры “зон влияния” каждого из учитываемых факторов (табл. 2).
По результатам расчетов строятся графики пропускной способности и уровня загрузки дороги движением. Пример построения графика приведен на рис. 3.
Выводы по разделу должны содержать результаты расчета уровней загрузки и выявление участков, на которых он превышает значение 0,6, с анализом причин сложившегося положения.
Рисунок 3 - Графики пропускной способности и уровня загрузки (фрагмент)
Таблица 2 -Зоны влияния факторов, приводящих к снижению пропускной способности
Частный коэффициент | Наименование фактора | Зона влияния |
Ширина полосы движения | в пределах каждого километра | |
Неподвижные препятствия на обочине | в пределах населенного пункта | |
Состав транспортного потока (доля автопоездов) | в пределах каждого километра | |
Продольный уклон | в пределах участка с продольным уклоном 2% и более | |
Расстояние видимости, м | на всей дороге (расстояние видимости принимается равным 350 м) | |
Кривые в плане | в пределах кривой в плане | |
Скорость движения | в пределах населенного пункта | |
Пересечения в одном уровне при доле ТС, выполняющих левый поворот, % | в зоне влияния перекрестка (по 100 м в каждую сторону от перекрестка) | |
Тип обочин | в пределах каждого километра | |
Тип покрытия | в пределах каждого километра | |
Боковые препятствия (остановочные пункты автобусов, площадки отдыха) | в зоне влияния объекта (по 50 м в каждую сторону) | |
Разметка проезжей части | в пределах каждого километра | |
Дорожные знаки ограничения скорости | в пределах участка ограничения | |
Ровность покрытия | в пределах каждого километра | |
Пешеходные дорожки в населенных пунктах | в пределах населенного пункта |
2.1.4. Оценка условий движения по кривым в плане методом коэффициентов безопасности
Коэффициент безопасности – безразмерный показатель, представляющий собой отношение максимально допустимой по условиям безопасности скорости движения транспортного средства по участку дороги к скорости въезда на этот участок с предыдущего.
(6)
В зависимости от значения Кбез опасность участка оценивается в соответствии с табл. 3.
В курсовой работе методом коэффициентов безопасности необходимо оценить условия движения по кривым в плане.
Таблица 3 - Степень опасности участков дорог в зависимости от Кбез
Значение Кбез | Степень опасности участка |
>0.8 | безопасный |
0.6…0.8 | малоопасный |
0.4…0.6 | опасный |
<0.4 | очень опасный |
Допустимая скорость движения по кривой в плане зависит от радиуса кривой, наличия либо отсутствия виража, величины поперечного уклона и определяется по формуле:
, км/ч(7)
где R – радиус кривой в плане, м;
- коэффициент поперечной силы ( = 0,15…0,2);
- поперечный уклон наружной полосы проезжей части, доли единицы.
Знак “+” применяется при наличии виража, знак “-“ – при двускатном поперечном профиле.
Значение допустимой скорости движения определяется для каждой кривой в плане как для поперечного профиля с виражом, так и для двускатного профиля.
В качестве скорости въезда для каждого участка используются:
· расчетная для данной категории дороги;
· разрешенная Правилами дорожного движения – 90 км/ч для дорог вне населенных пунктов, 60 км/ч – в населенных пунктах.
Результаты расчета Кбез для каждого из участков сводятся в таблицу. Выделяются участки, на которых Кбез менее 0,6. Для таких участков в выводах по разделу должны быть определены причины сложившегося положения.
Предложения по повышению безопасности на кривых в плане приводятся в разделе 7 курсовой работы (раздел 2.1.7 данного издания) и должны включать мероприятия строительного характера (устройство виражей с их величиной, увеличение радиусов кривых до конкретных значений) и первоочередные меры (ограничение максимальной скорости при въезде на кривую в плане и т.п.).
Для углов поворота с величиной более 5 градусов, не имеющих вписанных кривых в плане, предложения должны включать применение кривых с указанием радиуса, соответствующего нормативу.