| № | Вопросы | Варианты ответа | ||||||
| А | В | С | D | Е | ||||
| Исторически первый тип мировоззрения: | мифология | наука | право | философия | Религия | |||
| Учителем Аристотеля был: | Сократ | Платон | Филипп II | Пифагор | Эпикур | |||
| Абсолютизация роли науки в жизни общества отражена в понятии: | позитивизм | сцентизм | наукоучение | эпистемология | гносеология | |||
| Для даосов «дао» это: | первоначало, первооснова, всеобъемлющий закон мироздания | небо-образец для правителя | почтительность, церемонная, ритуал | путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека | метод управления государством | |||
| Человек рассматривается Сократом как: | политическое существо | нравственное существо | природное существо | производительная сила | незавершенное животное | |||
| Название сочинений Платона: | Метафизика | Эннеады | Диалоги | Три корзины | Беседы и суждения | |||
| Понятие «становление» впервые попытался выразить: | Пифагор | Гераклит | Демокрит | Фалес | Зенон | |||
| Спор между реалистами и номиналистами шел по проблеме | законов мышления | универсалий | источника развития | сущности человека | толкования текстов | |||
| Бесчисленные субстанции, из которых состоит реальный мир, Лейбниц назвал: | атомами | монадами | идеями | молекулами | электронами | |||
| Существование предшествует сущности - такова основная установка: | марксизма | неокантианства | позитивизма | интуитивизма | экзистенциализма | |||
| Этимология понятия "философия": | Мудрость | Истина | Любовь | Любовь к истине | Любовь к мудрости | |||
| Материалистическая школа в древнеиндийской философии: | Джайнизм | Буддизм | Йога | Упанишады | Чарвака | |||
| Основное отличие философии от донаучных форм мировоззрения: | Рефлексия | Мысль | Сознание | Глубинность | Понятийность отражения | |||
| Приём теоретического и практического освоения действительности: | Средство | Метод | Методология | Опыт | Эксперимент | |||
| Функция философии, связанная с оказанием адресной помощи человеку в его духовных исканиях: | Интеллектуальная | Логотерапевтическая | Гносеологическая | Социальная | Познавательная | |||
| Второе название школы чарвака: | Материализм | Локаята | Гедонизм | Буддизм | Джайнизм | |||
| Центральная идея в средневековой христианской философии: | Фелиоква | Бог | Вера | Святой Дух | Христос | |||
| Философ мусульманского Востока, выдвинувший идею вращения Земли: | Аль-Фараби | Аль-Бируни | Аль-Кинди | Ибн-Сина | Аль-Хорезми | |||
| То, чем является Милетская школа по уровню развития как философия: | Протофилософия | Философия в чистом понимании | Натурфилософия | Материалистическая философия | Античная философия | |||
| Наиболее ранний исторический тип мировоззрения: | Мифологический | Философский | Научный | Религиозный | Художественный | |||
| Согласно Аристотелю человек является существом: | Политическим | Социальным | Аполитичным | Общественным | Моральным | |||
| В каком городе была открыта первая Академия? | Афины | Спарта | Дельфа | Рим | Вавилон | |||
| Какой эпохе принадлежит характеристика человека как «политического животного»? | Античности | Средневековью | Возрождению | Новому времени | Просвещению | |||
| Что подразумевали под «софией» в эпоху античности? | Любовь | Мудрость | Красоту | Космос | Логос | |||
| Теоцентризмом называют философию эпохи: | Античности | Средневековья | Возрождения | Нового времени | Немецкой классической философии | |||
| Карма - одно из понятий: | Даосизма | Конфуцианства | Буддизма | Дзен-буддизма | Ислама | |||
| Учение о цепи перерождений в философии Древней Индии: | Рама | Карма | Сансара | Брахма | Нирвана | |||
| Часть китайского Пятикнижия, определяющая целью человека соединение им своей силы со стихиями неба и земли: | «Книга перемен» | «Книга истории» | «Книга песен» | «Книга времен года» | «Беседы и суждения» | |||
| Часть китайского Пятикнижия, определяющая целью человека соединение им своей силы со стихиями неба и земли: | «Книга перемен» | «Книга истории» | «Книга песен» | «Книга времен года» | «Беседы и суждения» | |||
| Основатель этики конфуцианства: | Мо-Ди | Шан Ян | Лао-цзы | Шэнь Бухай | Конфуций | |||
| Книга, где излагается этика конфуцианства: | «Книга перемен» | «Беседы и суждения» | «Дао дэ цзин» | «Книга истории» | «Книга песен» | |||
