Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания

 

При оценке уровня сформированности компетенций в ходе проведения ГИА рекомендуется руководствоваться следующими описаниями показателей, критериев и шкал их оценивания.

Показатели оценивания компетенции – воспроизводимые экзаменуемым знания, умения и навыки в доступном для измерения и наблюдения виде.

Критерии оценивания компетенций – методика оценивания при сравнении результатов демонстрируемых экзаменуемым с заданными на основе ФГОС ВО уровнями компетенций по показателям их оценивания.

Шкала оценивания компетенции – процедура, позволяющая интерпретировать в объективной (числовой от 2 до 5) форме результаты освоения выпускником проверяемых компетенций и определить общую оценку за итоговое испытание.

 


Таблица 1

Код и наименование компетенции Шкала и критерии оценивания компетенций
«базовый» уровень (оценка «удовлетворительно») «средний» уровень (оценка «хорошо») «повышенный» уровень (оценка «отлично»)
Показатели оценивания компетенций
ОБЩПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь   Знать: нормы устной и письменной речи в официально-деловом стиле, особенности юридической лексики и речевых клише, особенности композиции деловых документов; Уметь: осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности; Владеть: правилами составления деловой документации, правилами ведения полемики и дискуссии Знать: особенности устной и письменной коммуникации в деловой сфере общения; Уметь: правильно употреблять юридическую лексику в устной и письменной деловой речи; аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; Владеть: навыками грамотного составления служебной документации, логически верно и аргументировано готовить публичные выступления Знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные виды документов, особенности их композиции, структуры и оформления; Уметь: осознанно подходить к использованию языковых единиц в процессе составления текста документа; Владеть: навыками составления деловой документации в соответствии с языковыми и стилистическими нормами, навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1 способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности Знает: понятие правотворчества, понятие нормативного акта, понятие нормы права; Умеет: отличать необходимость разработки нормативного акта от необходимости принятия правоприменительного акта; Знает: понятие правотворчества, стадии правотворчества, понятие нормативного акта, его структуру, понятие нормы права, ее структуру; Умеет: составлять проекты нормативных правовых актов; Владеет: приемами и способами юридической техники Знает: понятие правотворчества, стадии правотворчества, понятие нормативного акта, его структуру, понятие нормы права, ее структуру, значение каждого из элементов (гипотезы, диспозиции, санкции); Умеет: составлять проекты нормативных правовых актов, отличать необходимость разработки нормативного акта от необходимости принятия правоприменительного акта; Владеет: приемами и способами юридической техники
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры - знает: основные понятия и категории государственно-правовой действительности; - умеет: логически мыслить; - владеет: навыками участия в дискуссии. - знает: основные понятия и категории государственно-правовой действительности, методы научного познания и исследования; - умеет: логически мыслить, ясно строить устную речь; - владеет: приемами и способами ведения полемики, дискуссии. - знает: понятия и категории государственно-правовой действительности, методы научного познания и исследования; - умеет: логически мыслить, ясно строить устную и письменную речь; - владеет: приемами и способами организации и ведения полемики, дискуссии.
ПК– 4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации - знает: основные положения гражданского права Российской Федерации, допуская при этом незначительные ошибки; - умеет: в целом успешно, но не систематически, принимать правильные решения в гражданских правоотношениях; - владеет: в целом, успешным, но не систематическим применением навыков совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации в гражданских правоотношениях - знает основные положения гражданского права Российской Федерации; - умеет в целом, успешно принимать правильные решения в гражданских правоотношениях; - владеет в целом успешным применением навыков совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации в гражданских правоотношениях - знает: основные положения гражданского права Российской Федерации и имеет целостное и комплексное представление об изучаемой области; -умеет успешно и систематически принимать правильные решения в гражданских правоотношениях; - владеет успешным и систематическим навыком совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации в гражданских правоотношениях.
ПК– 5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности - знает: основные положения, сущность и содержание основных институтов гражданского права, допуская при этом незначительные ошибки; - умеет в целом успешно, но не систематически анализировать, толковать и правильно применять гражданско-правовые нормы; - владеет в целом успешным, но не систематическим применением навыков работы с нормативными правовыми актами, регулирующими гражданские правоотношения - знает основные положения, сущность и содержание основных институтов гражданского права; - умеет в целом успешно анализировать, толковать и правильно применять гражданско-правовые нормы; - владеет в целом успешным применением навыков работы с нормативными правовыми актами, регулирующими гражданские правоотношения. - знает основные положения, сущность и содержание основных институтов гражданского права и имеет целостное и комплексное представление об изучаемой области; - умеет успешно и систематически анализировать, толковать и правильно применять гражданско-правовые нормы; - владеет успешным и систематическим навыком работы с нормативными правовыми актами, регулирующими гражданские правоотношения.  
ПК– 6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства - знает понятие и сущность правоотношений, складывающихся в сфере гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и отношений гражданско-процессуального характера; - умеет анализировать юридические факты, влекущие возникновение правоотношений в сфере гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и отношений гражданско-процессуального характера; - владеет навыками выделения субъектов и объектов правоотношений в нормах правовых актов - знает понятие, сущность и структуру правоотношений, складывающихся в сфере гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и отношений гражданско-процессуального характера; - умеет анализировать юридические факты, влекущие возникновение и изменение правоотношений в сфере гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и отношений гражданско-процессуального характера; юридически правильно квалифицировать факты возникновения, изменения и прекращения правоотношений; - владеет навыками выделения субъектов, объектов, юридических фактов, содержания правоотношений в нормах правовых актов - знает понятие и сущность правоотношений, складывающихся в сфере гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и отношений гражданско-процессуального характера; виды правоотношений, складывающихся в сфере гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и отношений гражданско-процессуального характера; - умеет анализировать юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений в сфере гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и отношений гражданско-процессуального характера; юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства; - владеет навыками выделения субъектов, объектов, юридических фактов, содержания правоотношений в нормах правовых актов; навыками определения вида правоотношений
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина - знает понятие правового статуса личности, понятие субъективного права; -умеет выявлять факты несоблюдения законодательных требований; - владеет способами и методами защиты прав и свобод человека и гражданина - знает понятие правового статуса личности, понятие субъективного права; - умеет выявлять факты несоблюдения законодательных требований, давать квалифицированные юридические заключения и консультации. - владеть способами и методами защиты прав и свобод человека и гражданина - знать понятие правового статуса личности, виды правовых статусов, понятие субъективного права, понятие охраны и защиты права. - умеет выявлять факты несоблюдения законодательных требований, давать квалифицированные юридические заключения и консультации. - владеет способами и методами защиты прав и свобод человека и гражданина
ПК– 15 способен толковать нормативные правовые акты - знает содержание основных источников гражданского права, допуская при этом незначительные ошибки; - умеет в целом успешно, но не систематически, квалифицированно толковать нормативные правовые акты, регулирующие гражданские правоотношения; - владеет в целом успешным, но не систематическим владением приемами и способами системного толкования норм гражданского права. - знает: содержание основных источников гражданского права; - уметь в целом успешно и квалифицированно толковать нормативные правовые акты, регулирующие гражданские правоотношения - владеет в целом успешно приемами и способами системного толкования норм гражданского права - знает содержание основных источников гражданского права и имеет целостное и комплексное представление об изучаемой области; - умеет успешно и систематически квалифицированно толковать нормативные правовые акты, регулирующие гражданские правоотношения; - владеет успешным и систематическим владением приемами и способами системного толкования норм гражданского права.
ПК– 16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности - знает основы квалификации гражданских правоотношений при подготовке юридических заключений и консультации; - умеет давать гражданско-правовую оценку совершенным юридическим действиям при подготовке юридических заключений и консультации; - владеет навыками аргументированного изложения собственного мнения по спорным вопросам рассматриваемых гражданских правоотношений. - знает гражданско-правовую характеристику отдельных видов отношений частного характера при подготовке юридических заключений и консультации; - умеет давать гражданско-правовую оценку совершенным юридическим действиям, а также нарушениям частного права и норм профессиональной этики при подготовке юридических заключений и консультации; - владеет навыками теоретического обобщения и аргументированного изложения собственного мнения по спорным вопросам гражданско-правового регулирования. - знает гражданско-правовую характеристику отдельных видов отношений частного характера при подготовке юридических заключений и консультации и особенности правоприменительной практики; - умеет давать гражданско-правовую оценку совершенным юридическим действиям, а также нарушениям частного права и норм профессиональной этики при подготовке юридических заключений и консультации; - владеет навыками теоретического обобщения и аргументированного изложения собственного мнения по спорным вопросам гражданско-правового регулирования, с учетом разъяснений судебной и арбитражной практики.

 

 


5.2.1. Критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена

 

Результаты сдачи междисциплинарного государственного экзамена (ответы на вопросы экзаменационных билетов) по дисциплинам «Теория государства и права» и «Гражданское право», оцениваются по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Шкала «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» соответствует «базовому», «среднему и «повышенному» уровням сформированности общекультурных, и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

Оценка «отлично» соответствует повышенному уровню сформированности компетенций и выставляется, если обучающийся показывает глубокие, системно организованные и целостные знания по существу вопросов, содержащихся в экзаменационных билетах, умеет грамотно и убедительно обосновывать собственную точку зрения, ссылаясь на нормативные документы, научные источники и опыт практической деятельности. Свободно владеет приемами построения дискуссии, способами поиска связей между рассматриваемым вопросом и иными проблемами, входящими в содержание учебной дисциплины, смежными вопросами. Обладает навыками использования аналогии, критического анализа, аргументации, способен решать задачи (вопросы) практического характера, оперируя при этом юридическими понятиями, категориями и ссылаясь на нормативные правовые акты. Свободно и уверенно ориентируется в содержании дисциплины в целом, оперативно даёт правильные ответы на дополнительные вопросы. Владеет навыками схематичного оформления содержания ответа, составления (проектирования, моделирования) юридической документации.

Оценка «хорошо» соответствует «среднему уровню сформированности компетенций и выставляется, если обучающийся демонстрирует в целом твердые знания по содержанию учебной дисциплины, понимание существа поставленных вопросов и практического значения излагаемых суждений. Последовательно и логично строит ответы на вопросы экзаменационного билета, допуская при этом несущественные неточности, способен самостоятельно исправлять допущенные неточности или ошибки. В целом даёт правильное обоснование ответов на экзаменационные вопросы со ссылками на основные нормативные правовые акты, правоприменительную и правоохранительную практику.

Оценка «удовлетворительно» соответствует базовому уровню сформированности компетенций и выставляется, если обучающийся знаком лишь с важнейшими положениями по вопросам экзаменационного билета при неполном знании теории, методологии, судебной практики и теоретических источников; понимает природу и значение законодательных положений и теоретических позиций; умеет исправлять неточности и восполнять пробелы в ответе при помощи членов экзаменационной комиссии или требует в ряде случаев конкретизирующих вопросов для формулирования правильного ответа или верного решения задачи (задания) практического характера, затрудняется в точных ссылках на конкретные нормативные правовые акты и примеры судебной практики.

Оценка «неудовлетворительно» свидетельствует об отсутствии сформированности компетенций и выставляется, если обучающийся допускает грубые ошибки в ответах на вопросы экзаменационного билета, не может сформулировать ответ со ссылкой на нормативные акты, не может привести аргументированных примеров из практики, не понимает существа дополнительных вопросов, сформулированных членами экзаменационной комиссии и не может ответить на них, не справляется с решением задачи (практического задания). Не владеет основными юридическими понятиями и категориями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: