Примерное распределение материала

№/№ Содержание занятий часы
1. Понятие о тексте.  
2. Способы выражения темы (цельность текста).  
3. Заглавие и его роль в тексте.  
4. Начало и конец текста (рамка текста).  
5. Ключевые (опорные) слова.  
6. Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста.  
7. Количество и характер предложений в тексте.  
8. Способы связи предложений в тексте.  
9. Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т.д.).  
10. Местоимения и союзы в связующей функции.  
11. Именительный представления как средство связи.  
12. Парцеллированные конструкции как средство связи.  
13. Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.  
14. Описание. Языковые средства выражения описания.  
15. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.  
16. Медитативное рассуждение в русской лирике и художественной прозе.  
17. Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического, научного стилей.  

 

Теоретические материалы учебника обобщают сведения о тексте, особенностях его структуры и семантики, типах речи и связности предложений и смысловых частей в составе текста. Задания учебника предоставляют обширнейший материал для практических занятий. Занятия проводятся на сдвоенных уроках. Как правило, на первом уроке учащиеся знакомятся с теорией, на втором имеют возможность наработать практические навыки анализа текста. Многие задания ориентируют учащихся на углублённый анализ текста на уроках русской словесности.

1. Понятие о тексте.

На первом уроке учащиеся знакомятся с материалами §10, подводят итоги тому, что они знают о тексте, рассуждают об основных признаках текста: цельности и связности в их неразрывной связи. На втором уроке они анализируют текст задания 59. На дом: задание 60.

Практический раздел «Понятие о тексте» включает четыре текста разных стилей, так что учитель имеет возможность выбора.

 

2. Способы выражения темы (цельность текста).

Впервые в школьной практике старшеклассники имеют возможность обобщения огромной практической работы с текстом, которой они начали заниматься ещё в первом классе: уже тогда они отвечали на вопрос: Какова тема текста? Учащиеся выполняют к уроку задание 63: подбирают примеры художественных произведений, заглавия которых выражают их тему. Это могут быть лирические стихотворения, рассказы и даже романы. Учащиеся отвечают на вопрос: что такое – цельность текста?

 

3. Заглавие.

На первом уроке учащиеся работают с §11, подбирают произведения, в которых тема представлена заглавием, дополняют представленные произведения своими примерами. На втором уроке они анализируют стихотворение Ф.И. Тютчева. На дом: задание 65.

 

4. Начало и конец текста (рамка текста).

На двух теоретических уроках идёт работа с разнообразными материалами §12. Эти материалы дополняются собственными наблюдениями, примерами. Учащиеся должны усвоить: первое и последнее предложения текста наиболее важны, они как бы представляют, заявляют текст и поэтому предусматривают самую тщательную работу. Методическое обеспечение темы разнообразно (задания 66-70). Это разноаспектный анализ текстов разных стилей. Особое внимание следует обратить на публицистический текст задания 66. По образцам изученных текстов учащиеся пишут небольшое сочинение.

5. Ключевые (опорные) слова.

Практически с ключевыми (опорными) словами учащиеся знакомы давно, ещё с начальной школы. Теперь они обобщают свои знания, изучая ключевые слова теоретически. На первом уроке они знакомятся с материалами § 13, находят ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах. На втором уроке выполняют задания 71 или 72 (по выбору). Текст Д.С. Лихачёва можно проанализировать на уроке, а фрагмент поэтического текста Н.А. Некрасова предложить как домашнюю работу.

 

6. Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста.

С этого урока начинается теоретическое обобщение и изучениевторогоосновного признака текста – его связности. Практический опыт такой работы у учащихся есть, однако изучая § 14, они по-новому смотрят на, казалось бы, знакомые вещи, то есть обращают внимание на количество, состав, семантику предложений в составе текста и его смысловых частей, наблюдают закономерности разного подбора предложений в прозаическом и поэтическом текстах, изучают влияние структуры предложений на тип речи. На втором уроке учащиеся выполняют задание 73, 74. Они анализируют предложения в составе фрагмента публицистического текста И.Л. Андроникова, а затем сопоставляют этот фрагмент с началом повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

 

7. Количество и характер предложений в тексте. На первом уроке учащиеся анализируют фрагменты текстов § 15, подбирают для анализа сходные фрагменты сами. На втором уроке они анализируют стихотворение И.Ф. Аннеского «Смычок и скрипка» (задание 77).

 

8. Способы связи предложений в тексте.

На первом уроке учащиеся знакомятся со структурой цепной и параллельной связи предложений в тексте (§16), к уроку они подбирали прозаические и лирические тексты разной структуры. Учитель обращает внимание на то, что структура текста может задаваться первым предложением, учащимся надо это учитывать при построении собственных текстов.

9. Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (анафора, эпифора: лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т.д.).

На уроке обобщаются многолетние наблюдения учащихся над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. На уроках учитель обращает внимание школьников на то, какими средствами связываются смысловые части в текстах. Учащиеся изучают материалы § 17, которые в основном им знакомы, а роль однокоренных слов в функции связи для них нова (§18). Выполняя задание 84, они составляют тезисный план §§ 17-20, делают теоретические обобщения при выполнении задания 85.

 

10. Местоимения и союзы в связующей функции.

Учащиеся ещё раз читают материалы §§ 19, 20. На втором уроке они анализируют публицистический текст задания 86 с точки зрения его связности. Яркий текст Д.С. Лихачёва включает элементы и цепной и параллельной структуры, в нём богато представлены и лексические элементы связи (сгущение ключевого слова память превращается в экспрессивное средство), которые находятся на первом плане. Внутри смысловых частей учащиеся обнаружат местоименную и союзную связь между предложениями.

 

11. Именительный представления. Именительный темы. – 1 ч.

При анализе текстов учащиеся встречались с именительными представления как мощным экспрессивным средством, организующим или начало художественного текста (задание 66), или его смысловые части (задание 86, второй абзац). Именительный представления заявляет тему текста или его смысловой части, раскрытие которой и составляет содержание этой смысловой части. Именительный представления, называя тему высказывания, активно используется в школьных сочинениях. Он несёт текстообразующую функцию, связывая смысловые части текста, осуществляет переходы от одной части текста к другой.

Именительный представления по форме напоминает обращение:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! (А. Пушкин)

В первом предложении Москва является обращением, так как в дальнейшем контексте она названа в форме личного местоимения второго лица ты. Во втором предложении Москва является именительным темы, так как далее её название повторяется синонимом с указательным местоимением и формой личного местоимения третьего лица в нём. Именительный представления оформляется многоточием или восклицательным знаком с многоточием.

Именительный темы используется в научном и официально-деловом стилях. Он называет тему (пункт плана) последующей информации и отделяется точкой.

 

12. Парцеллированные конструкции.

Парцелляцией называется отрыв члена предложения или придаточного предложения от базовой части в целях их актуализации, дополнительной смысловой нагрузки. Парцелляция характерна для разговорной речи. Это расчленённое высказывание, в котором между частями сохраняются те же отношения и средства связи, что и между компонентами неразделённого предложения. Эта особенность разговорной речи часто используется в художественных текстах в экспрессивной функции. Семантика отчленяемого фрагмента всегда богаче семантики того же фрагмента в составе цельного предложения:

Спят свиные туши. Дома, задворки;

Жизнь бессмысленна. Или слишком длинна;

Сплошные струпья. Высохшие и набрякшие;

Приезжай, попьём вина, закусим хлебом. Или сливами;

И голос тот противоречит мне.

Уверенно, настойчиво и глухо. (И. Бродский)

Учащиеся подбирают примеры парцелляции из стихотворений М. Цветаевой:

Той, где на монетах –

Молодость моя,

Той России нету.

Как и той меня;

А. Вознесенского: Ночью выпал иней. Вроде хрома; Моя «Девочка в автомате» мёрзнет. В туфельках почему-то;

Р. Рождественского, В. Тушновой и др. Можно использовать только материалы учебника.

 

13. Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.

С терминами типы речи учащиеся давно знакомы. В практике преподавания, ориентированной на анализ текста, на подготовку к урокам словесности, эти термины закладываются ещё в начальной школе: описание – картина, повествование – «мультик», бегущая картинка.

Уроки о типах речи предусматривают творческие работы (задания 88, 90).

В § 21 структура повествования связывается с цепной и параллельной структурой текста. В параграфе учитель найдёт подробные образцы анализа повествовательных текстов, познакомится с языковыми признаками текстов-повествований. Учащиеся выписывают языковые признаки текстов-повествований.

Для практической работы учитель выбирает материалы заданий 87, 89, 91, в них представлены яркие тексты, насыщенные языковыми приметами текста-повествования.

14. Описание. Языковые средства выражения описания.

§ 22 представляет языковые особенности текста-описания и образцы анализа описаний, лирических и прозаических. Работа с фрагментом стихотворения Н.А. Некрасова «Дешёвая покупка» продолжается и на практическом занятии (задание 92). Эти образцы облегчают работу над собственными сочинениями-анализами текста, делают их целенаправленными. Параграф даёт образцы анализа прозаических текстов-описаний И. Соколова-Микитова и А. Цветаевой разного синтаксического содержания, а также разбор стихотворения М. Лермонтова «Парус», включающего разные типы речи.

Практическая часть учебника предлагает богатейший методический и развивающий материал.

Задание 93 (описание лунной ночи в Отрадном перед тайной встречей князя Андрея с Наташей) представляет новую форму работы: анализ текста на уроке русского языка, ориентирующий учащихся на языковые особенности текста-описания, перерастает в написание сочинения-эпизода по литературе «Встреча в Отрадном». Тексты 12 заданий очень подробно представляют художественное и публицистическое описание в разных аспектах и формах.

15. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

§ 23 знакомит учащихся со всеми видами рассуждений, включая самые элементарные, например, определения синкретичных частей речи:

ремонт – это имя существительное (тезис), доказательства: 1) отвечает на вопрос что? 2) имеет мужской род, изменяется по числам и падежам; 3) образовано от глагола при помощи нулевого суффикса; 4) в предложении чаще бывает подлежащим или дополнением. Вывод: это имя существительное.

Подробно с помощью образцов рассказывается, как нужно строить рассуждение (Нужно ли изучать русский язык?). Практическая часть учебника предлагает семь разнообразных заданий: анализ прозаических и лирических текстов, разнообразные творческие задания. Выполняя задание 112, учащиеся имеют возможность более глубоко осмыслить роль языковых явлений в художественных текстах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: