Оценка необходимости усиления дорожной одежды по критерию допустимого упругого прогиба

Исходными данными для оценки работоспособности дорожной одежды являются интенсивность и состав движущегося по ней транспортного потока, а также конструкция дорожной одежды (очередность и толщина отдельных слоев, характеристика их прочности), вид грунта земляного полотна (рис. 5).

Рисунок 5 - Конструкция дорожной одежды

 

Оценка выполняется в следу­ющей последовательности:

1. Определяется эквивалентный модуль упругости существующей конструкции дорожной одеж­ды Еэкв путем расчета в соответствии с пособием [7, 9].

2. Определяется требуемый модуль упругости дорожной одежды Етр, при котором обеспечивается пропуск заданного транспортного потока без ее повреждения. Проверяется полученное значение Етр на соответствие минимальным требованиям с учетом типа дорожной одежды (прил. 9, последний столбец). Если Етр < Етр.мин, в качестве Етр принимается Етр.мин, определенное из прил. 9.

3. Рассчитывается отношение Еэквтр. Полученное значение сравнивается с нормативным значением коэффициента прочности Кп р (прил. 9). Конструкция дорожной одежды удовлетворяет требованиям надежности и прочности по критерию упругого прогиба, если

Кп р < Еэквтр. (11)


2.1.6.1. Определение эквивалентного модуля упругости Еэкв

Расчет выполняют в два этапа (для двухслойной дорожной одежды), на каждом из которых определяют модуль упругости двухслойной системы, состоящей из разнородных материалов. Последовательность выполнения этапов - от нижних слоев дорожной одежды к верхним. Характеристики прочности (модули упругости) некоторых материалов, применяемых в дорожном строительстве, приведены в прил. 11.

На первом этапе определяют модуль упругости двухслойной системы, состоящей из грунта земляного полотна (нижний слой системы) и основания дорожной одежды (верхний слой). Определяют отношения Е0 / Е1 и h1 / D,

где Е0 - модуль упругости нижнего слоя (грунта земляного полотна), МПа;

Е1 -модуль упругости верхнего слоя (основания дорожной одежды), МПа;

h1 - толщина верхнего слоя, см;

D - диаметр круга, равновеликого по площади отпечатку колеса на дорогу, см.

Величина D зависит от расчетной (эквивалентной) нагрузки на ось, к которой приводятся все типы транспортных средств, движущихся по дороге, а также от вида нагрузки, прикладываемой к дорожной одежде (движущейся или неподвижной). Расчетная нагрузка выбирается в зависимости от категории дороги по прил. 2 (для большинства категорий она составляет 115 кН), величина D – по прил. 8. Вид нагрузки зависит от места устройства дорожной одежды. Для полос движения принимается движущаяся нагрузка, для стоянок, участков перед железнодорожными переездами, остановочных площадок маршрутных транспортных средств – неподвижная.

После определения отношения Е0 / Е1 и h1 / D полученные значения откладывают на осях номограммы (прил. 7), и проводят из них горизонтальную и вертикальную линии. В точке пересечения линий по наклонным линиям номограммы получают отношение Еобщ / Е1, где Еобщ -общий модуль упругости двухслойной системы «грунт земляного полотна - основание дорожной одежды».

По известному модулю упругости основания дорожной одежды Е1 определяют Еобщ.

На втором этапе расчета определяют модуль упругости двухслойной системы, характеристикой нижнего слоя которой является полученное на предыдущем этапе значение Еобщ, а верхним слоем является покрытие дорожной одежды с характеристиками Е2 и h2. Последовательность расчетов аналогична первому этапу:

· определяется отношения Еобщ / Е2 и h2 / D;

· по номограмме определяется отношение Еэкв / Е2, где Еэкв -эквивалентный (итоговый) модуль упругости двухслойной системы «Еобщ - покрытие дорожной одежды».

· по известному модулю упругости покрытия дорожной одежды Е2 определяют Еэкв.

 

Расчет Еэкв повторяют для расчетного (наиболее неблагоприятного весеннего) периода года, когда из-за повышенного увлажнения в наибольшей степени снижается прочность грунтового основания. Перед началом расчета необходимо уменьшить прочность грунта земляного полотна. Степень снижения прочности зависит от вида грунта земляного полотна:

* для песчаных грунтов - на 10%;

* для супесей - на 20%;

* для суглинков - на 30%.

 

2.1.6.2. Определение требуемого модуля упругости Етр

Величина требуемого модуля упругости дорожной конструкции вычисляется по эмпирической формуле:

, МПа, (12)

где - суммарное число приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды, ед.;

- эмпирический параметр (для расчетной нагрузки на ось 115 кН = 4,0).

Суммарное число приложений расчетной нагрузки к точке на поверхности дорожной одежды определяется по формуле:

, ед., (13)

где 145 – число расчетных дней в году, соответствующих определенному состоянию деформируемости дорожной одежды;

- приведенная интенсивность движения по наиболее загруженной полосе проезжей части, прив. ед./сут.;

- расчетный срок службы материала покрытия дорожной одежды, лет (определяется по прил. 6);

- показатель изменения интенсивности движения по годам (в курсовой работе принимается равным 1,02);

- коэффициент, учитывающий вероятность отклонения интенсивности от средней ожидаемой (для автомобильных дорог I и II категорий =1,4; для III и IV категорий =1,3; для V и VI категорий =1,2).

Для расчета заданную интенсивность движения на каждом участке дороги приводят к расчетной нагрузке на ось, используя коэффициенты приведения:

, прив. ед./сут., (14)

где - коэффициент многополосности, учитывающий распределение транспортного потока обоих направлений по полосам проезжей части (для дорог c 2 полосами для движения в обоих направлениях = 0,55, для трехполосных дорог – 0,5, для четырехполосных – 0,35);

- фактическая интенсивность движения в обоих направлениях i - го вида транспортных средств, авт./сут.;

- коэффициент приведения i- го вида транспортных средств, применяемый при расчете дорожной одежды (прил. 10);

m - количество градаций состава транспортного потока (видов, групп, марок транспортных средств, на которые распределен транспортный поток).

Полученное значение Етр проверяется на соответствие минимальному нормативному значению (прил. 9). Если Етр < Етр мин, в качестве Етр принимается значение Етр мин.

 

2.1.6.3. Определение коэффициента прочности Кпр

Для каждого участка дороги определяется отношение Еэквтр. Полученное значение сравнивается с нормативным значением коэффициента прочности Кп р (прил. 9).

Результаты расчетов сводятся в таблицу, в которой для каждого участка дороги приводятся значения Еэкв в летний период и в расчетный (весенний) период, , Етр, Еэквтр (в оба периода), К пр.

Вывод по разделу должен содержать информацию, удовлетворяет ли дорожная одежда на каждом из участков требованиям надежности и прочности по критерию упругого прогиба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: