Медитативное рассуждение в русской лирике и лирической прозе

В § 24 впервые представлен теоретический и практический материал о медитативном рассуждении в лирике и прозе, подробно анализируются признаки текста-рассуждения на примере произведений, изучаемых на уроках литературы (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Л.Н. толстой, Ф.М. Достоевский Ю. казаков и др.), даётся понятие прерванного текста, энтимемы. Учащиеся самостоятельно подбирают тексты – медитативные рассуждения по образцам и анализируют их в форме эссе.

 

17. Тексты разных стилей. Общее знакомство с проблемой «Языковое выражение художественного, публицистического, научного стилей».

По проблеме «Стили современного русского языка» предусмотрен отдельный элективный курс, поэтому на последних двух уроках учитель знакомит учащихся с §§ 29-34 в самом общем виде. Это занятие строится как подведение итогов многолетним наблюдениям учащихся в процессе разнообразной работы с текстами. Здесь можно поговорить о лексике высокого стиля (задания 236 – 238), поработать со словарём В.И. Даля.

Материалы учебника предусматривают разворачивание полноценных элективных курсов аспектного характера: «Принципы анализа художественного текста (лирического и прозаического)», «Принципы анализа публицистического текста», «Принципы анализа учебно-научного текста».

Структура этих курсов в целом повторяет структуру предыдущего элективного курса, однако они имеют значительно большую практическую направленность, активно используются материалы заданий. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед написанием сочинений по литературе (з. 93, 439 и др.). Методическое обеспечение заданий помогает руководить работой учащихся в процессе анализа ими лирических и прозаических текстов не только на уроке русского языка, но и на уроках литературы и словесности (задания 60, 68, 72, 76, 77, 79, 80, 81, 82, 87, 88, 89, 91, 92, 105, 179, 439, 444, 445). Анализ прозаических произведений помогают освоить задания 93, 94, 95, 99, 100, 101, 102, 103, 104 и многие другие. Учитель имеет возможность интегрировать уроки русского языка и словесности.

Некоторые задания предусматривают совершенно новую интегративную методику проведения уроков словесности, когда в процессе анализа языкового материала учащиеся готовятся к сочинению по литературе (з.93). Многоаспектный лингвистический анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» может служить основой для написания сочинения «Роль эпизода в романе».

Элективный курс «Принципы анализа публицистического текста» также может повторять основную структуру модульного курса. Однако многочисленные задания ориентируют внимание учащихся на особенности организации именно публицистического текста. Это, например, задания 55, 59, 62, 66, 67, 69, 71, 73, 74, 75,86, 98, 106 и многие другие. Здесь внимание обращается на морфологические и синтаксические выразительные средства, характерные для публицистического стиля. Именно этот аспект анализа публицистического текста вызывает наибольшие трудности при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Элективный курс «Принципы анализа учебно-научного текста» ориентирован, прежде всего, на работу с текстами параграфов.

 

Литература

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Болотова Н.С. Филологический анализ текста. – Томск, 2001.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы/ Учебник для общеобразовательных учреждений (любое издание).

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л.- 1972.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы: Пособие для учителя. – М., 1996.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.

Энциклопедический словарь юного филолога (составитель М.В. Панов).

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: