Пояснительная записка. Элективный курс полностью обеспечивается материалами учебника В.В

Элективный курс полностью обеспечивается материалами учебника В.В. Бабайцева. Русский язык. 10-11 классы. – М.,: Дрофа, 2006. Он предусматривает и теоретические, и практические занятия.

В условиях личностно ориентированного образования всё большее внимание уделяется интегрированным подходам к изучению и преподаванию дисциплин школьного цикла. Интеграция выступает как основной фактор создания целостной картины мира, объединяющей гуманитарные и естественнонаучные знания. Активно заявляют о себе деятельностные модели обучения, проектные технологии, определяющие пути совпадения мотиваций ученика и учителя. В этих условиях первостепенное значение имеет анализ текстов разных типов, стилей и жанров. В учебнике представлены не только тексты, выбранные из художественных произведений. Примерно половина текстов, предложенных для анализа, является публицистическими или учебно-научными.

В художественном тексте представлена вся стихия языка в его эстетической функции, поэтому на материале художественного текста возможно усвоение всех функций языка. Постижение смысла, "расшифровывание" литературного произведения возможно лишь при условии постоянного внимания к его языковому содержанию. Именно на уроке русского языка закладываются основы умений и навыков работы с текстом вообще, и художественным текстом в особенности. Такая работа необходима в процессе обучения написанию сочинений по литературе. Объёмы текстов, предложенных для анализа, постепенно увеличиваются.

Задания включают разные типы упражнений, имеющих творческий исследовательский характер.

В процессе анализа текста язык изучается "в действии", в функциональном аспекте, формируются собственно филологические и общеучебные умения и навыки учащихся. Воспитание и развитие этих навыков и составляет основу для современного школьного интегрированного образования. Именно на уроке русского языка школьник получает первые сведения о структурно-семантическом анализе текста любого содержания (определение темы текста и формулирование заголовка, выделение ключевых слов и словесных рядов, определение типов и форм текста, дифференциация главной и второстепенной информации, составление планов разных видов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т.д.). эти базовые знания он переносит на работу с учебными текстами по другим школьным предметам.

Именно в процессе анализа художественного текста, как писал М.М. Бахтин, рождается "языковая индивидуальность ученика", формируются его языковая и коммуникативная компетенции, языковая интуиция, чувство языка, дар слова,

В эпоху возрождения национального духовного сознания приобретает чрезвычайную важность культуроведческий и этнологический аспекты филологического образования. Дети должны "усмотреть русский народ в непосредственных произведениях его духовной жизни" (А.А. Шахматов). Учебник ориентирует учащихся на то, что художественный, публицистический, научный текст изучается не только как материал для систематизации знаний о грамматических единицах в их контекстуальном окружении, но и в целях понимания языка как полифункционального явления, его стилистических богатств, исторической изменчивости, овладения общими филологическими знаниями.

Изучение родного языка мотивируется на современном этапе как первооснова всего образовательного процесса. Именно в процессе изучения русского языка интеграция должна проявляться максимально, так как изучение любого другого предмета осуществляется на русском языке. Действительно, изучение родного языка – это основа для формирования самосознания личности в любой области знания. Главная задача личностно ориентированного образования – пробудить и развить личность ученика – осуществляется через развитие его языковой компетенции, а главное условие проявления личностных способностей в образовательном процессе – создание личностно ориентированной ситуации – основывается на предъявлении текстов, имеющих большое воспитательное и эстетическое значение. Текст является импульсом, который получает старшеклассник – ему требуется многое обдумать, поразмышлять о своём отношении к тому или иному явлению, обосновать его, аргументировать, достроить образ и модель предложенной ситуации, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку различным фактам. Интерпретация текста не предполагает однозначных решений, единого варианта. Такое обучение мотивирует старшеклассника самому находить проблему, противоречия, находить причины и источники собственных ошибок и неточностей, искать собственное объяснение и толкование явлений, постоянно рефлектировать. В каждой такой ситуации формируется субъективный опыт старшеклассника. Обоснование личной позиции по определённому поводу – главное методическое направление учебника. Анализ, интерпретация текстов направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной познавательной – учебно-воспитательной деятельности. Образовательный процесс на основе такого подхода представляет собой диалог ученика и учителя, направленный на совместное конструирование программной деятельности.

Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научно-педагогической и методической логики, усваиваются учащимися, а только те из них, которые включены в их личный опыт. Поэтому так важна в организации обучения актуализация субъектного опыта, определение зоны ближайшего развития учащегося, которые предоставляет текст.

Работа с текстом представлена на двух направлениях: во-первых, в процессе анализа текста осуществляется повторение, обобщение и систематизация изученного ранее, и, во-вторых, анализ текстов готовит учащихся к составлению собственных текстов обучающего и творческого характера. В учебнике представлена система работы по развитию речи, направленная на обучение написанию сочинений разного объёма, типа, стиля, жанра, которая проводится параллельно с обучением устному высказыванию в монологической и диалогической форме.

Структура и содержание определяющего элективного курса могут быть адаптированы как варианты элективных курсов более ограниченного содержания: «Анализ художественного текста», «Анализ публицистического текста», «Анализ учебно-научного текста», «Средства связности текста» и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: