| №
| Вопросы
| Варианты ответа
|
|
| А
| В
| С
| D
| Е
|
|
|
| Исторически первый тип мировоззрения:
| мифология
| наука
| право
| философия
| Религия
|
|
|
| Учителем Аристотеля был:
| Сократ
| Платон
| Филипп II
| Пифагор
| Эпикур
|
|
|
| Абсолютизация роли науки в жизни общества отражена в понятии:
| позитивизм
| сцентизм
| наукоучение
| эпистемология
| гносеология
|
|
|
| Для даосов «дао» это:
| первоначало, первооснова, всеобъемлющий закон мироздания
| небо-образец для правителя
| почтительность, церемонная, ритуал
| путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека
| метод управления государством
|
|
|
| Человек рассматривается Сократом как:
| политическое существо
| нравственное существо
| природное существо
| производительная сила
| незавершенное животное
|
|
|
| Название сочинений Платона:
| Метафизика
| Эннеады
| Диалоги
| Три корзины
| Беседы и суждения
|
|
|
| Понятие «становление» впервые попытался выразить:
| Пифагор
| Гераклит
| Демокрит
| Фалес
| Зенон
|
|
|
| Спор между реалистами и номиналистами шел по проблеме
| законов мышления
| универсалий
| источника развития
| сущности человека
| толкования текстов
|
|
|
| Бесчисленные субстанции, из которых состоит реальный мир, Лейбниц назвал:
| атомами
| монадами
| идеями
| молекулами
| электронами
|
|
|
| Существование предшествует сущности - такова основная установка:
| марксизма
| неокантианства
| позитивизма
| интуитивизма
| экзистенциализма
|
|
|
| Этимология понятия "философия":
| Мудрость
| Истина
| Любовь
| Любовь к истине
| Любовь к мудрости
|
|
|
| Материалистическая школа в древнеиндийской философии:
| Джайнизм
| Буддизм
| Йога
| Упанишады
| Чарвака
|
|
|
| Основное отличие философии от донаучных форм мировоззрения:
| Рефлексия
| Мысль
| Сознание
| Глубинность
| Понятийность отражения
|
|
|
| Приём теоретического и практического освоения действительности:
| Средство
| Метод
| Методология
| Опыт
| Эксперимент
|
|
|
| Функция философии, связанная с оказанием адресной помощи человеку в его духовных исканиях:
| Интеллектуальная
| Логотерапевтическая
| Гносеологическая
| Социальная
| Познавательная
|
|
|
| Второе название школы чарвака:
| Материализм
| Локаята
| Гедонизм
| Буддизм
| Джайнизм
|
|
|
| Центральная идея в средневековой христианской философии:
| Фелиоква
| Бог
| Вера
| Святой Дух
| Христос
|
|
|
| Философ мусульманского Востока, выдвинувший идею вращения Земли:
| Аль-Фараби
| Аль-Бируни
| Аль-Кинди
| Ибн-Сина
| Аль-Хорезми
|
|
|
| То, чем является Милетская школа по уровню развития как философия:
| Протофилософия
| Философия в чистом понимании
| Натурфилософия
| Материалистическая философия
| Античная философия
|
|
|
| Наиболее ранний исторический тип мировоззрения:
| Мифологический
| Философский
| Научный
| Религиозный
| Художественный
|
|
|
| Согласно Аристотелю человек является существом:
| Политическим
| Социальным
| Аполитичным
| Общественным
| Моральным
|
|
|
| В каком городе была открыта первая Академия?
| Афины
| Спарта
| Дельфа
| Рим
| Вавилон
|
|
|
| Какой эпохе принадлежит характеристика человека как «политического животного»?
| Античности
| Средневековью
| Возрождению
| Новому времени
| Просвещению
|
|
|
| Что подразумевали под «софией» в эпоху античности?
| Любовь
| Мудрость
| Красоту
| Космос
| Логос
|
|
|
| Теоцентризмом называют философию эпохи:
| Античности
| Средневековья
| Возрождения
| Нового времени
| Немецкой классической философии
|
|
|
| Карма - одно из понятий:
| Даосизма
| Конфуцианства
| Буддизма
| Дзен-буддизма
| Ислама
|
|
|
| Учение о цепи перерождений в философии Древней Индии:
| Рама
| Карма
| Сансара
| Брахма
| Нирвана
|
|
|
| Часть китайского Пятикнижия, определяющая целью человека соединение им своей силы со стихиями неба и земли:
| «Книга перемен»
| «Книга истории»
| «Книга песен»
| «Книга времен года»
| «Беседы и суждения»
|
|
|
| Часть китайского Пятикнижия, определяющая целью человека соединение им своей силы со стихиями неба и земли:
| «Книга перемен»
| «Книга истории»
| «Книга песен»
| «Книга времен года»
| «Беседы и суждения»
|
|
|
| Основатель этики конфуцианства:
| Мо-Ди
| Шан Ян
| Лао-цзы
| Шэнь Бухай
| Конфуций
|
|
|
| Книга, где излагается этика конфуцианства:
| «Книга перемен»
| «Беседы и суждения»
| «Дао дэ цзин»
| «Книга истории»
| «Книга песен»
|
|
|
| Идея благородного человека, воспитание которого определяется главной целью этики конфуцианства:
| Цзюнь-цзы
| Сяо
| У-вэй
| Чжэн мин
| Ян
|
|
|
| Воспитание в человеке духа уважения к окружающим и к обществу согласно этике конфуцианства достигается через:
| Подчинение общепринятым нормам
| Чтение конфуцианских поучений
| Участие в государственных делах
| Почитание императора
| Надлежащее исполнение каждым своей функции
|
|
|
| Этика конфуцианства полностью исключает проблему:
| Индивидуализма
| Альтруизма
| Коллективизма
| Примата общественных интересов над личным
| Индивидуального развития личности
|
|
|
| В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания в конфуцианстве лежит:
| Идея благородного мужа
| Почитание императора
| Ритуал
| Семья
| Правильные имена
|
|
|
| Конфуцианский принцип сяо означает:
| Почитание старшего брата младшим братом
| Сыновнюю почтительность
| Добродетель
| Правильное поведение
| Почитание духов предков
|
|
|
| Важнейший принцип добродетели в конфуцианстве:
| Принцип меры
| Принцип «ничего слишком»
| Срединный путь
| Добродетель меры
| Путь золотой середины
|
|
|
| Этическая категория конфуцианства, подразумевающая человечность:
| Сяо
| Цзюнь-цзы
| Жэнь
| Лунь юй
| У-вэй
|
|
|
| Основное требование, предъявляемое человеку в этике конфуцианства:
| Быть добрым
| Быть человечным
| Быть справедливым
| Быть милосердным
| Быть человеколюбивым
|
|
|
| Легизм основой регулирования поведения людей определяет:
| Ритуал
| Обычай
| Жесткий закон
| Традицию
| Мораль
|
|
|
| Этический принцип конфуцианства, рассматриваемый как наиболее эффективный метод управления страной:
| Сяо
| Жэнь
| Воля Неба
| Дао
| Ян
|
|
|
| Этическое учение Древнего Китая, отрицающее идею, что политика совместима с моралью:
| Легизм
| Конфуцианство
| Моизм
| Номинализм
| Даосизм
|
|
|
| Главное средство управления поведением человека согласно этике легизма:
| Поощрение
| Награда
| Наказание
| Моральное поощрение
| Материальное поощрение
|
|
|
| Этические принципы, изложенные в словах «Все бунтуют – я неподвижен; охваченный страстями – я неподвижен; слушая мудрых, - я неподвижен; я иду только своим собственным путем» - характерен такому учению как:
| Конфуцианство
| Даосизм
| Легизм
| Моизм
| Школа имен
|
|
|
| Родоначальник этики моизма:
| Мо-ди
| Лао-цзы
| Кун-фу-цзы
| Хань Фэй
| Шэнь Бухай
|
|
|
| Центральная идея этики моизма:
| Всеобщая любовь
| Государственная служба
| Ритуал
| Недеяние
| Почитание
|
|
|
| Даоский принцип у-вэй обозначает:
| Почитание
| Почтительность
| Недеяние
| Послушание
| Наказание
|
|
|
| Этика моизма изложена в письменном источнике:
| «Книга перемен»
| «Беседы и суждения»
| «Книга истории»
| «Дао дэ цзин»
| «Трактат учителя Мо»
|
|
|
| Древнекитайское этическое учение, критиковавшее конфуцианство за конформистское поведение:
| Моизм
| Легизм
| Номинализм
| Даосизм
| Школа законников
|
|
|
| Одна из главных идей этики моизма:
| Взаимная польза
| Ритуал
| Жесткое правление
| Наказание
| Устрашение
|
|
|
| Китайский мудрец и этик, определивший выгоду как цель и содержание человеколюбия и долга:
| Конфуций
| Шан Ян
| Мо-цзы
| Да Мо
| Лао-цзы
|
|
|
| Сакральная нравственная сила, управляющая миром согласно конфуцианству:
| Император
| Космос
| Природа
| Сын Неба
| Небо
|
|
|
| Этический принцип даосизма, предполагающий исключение любого усилия человека и общества по отношению к природе:
| Дао
| У-вэй
| Инь
| Ян
| Сяо
|
|
|
| Китайский мудрец и этик, автор слов «Прежде видь в слове дело, а после сказанного действуй»:
| Хань Фэй
| Конфуций
| Лао-цзы
| Мо-ди
| Мо-цзы
|
|
|
| Подлинное имя древнекитайского этика и философа Конфуция:
| Лао-цзы
| Шэнь Дао
| Шан Ян
| Шэнь Бухай
| Кун-фу-цзы
|
|
|
| Умение не загрязнять свое сознание, волей или неволей соприкасаясь с человеческой действительностью, как этический принцип характерен такому древнекитайскому учению как:
| Конфуцианство
| Легизм
| Даосизм
| Моизм
| Школа инь и ян
|
|
|
| Древнекитайский мудрец и этик, автор слов «Слушаю слова людей и смотрю на их действия»:
| Лао-цзы
| Конфуций
| Мо-ди
| Шан Ян
| Шань Дао
|
|
|
| Этика даосизма утверждает, что человек, придерживаясь дао, может и должен:
| Активно действовать
| Преобразовывать общество
| Преобразовывать природу
| Менять обстоятельства жизни
| Бездействовать
|
|
|
| Рассматривая человека прежде всего как духовное существо, Абай Кунанбаев считал, что нравственность человека определяется:
| Верой
| Природой
| Обществом
| Религиозным воспитанием
| Ценностями религии
|
|
|
| Духовная сила, которую Абай Кунанбаев определял способной нравственно возродить его современников:
| Религия
| Просвещение
| Ислам
| Образование
| Нравственное просвещение
|
|
|
| Казахский мыслитель, автор слов "У того, у кого нет совести, у того нет веры":
| Жамбул Жабаев
| Абай Кунанбаев
| Шакарим Кудайбердиев
| Сакен Сейфуллин
| Ахмет Байтурсынов
|
|
|
| Образ Абая Кунанбаева о человеке, который "поставил себе целью овладеть науками, постоянно думает о своем человеческом достоинстве и творит людям добро" характеризует данного человека как:
| Добродетельного человека
| Истинного гуманиста
| Истинного мусульманина
| Просвещенного человека
| Нравственного человека
|
|
|
| Источник нравственной деморализации согласно Абаю Кунанбаеву:
| Шаткость и нетвердость в вере
| Лень и скупость
| Незнание
| Отсутствие идеалов
| Праздность и беспечность
|
|
|
| Начала, составляющие согласно Абаю Кунанбаеву, духовную сущность человека:
| Трудолюбие и чувство стыда
| Религиозность и сознательный труд
| Научное знание и вера
| Простодушие и неиспорченность нравов
| Любовь, справедливость, душевность
|
|
|
| Центральный порок согласно Абаю Кунанбаеву, из которого произрастают все другие нравственные несовершенства и изъяны:
| Невежество
| Лень
| Отсутствие целей
| Праздность
| Лживость
|
|
|
| Согласно этическому учению Абая Кунанбаева тем, что позволяет человеку противостоять порокам, является прежде всего:
| Воля и знание о душе
| Непримиримое отношение ко лжи и трудолюбие
| Воля и отвращение к злу
| Трудолюбие и стремление к знанию
| Просвещенность и правдолюбие
|
|
|
| Согласно этике Абая Кунанбаева воля человека должна быть:
| Нравственной
| Целенаправленной
| Рассудочной
| Рациональной
| Эмоциональной
|
|
|
| Согласно Абаю Кунанбаеву свойством человека, которое необходимо для неискаженного восприятия действительности и, следовательно, выступает основой для добрых поступков, является:
| Непосредственность ребенка
| Впечатлительность сердца
| Незамутненность сознания
| Преданность Богу
| Религиозность в сердце
|
|
|
| Согласно Абаю Кунанбаеву человек добр или зол, нравственен или аморален:
| С рождения
| От природы
| В результате собственных усилий
| По собственному желанию
| В результате влияния социальной среды
|
|
|
| Казахский мыслитель, автор слов "Будь в моих руках власть, я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим":
| Шакарим Кудайбердиев
| Чокан Валиханов
| Ибрай Алтынсарин
| Абай Кунанбаев
| Алихан Букейханов
|
|
|
| Необходимость очеловечивания человека Шакарим Кудайбердиев обосновывает с позиции:
| Теологической
| Просветительской
| Научной
| Морально-этической
| Этико-эстетической
|
|
|
| Работа Шакарима Кудайбердиева, где им обосновывается необходимость науки о совести:
| "Три истины"
| "Записки Забытого"
| "Слова назидания"
| "Благодатное знание"
| "Книга мудрости"
|
|
|
| Шакарим Кудайбердиев "единством человеческой скромности, справедливости и доброты" определяет:
| Нравственность
| Добродетельность
| Порядочность
| Совестливость
| Совесть
|
|
|
| Согласно Шакариму Кудайбердиеву у человека" сущностью, которая никогда не исчезает, не поддается порче, а с каждым разом все совершенствуется, идет к возвышению" является:
| Душа
| Совесть
| Разум
| Духовность
| Нравственность
|
|
|
| Согласно Шакариму Кудайбердиеву нравственное чувство совести неразрывно связано с:
| Верой в Бога
| Верой в необходимость нравственности
| Верой в бессмертную душу и в идею Творца
| Верой в совесть
| Верой в нравственные императивы
|
|
|
| Казахский мыслитель и ученый, автор слов "Сердце человека, не поверившего в то, что совесть и душа это необходимая опора, не смогут очистить ни одна наука, никакое искусство, ни один путь и никакой закон":
| Чокан Валиханов
| Алихан Букейханов
| Ахмет Байтурсынов
| Ибрай Алтынсарин
| Шакарим Кудайбердиев
|
|
|
| Шакарим Кудайбердиев в работе "Записки Забытого" выдвигает мнение, что высшими человеческими ценностями являются:
| Милосердие и совесть
| Совесть и вера
| Милосердие и сострадание
| Вера и милосердие
| Братская любовь и совесть
|
|
|
| Согласно работе Шакарима Кудайбердиева "Записки Забытого" условием, необходимым для нравственного улучшения человека является:
| Религиозное воспитание
| Исламская традиция
| Мусульманское образование
| Просвещение человека
| Привитие личной потребности в труде
|
|
|
| Согласно Шакариму Кудайбердиеву разумное и нравственное поведение человека обеспечивается:
| Единством сердца и воли
| Единением разума с нравственной волей
| Сердечным аспектом
| Любовным отношением ко всему сущему
| Единением сердца и поступка
|
|
|
| Мыслитель первой половины ХХ века, автор слов "О мудрости и уме разумного, о мощи сильного, о виртуозности мастера мы судим по их делам":
| Абай Кунанбаев
| Альберт Швейцер
| Эйрих Фромм
| Ахмет Байтурсынов
| Шакарим Кудайбердиев
|
|
|
| Казахский мыслитель, автор слов "И даже просто человеком трудно назвать того, кто потерял честь и не чувствует стыда, кто потерял власть над собой и совершает подлость":
| Сакен Сейфуллин
| Шакарим Кудайбердиев
| Алихан Букейханов
| Абай Кунанбаев
| Жамбул Жабаев
|
|
|
| Мыслитель, автор слов "В своей вере ты должен видеть для себя спасение, только тогда она принесет тебе пользу":
| Абай Кунанбаев
| Юсуф Баласагуни
| Ахмет Ясави
| Махмут Кашгари
| Шакарим Кудайбердиев
|
|
|
| Гуманистическое убеждение, что "благие намерения рождаются в светлой чистой душе" принадлежит такому мыслителю как:
| Чокан Валиханов
| Шакарим Кудайбердиев
| Абай Кунанбаев
| Ясави
| Иугинеки
|
|
|
| Современный философ, автор работы «Казахская философия 15-начала 20 в.в.», выдвинувший мнение, что обоснование гуманистических принципов в философии Шакарима Кудайбердиева является теологическим:
| А.К. Касабек
| Т.Х. Габитов
| М.С. Орынбеков
| М.С. Аженов
| О.А. Сегизбаев
|
|
|
| Один из ведущих трудов И. Канта, где он обсуждает этические проблемы:
| «Критика чистого разума»
| «Критика способности суждения»
| «Опыты»
| «О свободе и необходимости»
| «Основы метафизики нравственности»
|
|
|
| Согласно этике И. Канта нравственность от религиозных убеждений:
| Не зависит
| Зависит
| Зависти всецело
| Зависит частично
| Зачастую не зависит
|
|
|
| Согласно И. Канту религии задает содержание:
| Этика как наука
| Нравы общества
| Категорический императив
| Общепринятые правила поведения и законы государства
| Мораль
|
|
|
| То, из чего И. Кант выводит постулаты существования Бога и бессмертия души:
| Из морального закона
| Из общепринятой морали
| Из религиозной морали
| Из религиозной этики
| Из априорного опыта
|
|
|
| Согласно И. Канту обеспечивает чистоту нравственного поведения, избавляет человека от эгоистических эмпирических потребностей и влечений и создает принципы и правила морального поведения:
| Практический разум
| Разум
| Теоретический разум
| Нравственный разум
| Моральный разум
|
|
|
| Согласно этике И. Канта долгом человека является:
| Подчинение чистому разуму
| Подчинение голосу практического разума
| Подчинение необходимости
| Подчинение собственным эмпирическим страстям и потребностям
| Подчинение общепринятым правилам морали
|
|
|
| Гипотетический императив в этике И. Канта:
| «Слушаю слова людей и смотрю на их поступки»
| «Я знаю, что ничего не знаю»
| «Если ты хочешь добиться успеха в делах, будь расчетлив и бережлив»
| «Прежде видь в слове дело, а после сказанного действуй»
| «Кто провинился перед Небом, тому некому будет молиться»
|
|
|
| Согласно этике И. Канта априорный закон морали (категорический императив) диктует:
| Что надо делать в конкретных обстоятельствах
| Как соотноситься с частными целями
| Как надо вести себя всегда, вне зависимости от обстоятельств
| Как искать для себя аргументов в соображениях практической пользы
| Как соотноситься с эмпирическими целями
|
|
|
| Утверждая «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом», И. Кант подразумевает, что в данном случае максима – это:
| Всеобщий принцип поведения
| Объективный принцип поведения
| Исключительно индивидуальный принцип поведения
| Объективно-субъективный принцип поведения
| Субъективный принцип поведения
|
|
|
| И. Кант в своей этике, утверждая, что человек всегда должен выступать целью, под достоинством отдельно взятого человека понимает:
| Частное достоинство ограниченной во времени и пространстве личности
| Достоинство самоцельного разумного существа
| Достоинство в эмпирическом измерении
| Достоинство в приорных категориях
| Достоинство разумного существа в эмпирических самоцелях
|
|
|
| Главная роль согласно И. Канту во внутреннем стремлении к реализации в жизни категорического императива принадлежит:
| Доброй воле
| Воле к жизни
| Волевым усилиям
| Качеству воле
| Волевой направленности
|
|
|
| Согласно И. Канту выполнение нравственного долга контролируется:
| Внутренним нравственным мерилом
| Внутренним самоконтролем
| Нравственной самодисциплиной
| Нравственной самодисциплиной
| Внутренним самоограничителем
|
|
|
| Согласно этике И. Канта долг перед другими выступает как:
| Необходимый элемент нравственной совести
| Долг перед самим собой
| Показатель моральности
| Выполнение долга перед собой и другими
| Необходимый элемент самоконтроля
|
|
|
| Гарант счастья для людей, свято соблюдающих моральный закон согласно этике И. Канта:
| Религия
| Священное писание
| Бог
| Рай
| Посмертное вечное благо
|
|
|
| Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания:
| Плюрализм
| Дуализм
| Двойственный
| Двойственность
| Дуализм
|
|
|
| Учение о всеобщем развитии во взаимосвязи:
| Философия
| Диалектическое единство
| Диалектика
| Майевтика
| Онтология
|
|
|
| Учение о первоначалах согласно Аристотелю:
| Физика
| Философия
| Метафизика
| Первая философия
| Наука о природе
|
|
|
| Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства:
| Эпикуреизм
| Учение Эпикура о чувствах как источнике знаний
| Сенсуализм
| Постпозитивизм
| Sensus
|
|
|
| Функция, связанная с адаптационной и жизнеутверждающей ролью философии для индивида:
| Гуманитарная
| Гуманистическая
| Гуманная
| Логотерапевтическая
| Социальная
|
|
|
| Мировоззрение, предполагающее несколько или множество исходных оснований:
| Плюрализм
| Демократическое
| Множественное
| Постиндустриальное
| Объективное
|
|
|
| Мировоззрение, ограничивающее возможность познания мира:
| Идеализм
| Кантианство
| Агностицизм
| Гносеология
| Гностицизм
|
|
|
| Отрицание возможности достоверного знания:
| Скепсис
| Критицизм
| Скептицизм
| Критика знания вообще
| Цинизм
|
|
|
| Теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение:
| Научное
| Абстрактная логика
| Философия
| Логика
| Наука
|
|
|
| Наука о правилах и законах правильного мышления:
| Аксиология
| Логика
| Логическое мировоззрение
| Абстрактная логика
| Философия
|
|
|
| Философское направление философии, признающее при решении основного вопроса философии первоначалом материю:
| Идеализм
| Материализм
| Деизм
| Дуализм
| Плюрализм
|
|
|
| Основа единства бытия и его же первоначало согласно Демокриту:
| Ядро атома
| Протон
| Атом
| Молекула
| Электрон
|
|
|
| При входе в Платоновскую Академию была начертана надпись:
| Не геометр да не войдет!
| Оставь надежду всяк сюда входящий!
| Искусство бесполезно- можешь уходить домой!
| Гость! Тебе здесь будет хорошо!
| Повторение – мать учения и прибежище ослов!
|
|
|
| Слова «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежат
| Сократу
| Платону
| Аристотелю
| Диогену Синопскому
| Марку Аврелию
|
|
|
| «Философия делает человека вполне человеком», - так написал в своей статье «Исторические дела философии»
| Н.Бердяев
| А.Хомяков
| М.Ломоносов
| К.Леонтьев
| Вл.Соловьев
|
|
|
| Философия в европейском смысле возникла в
| Древней Индии
| Древнем Китае
| Древнем Вавилоне
| Древней Греции
| Древнем Египте
|
|
|
| Исторически первый тип мировоззрения
| мифология
| наука
| право
| Философия
| религия
|
|
|
| Общепринято считать, что философия возникла в
| 10 веке до н.э.
| 6 веке до н.э.
| 3 веке до н.э.
| 1 веке до н.э.
| 1 веке н.э.
|
|
|
| Философия возникла в «осевое время», согласно концепции Карла Ясперса:
| 800-200 гг. до н.э.
| 900-100
гг.до н.э.
| 200 г. до н.э. – 300 г.н.э.
| 200 – 800 гг.н.э.
| 100 – 900 гг. н.э.
|
|
|
| Автором концепции «осевого времени» как времени возникновения феномена философии в различных культурных регионах является философ-экзистенциалист
| Мартин Бубер
| Альбер Камю
| Лев Шестов
| Карл Ясперс
| Мартин Хайдеггер
|
|
|
| О действии «хитрости мирового разума», когда все вольны делать все, что хотят, но в итоге получат то, что никто не хочет, в своих работах описал немецкий философ
| Кант
| Фихте
| Шеллинг
| Гегель
| Маркс
|
|
|
| «Религия – опиум народа», так считал антропологический материалист
| Руссо
| Монтескье
| Фейербах
| Фрейд
| Ницше
|
|
|
| «Бог умер», так решил проблему бога философ
| Ницше
| Кьеркегор
| Бубер
| Паскаль
| Шопенгауэр
|
|
|
| «Свобода – есть мучительная необходимость», так считал философ
| Спиноза
| Маркс
| Шпенглер
| Сартр
| Ницше
|
|
|
| Понятие «положительного всеединства» было в основе философии
| Вл.Соловьева
| А.Хомякова
| Л.Шестова
| Л.Толстого
| Ф.Достоевского
|
|
|
| Концепцию постиндустриального развития общества предложил американский социолог
| Тоффлер
| Хантингтон
| Белл
| Гидденс
| Зиммель
|
|
|
| Философское учение, которое принимает за основу всего существующего два начала – и материальное, и духовное, называется
| монизм
| плюрализм
| материализм
| идеализм
| дуализм
|
|
|
| Абсолютную «этику благоговения перед жизнью» в работе «Культура и этика» выдвинул
| Альберт Швейцер
| Иммануил Кант
| Жан Жак Руссо
| Махатма Ганди
| Карл Маркс
|
|
|
| Главной особенностью в философии Пико делла Мирандоллы является
| Способность видеть божественное
| Способность к самоопределению
| Способность творчества
| Способность к саморефлексии
| Способность абстрактного мысления
|
|
|
| «Человек – это мыслящий тростник», так полагал
| Сократ
| Августин
| Паскаль
| Экхарт
| Фрейд
|
|
|
| Впервые в истории западноевропейской философии понятие обьекта и субьекта использовал
| Рене Декарт
| Френсис Бэкон
| Иммануил Кант
| Барух Спиноза
| Карл Маркс
|
|
|
| Парной общефилософской категорией к понятию «сущность» является понятие
| «случайность»
| «форма»
| «следствие»
| «часть»
| «явление»
|
|
|
| Парной общефилософской категорией к понятию «целое» является понятие
| «случайность»
| «форма»
| «следствие»
| «часть»
| «явление»
|
|
|
| Парной общефилософской категорией к понятию «содержание» является понятие
| «случайность»
| «форма»
| «следствие»
| «часть»
| «явление»
|
|
|
| Парной общефилософской категорией к понятию «причина» является понятие
| «случайность»
| «форма»
| «следствие»
| «часть»
| «явление»
|
|
|
| Парной общефилософской категорией к понятию «необходимость» является понятие
| «случайность»
| «форма»
| «следствие»
| «часть»
| «явление»
|
|
|
| Парной общефилософской категорией к понятию«действительность» является понятие
| «случайность»
| «форма»
| «следствие»
| «часть»
| «возможность»
|
|
|
| При решении вопроса «Что первично – материя или сознание?» возникли направления
| Эмпиризм и рационализм
| Агностицизм и скептицизм
| Материализм и идеализм
| Реализм и номинализм
| Платонизм и аристотелизм
|
|
|
| При решении вопроса «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигать мир таким, каков он есть на самом деле?» возникли направления
| Эмпиризм и рационализм
| Агностицизм и скептицизм
| Материализм и идеализм
| Реализм и номинализм
| Платонизм и аристотелизм
|
|
|
| При решении вопроса «Что обладает более реальным существованием – вещь или идея вещи?» возникли направления
| Эмпиризм и рационализм
| Агностицизм и скептицизм
| Материализм и идеализм
| Реализм и номинализм
| Экзистенциализм и интуитивизм
|
|
|
| При решении вопроса «Что является основой познания – опыт или разум?» возникли направления
| Эмпиризм и рационализм
| Агностицизм и скептицизм
| Материализм и идеализм
| Реализм и номинализм
| Платонизм и аристотелизм
|
|
|
| Впервые ввел понятие «гражданское общество», чтобы показать, что оно не тождественно государству
| Гоббс
| Локк
| Руссо
| Гегель
| Маркс
|
|
|
| Ленин дал понимании материи как
| атома
| вещества
| вакуума
| информационного поля
| философской категории для обозначения обьективной реальности
|
|
|
| Онтология – это учение о
| бытие
| познании
| добре и зле
| свободе воли
| ценностях
|
|
|
| «Многослойную» модель бытия в философии предлагал
| Фридрих
Энгельс
| Николай
Гартман
| Владимир Ленин
| Огюст Конт
| Мартин Хайдеггер
|
|
|
| Мысленное обьединение в единое целое расчлененных анализом элементов есть
| сравнение
| обобщение
| синтез
| идеализация
| ограничение
|
|
|
| Необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей отражаются в понятии
| необходимость
| закон
| категория
| связь
| действие
|
|
|
| Под понятием «гендер» в философии понимается
| Половые различия
| Социальное различие полов
| Отношение общества к однополой любви
| Проблемы детской сексуальности и неврозов
| Биологические различия
|
|
|
| Автором поэмы «Заблудившаяся жизнь» является казахский философ
| Шакарим
| Абай
| Торайгыров
| Дулат
| Шортанбай
|
|
|
| Автор работы «Закат Европы»
| Хантингтон
| Белл
| Фукуяма
| Шпенглер
| Тойнби
|
|
|
| Автор работы «Столкновение цивилизаций»
| Хантингтон
| Белл
| Фукуяма
| Шпенглер
| Тойнби
|
|
|
| Единство количественных и качественных изменений в одной системе отражается в понятии
| мера
| скачок
| свойство
| количество
| система
|
|
| Выберите суждение, характеризующее мировоззрение:
| Мировоззрение –
это система взглядов, убеждений человека о мире и его месте в нем
| Мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека
| Мировоззрение – это практический опыт человека
| Мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе
| Мировоззрение – это мироощушение
|
|
| Понятие «философия» в переводе с греческого означает:
| Возникновение мира
| Любовь к мудрости
| Высшая истина
| Любовь к красноречию
| Божественное познание
|
|
| Раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания
| Философия история
| Логика
| Онтология
| История философии
| Гносеология
|
|
| Раздел философии, специально занятый осмыслением человека как особого рода сущего, отличного от всех других существ.
| Философия истории
| Онтология
| История философии
| Философская антропология
| Гносеология
|
|
| Онтологией называют
| Учение о бытии
| Теорию познания
| Учение о ценностях
| Нравственно-этическую теории
| Учение о прекрасном
|
|
| Упанишады – это:
| Ведические философские тексты
| Гимны в честь богов
| Песнопения и заклинания
| Песни лесных отшельников
| Гимны жертвоприношения
|
|
| Мокша – это:
| Физическое раскрепощение
| Духовное освобождение
| Дальнейшее перерождение
| Переселение души в неживые предметы
| Закон воздаяния
|
|
| Понятие Брахман в индуизме означает:
| Воплощение неба
| Абсолютная реальность
| Душа человека
| Тело человека
| Перерождение души
|
|
| Священная книга «Учение господа Кришны» - это:
| Атхарваведа
| Яджурведа
| Алмазная сутра
| Бхагавадгита
| Самхиты
|
|
| Следовать принципу «естественности» в даосизме означает:
| Следовать потребностям своего Я
| Следовать дао – закону природы и космоса
| Преобразовать внешний мир в лучшую сторону
| Осуществлять принцип любви к ближнему
| Верить Богу
|
|
| Даосский мудрец предпочитает:
| говорить
| молчать
| Говорить притчами
| петь
| Читать стихи
|
|
| Принцип сяо в конфуцианстве распространялся на:
| Семейные отношения
| Касались только отца и сына
| На все государство
| На природу
| На отношения между государствами
|
|
| Понятие «Ли» означает:
| Следование церемониям,
ритуалу
| Следование естественному закону
| Следование велениям сердца
| Любовь
| Знание
|
|
| Данной эпохе характерно космоцентрическое мировоззрение:
| Нового времени
| Средневековья
| Возрождения
| Античности
| Просвещения
|
|
| Древнегреческий мыслитель, автор знаменитых «апорий»
| Пифагор
| Фалес
| Парменид
| Зенон из Китеона
| Зенон из Элеи
|
|
| Древнегреческий философ, автор высказывания: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те самые и не те же самые» / Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
| Фалес
| Анаксимандр
| Парменид
| Гераклит
| Анаксагор
|
|
| Понятие «атом» в переводе с греческого означает:
| Неделимый, вечный
| Происхождение, возникновение
| Знание, познание
| Свободное движение
| Управляемый
|
|
| Фалес рассматривал в качестве первоначала мира:
| огонь
| воду
| воздух
| Землю
| апейрон
|
|
| Воздух как первоначало рассматривал:
| Анаксимандр
| Гераклит
| Анаксимен
| Анаксагор
| Зенон
|
|
| Высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит
| Гераклит
| Сократ
| Эпикур
| Пифагор
| Аристотель
|
|
| Основой бытия по мнению Демокрита является:
| вода
| апейрон
| атом
| монады
| квантовые частицы
|
|
| Античный философ, считавший первоначалом всего мира огонь:
| Аристотель
| Фалес
| Гераклит
| Платон
| Зенон
|
|
| Философ, рассматривавший в качестве первоначала всего сущего апейрон
| Фалес
| Анаксимандр
| Анаксимен
| Платон
| Левкипп
|
|
| Философ, считавший главной добродетелью знание, и объяснявший, что все зло происходит от незнания добра и зла, от невежества
| Платон
| Аристотель
| Демокрит
| Гераклит
| Сократ
|
|
| Античный философ, называвший свой метод исследования рождением истины посредством диалога с собеседником – «майевтикой»:
| Пифагор
| Фалес
| Платон
| Сократ
| Аристотель
|
|
| Суть «сократического поворота» в античной философии
| В критике софистов
| В том, что у него было много учеников
| В создании антропологии,
философского учения о разумной сущности человеке
| В его натурфилософской концепции
| В его метафизике
|
|
| Укажите древнегреческих философов, которых называли платными «учителями мудрости»:
| Последователей Платона
| скептиков
| софистов
| Последователей Аристотеля
| Всех древнегреческих философов
|
|
| Древнегреческий философ, положивший в основу теории познания утверждение, что «знание – это припоминание того, что душа» в идеальном мире знала, а потом забыла, попав в человеческое тело
| Демокрит
| Сократ
| Платон
| Аристотель
| Пифагор
|
|
| Метемпсихоз – это:
| Искусство диалога
| Признание возможности переселения души
| Признание материальной сущности души
| Идея вечного возвращения
| Психическое заболевание
|
|
| Мир, согласно Платону, постигаемый разумом:
| интеллигибельный
| сенсибильный
| Подсознательный
| Бессознательный
| метафизический
|
|
| Основа всех состояний бытия в действительности, по Аристотелю:
| материя
| первоматерия
| атомы
| форма
| идеи
|
|
| Платон понимал под «кажущимся бытием»
| атомы
| космос
| Чувственно воспринимаемые вещи
| Мировую душу
| Идеи
|
|
| Античный философ, предпринявший попытку систематизировать умозаключения и ставший отцом науки логики
| Пифагор
| Демокрит
| Платон
| Сократ
| Аристотель
|
|
| Представителем
объективного идеализма является
| Пифагор
| Демокрит
| Платон
| Сократ
| Фалес
|
|
| Античный философ, считавший, что государством должны править философы:
| Пифагор
| Фалес
| Платон
| Сократ
| Аристотель
|
|
| Выделите корректное философское высказывание:
| Идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни
| Идеализм – это философское направление, признающее идеи, сознание в качестве первичного, определяющего материальное
| Идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о прозе жизни
| Идеализм – это реалистические представления о жизни
| Идеализм – это абстрактные рассуждения
|
|
| Философия европейского Средневековья не складывалась на основании:
| Милетской философии
| Философии Аристотеля
| Платоновской философии
| Священного писания
| Корана
|
|
| Термин «креационизм» переводится с латинского:
| сотворение
| бог
| отец
| провидение
| сын
|
|
| Характерная черта средневековой философии
| Космоцентризм
| Наукоцентризм
| Антропоцентризм
| Натурфилософия
| Теоцентризм
|
|
| Средневековый философ, считавший, что божественные истины противоречат здравому смыслу, чем более они фантастичны, тем более верны, ему также принадлежат высказывания: «Верю потому, что абсурдно», «Душа – прирожденная христианка»:
| Августин
| Ориген
| Боэций
| Тертуллиан
| Фома Аквинский
|
|
| Философ, выбравший в качестве кредо принцип: «Знать Бога, не доискиваясь его; верить, чтобы знать»:
| Тертуллиан
| Бэкон
| Ориген
| Аристотель
| Августин
|
|
| Христианский мыслитель, считавший, что все человечество развивается в царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем»:
| Августин
| Аверроэс
| Боэций
| Аквинский
| Абеляр
|
|
| Автором произведения «Утешение философией» является:
| Августин
| Аверроэс
| Боэций
| Аквинский
| Абеляр
|
|
| Орган мистического постижения в суфизме
| сердце
| разум
| чувства
| воля
| слух
|
|
| Основная идея философской концепции суфизма:
| Тождества бытия и мышления
| Единство бытия
| Противоположность Бога и мира
| Противоположность человека и природы
| Тождества Бога и природы
|
|
| Согласно суфизму искать Бога необходимо
| В трансцендентной реальности, стоящей над человеком
| Обратиться внутрь самого себя
| В феноменальном мире
| В церкви
| В мечети
|
|
| Слово «Суфий» означает:
| шерсть
| хлопок
| золото
| камень
| ткань
|
|
| Цель суфийской техники духовного совершенствования – это преобразование
| рассудка
| сознания
| Чувственного восприятия
| мира
| семьи
|
|
| Суфий, который ввел танцы в суфийский метод
| Руми
| Аль - Газали
| Ибн Араби
| Ходжа Ахмет Яссави
| Идрис-Шах
|
|
| В отношении религии суфии выступали за:
| Разделение религий
| Единство религий
| Противостояние религий
| Взаимодействие религий
| Упразднение религии
|
|
| Утверждение «Познаю то, во что верю» принадлежит:
| Фома Аквинскому
| Пьер Абеляру
| Иоанну Скоту Эриугене
| Августину
| Псевдо-Дионисию Ареопагиту
|
|
| Философ, считавший, что онтологически зла не существует, оно есть только в моральной сфере как грех, «зло есть недостаток добра»:
| Августин
| Пьер Абеляр
| Боэций
| Климент Александрийский
| Ориген
|
|
| Данной эпохе присуще теоцентрическое мировоззрение:
| Эпохе Научной революции
| Эпохе Средневековья
| Эпохе Возрождения
| Эпохе Античности
| Эпохе Просвещения
|
|
| Под этим термином в средние века подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общие понятия, или универсалии:
| номинализм
| реализм
| дуализм
| материализм
| агностицизм
|
|
| Автором теории «двух истин» является:
| Августин
| Аквинский
| Аверроэс
| Авиценна
| Абеляр
|
|
| Укажите философа, идеи которого развивает неотомизм:
| Оккам
| Аквинский
| Абеляр
| Платон
| Августин
|
|
| «Верую, чтобы знать» - знаменитый тезис:
| Абеляра
| Бонавентуры
| Оригена
| Эриугены
| Аквинского
|
|
| В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена:
| Боэцием
| Августином
| Порфирий
| Росцеллином
| Платоном
|
|
|
|
|