Товар и его свойства. Товар —это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом

Товар — это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом, реализованным на рынке. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления.

В соответствии с этим, товар обладает прежде всего тем же свойством, что и натуральный продукт — полезностью. Однако одно дело — производить продукт для потребления в замкнутом хозяйстве и совсем другое — предназначать его для продажи на рынке.

Отличия товара от нерыночного блага:

Во-первых, очевидно, что товаром не может быть даровой про­дукт природы (родниковая вода, дикорастущие плоды и т.п.). Им является полезная вещь, на создание которой затрачен труд человека — экономическое благо.

Во-вторых, товарами не являются изделия, приготовленные для собственных нужд (как в натуральном хозяйстве). Ими будут вещи, созданные для иных людей, — общественные полезности.

В-третьих, к числу товаров мы не отнесем вещь, которая достается потребителю бесплатно (например, подарок). Продаваемое на рынке благо предполагает равноценное возмещение.

Поэтому товар имеет потребительскую стоимость – свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Значит, товар — это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для равноценного обмена на рынке на другой продукт.

Из данного определения видно: товар при обмене на иной продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость — способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях) обмена.

Общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.

Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость.

Взаимодополняющие и взаимозаменяющие товары.

Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами.

Взаимодополняемость бывает:

1. абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага.

2. относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин.

Если два продукта взаимодополняемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Взаимозаменяемость благ свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и ресурсы: уголь, нефть, газ.

Взаимозаменяемость бывает:

1. абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики. Предельная норма замещения в этом случае постоянна;

2. относительная, например чай и кофе.

Если два продукта взаимозаменяемые,между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: