Степень опасности участков дороги по методике коэффициентов аварийности характеризуют итоговым коэффициентом аварийности, вычисленным как произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние отдельных элементов плана, профиля и транспортно-эксплуатационных показателей дороги:
, (8)
где - частные коэффициенты, представляющие собой отношение относительной пробеговой аварийности на участке дороги с характерным элементом плана или продольного профиля к относительной пробеговой аварийности на эталонном горизонтальном прямом участке дороги с проезжей частью шириной 7,5 м и укрепленными широкими обочинами:
. (9)
Относительная пробеговая аварийность - отношение количества дорожно - транспортных происшествий (ДТП) к суммарному пробегу транспортных средств по участку дороги (в млн. авт.*км)
, (10)
где - среднегодовое количество ДТП на участке дороги;
- суммарный пробег транспортных средств по участку дороги за год в обоих направлениях (в млн. авт.*км).
Значения частных коэффициентов аварийности приведены в прил. 2.
|
|
Результаты определения коэффициентов аварийности оформляют в виде линейных графиков. Для их построения анализируют план и профиль дороги по каждому из показателей и выписывают значения соответствующего частного коэффициента аварийности. Перемножение по вертикали для каждого участка всех коэффициентов аварийности дает итоговый коэффициент аварийности.
При определении необходимо учесть размеры “зон влияния” каждого из учитываемых факторов (табл. 4).
Таблица 4 - Зоны влияния частных коэффициентов аварийности
Частный коэффициент | Наименование фактора | Зона влияния | |
Интенсивность движения | в пределах каждого километра | ||
Ширина проезжей части | в пределах каждого километра | ||
Ширина обочины | в пределах каждого километра | ||
Продольный уклон | в пределах участка с уклоном 2% или более | ||
Радиус кривых в плане | в пределах кривой в плане | ||
Расстояние видимости | принимается равным 350 м в продольном профиле для всей дороги | ||
Ширина моста по сравнению с шириной проезжей части дороги | по 50 м в каждую сторону от середины моста | ||
Длина прямых участков | на всей дороге | ||
Пересечение в одном уровне с учетом интенсивности на второстепенной дороге | в зоне влияния перекрестка (по 100 м в каждую сторону от перекрестка) | ||
Тип пересечения | в зоне влияния перекрестка (по 100 м в каждую сторону от перекрестка) | ||
Видимость пересечения | в зоне влияния перекрестка (по 100 м в каждую сторону от перекрестка) | ||
Число полос движения на проезжей части | в пределах участков с одинаковым числом полос | ||
Расстояние от застройки | в пределах населенного пункта | ||
Длина населенного пункта | в пределах населенного пункта | ||
Коэффициент сцепления (состояние покрытия) | в пределах каждого километра |
|
|
При реконструкции дорог в условиях равнинного и холмистого рельефа рекомендуется предусматривать перестройку участков с итоговым коэффициентом аварийности более 25 - 40 в зависимости от местных условий. При проектировании новых дорог целесообразно перепроектировать участки, для которых коэффициент аварийности превышает 15 - 20.
По результатам расчетов строится график коэффициентов аварийности (фрагмент графика приведен на рис. 4). Выводы по разделу должны содержать перечень участков, на которых превышает 20, с анализом причин (факторов).
Рисунок 4 - Графики коэффициентов аварийности (фрагмент)