| Идея благородного человека, воспитание которого определяется главной целью этики конфуцианства: | Цзюнь-цзы | Сяо | У-вэй | Чжэн мин | Ян | |||
| Воспитание в человеке духа уважения к окружающим и к обществу согласно этике конфуцианства достигается через: | Подчинение общепринятым нормам | Чтение конфуцианских поучений | Участие в государственных делах | Почитание императора | Надлежащее исполнение каждым своей функции | |||
| Этика конфуцианства полностью исключает проблему: | Индивидуализма | Альтруизма | Коллективизма | Примата общественных интересов над личным | Индивидуального развития личности | |||
| В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания в конфуцианстве лежит: | Идея благородного мужа | Почитание императора | Ритуал | Семья | Правильные имена | |||
| Конфуцианский принцип сяо означает: | Почитание старшего брата младшим братом | Сыновнюю почтительность | Добродетель | Правильное поведение | Почитание духов предков | |||
| Важнейший принцип добродетели в конфуцианстве: | Принцип меры | Принцип «ничего слишком» | Срединный путь | Добродетель меры | Путь золотой середины | |||
| Этическая категория конфуцианства, подразумевающая человечность: | Сяо | Цзюнь-цзы | Жэнь | Лунь юй | У-вэй | |||
| Основное требование, предъявляемое человеку в этике конфуцианства: | Быть добрым | Быть человечным | Быть справедливым | Быть милосердным | Быть человеколюбивым | |||
| Легизм основой регулирования поведения людей определяет: | Ритуал | Обычай | Жесткий закон | Традицию | Мораль | |||
| Этический принцип конфуцианства, рассматриваемый как наиболее эффективный метод управления страной: | Сяо | Жэнь | Воля Неба | Дао | Ян | |||
| Этическое учение Древнего Китая, отрицающее идею, что политика совместима с моралью: | Легизм | Конфуцианство | Моизм | Номинализм | Даосизм | |||
| Главное средство управления поведением человека согласно этике легизма: | Поощрение | Награда | Наказание | Моральное поощрение | Материальное поощрение | |||
| Этические принципы, изложенные в словах «Все бунтуют – я неподвижен; охваченный страстями – я неподвижен; слушая мудрых, - я неподвижен; я иду только своим собственным путем» - характерен такому учению как: | Конфуцианство | Даосизм | Легизм | Моизм | Школа имен | |||
| Родоначальник этики моизма: | Мо-ди | Лао-цзы | Кун-фу-цзы | Хань Фэй | Шэнь Бухай | |||
| Центральная идея этики моизма: | Всеобщая любовь | Государственная служба | Ритуал | Недеяние | Почитание | |||
| Даоский принцип у-вэй обозначает: | Почитание | Почтительность | Недеяние | Послушание | Наказание | |||
| Этика моизма изложена в письменном источнике: | «Книга перемен» | «Беседы и суждения» | «Книга истории» | «Дао дэ цзин» | «Трактат учителя Мо» | |||
| Древнекитайское этическое учение, критиковавшее конфуцианство за конформистское поведение: | Моизм | Легизм | Номинализм | Даосизм | Школа законников | |||
| Одна из главных идей этики моизма: | Взаимная польза | Ритуал | Жесткое правление | Наказание | Устрашение | |||
| Китайский мудрец и этик, определивший выгоду как цель и содержание человеколюбия и долга: | Конфуций | Шан Ян | Мо-цзы | Да Мо | Лао-цзы | |||
| Сакральная нравственная сила, управляющая миром согласно конфуцианству: | Император | Космос | Природа | Сын Неба | Небо | |||
| Этический принцип даосизма, предполагающий исключение любого усилия человека и общества по отношению к природе: | Дао | У-вэй | Инь | Ян | Сяо | |||
| Китайский мудрец и этик, автор слов «Прежде видь в слове дело, а после сказанного действуй»: | Хань Фэй | Конфуций | Лао-цзы | Мо-ди | Мо-цзы | |||
| Подлинное имя древнекитайского этика и философа Конфуция: | Лао-цзы | Шэнь Дао | Шан Ян | Шэнь Бухай | Кун-фу-цзы | |||
| Умение не загрязнять свое сознание, волей или неволей соприкасаясь с человеческой действительностью, как этический принцип характерен такому древнекитайскому учению как: | Конфуцианство | Легизм | Даосизм | Моизм | Школа инь и ян | |||
| Древнекитайский мудрец и этик, автор слов «Слушаю слова людей и смотрю на их действия»: | Лао-цзы | Конфуций | Мо-ди | Шан Ян | Шань Дао | |||
| Этика даосизма утверждает, что человек, придерживаясь дао, может и должен: | Активно действовать | Преобразовывать общество | Преобразовывать природу | Менять обстоятельства жизни | Бездействовать | |||
| Рассматривая человека прежде всего как духовное существо, Абай Кунанбаев считал, что нравственность человека определяется: | Верой | Природой | Обществом | Религиозным воспитанием | Ценностями религии | |||
| Духовная сила, которую Абай Кунанбаев определял способной нравственно возродить его современников: | Религия | Просвещение | Ислам | Образование | Нравственное просвещение | |||
| Казахский мыслитель, автор слов "У того, у кого нет совести, у того нет веры": | Жамбул Жабаев | Абай Кунанбаев | Шакарим Кудайбердиев | Сакен Сейфуллин | Ахмет Байтурсынов | |||
| Образ Абая Кунанбаева о человеке, который "поставил себе целью овладеть науками, постоянно думает о своем человеческом достоинстве и творит людям добро" характеризует данного человека как: | Добродетельного человека | Истинного гуманиста | Истинного мусульманина | Просвещенного человека | Нравственного человека | |||
| Источник нравственной деморализации согласно Абаю Кунанбаеву: | Шаткость и нетвердость в вере | Лень и скупость | Незнание | Отсутствие идеалов | Праздность и беспечность | |||
| Начала, составляющие согласно Абаю Кунанбаеву, духовную сущность человека: | Трудолюбие и чувство стыда | Религиозность и сознательный труд | Научное знание и вера | Простодушие и неиспорченность нравов | Любовь, справедливость, душевность | |||
| Центральный порок согласно Абаю Кунанбаеву, из которого произрастают все другие нравственные несовершенства и изъяны: | Невежество | Лень | Отсутствие целей | Праздность | Лживость | |||
| Согласно этическому учению Абая Кунанбаева тем, что позволяет человеку противостоять порокам, является прежде всего: | Воля и знание о душе | Непримиримое отношение ко лжи и трудолюбие | Воля и отвращение к злу | Трудолюбие и стремление к знанию | Просвещенность и правдолюбие | |||
| Согласно этике Абая Кунанбаева воля человека должна быть: | Нравственной | Целенаправленной | Рассудочной | Рациональной | Эмоциональной | |||
| Согласно Абаю Кунанбаеву свойством человека, которое необходимо для неискаженного восприятия действительности и, следовательно, выступает основой для добрых поступков, является: | Непосредственность ребенка | Впечатлительность сердца | Незамутненность сознания | Преданность Богу | Религиозность в сердце | |||
| Согласно Абаю Кунанбаеву человек добр или зол, нравственен или аморален: | С рождения | От природы | В результате собственных усилий | По собственному желанию | В результате влияния социальной среды | |||
| Казахский мыслитель, автор слов "Будь в моих руках власть, я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим": | Шакарим Кудайбердиев | Чокан Валиханов | Ибрай Алтынсарин | Абай Кунанбаев | Алихан Букейханов | |||
| Необходимость очеловечивания человека Шакарим Кудайбердиев обосновывает с позиции: | Теологической | Просветительской | Научной | Морально-этической | Этико-эстетической | |||
| Работа Шакарима Кудайбердиева, где им обосновывается необходимость науки о совести: | "Три истины" | "Записки Забытого" | "Слова назидания" | "Благодатное знание" | "Книга мудрости" | |||
| Шакарим Кудайбердиев "единством человеческой скромности, справедливости и доброты" определяет: | Нравственность | Добродетельность | Порядочность | Совестливость | Совесть | |||
| Согласно Шакариму Кудайбердиеву у человека" сущностью, которая никогда не исчезает, не поддается порче, а с каждым разом все совершенствуется, идет к возвышению" является: | Душа | Совесть | Разум | Духовность | Нравственность | |||
| Согласно Шакариму Кудайбердиеву нравственное чувство совести неразрывно связано с: | Верой в Бога | Верой в необходимость нравственности | Верой в бессмертную душу и в идею Творца | Верой в совесть | Верой в нравственные императивы | |||
| Казахский мыслитель и ученый, автор слов "Сердце человека, не поверившего в то, что совесть и душа это необходимая опора, не смогут очистить ни одна наука, никакое искусство, ни один путь и никакой закон": | Чокан Валиханов | Алихан Букейханов | Ахмет Байтурсынов | Ибрай Алтынсарин | Шакарим Кудайбердиев | |||
| Шакарим Кудайбердиев в работе "Записки Забытого" выдвигает мнение, что высшими человеческими ценностями являются: | Милосердие и совесть | Совесть и вера | Милосердие и сострадание | Вера и милосердие | Братская любовь и совесть | |||
| Согласно работе Шакарима Кудайбердиева "Записки Забытого" условием, необходимым для нравственного улучшения человека является: | Религиозное воспитание | Исламская традиция | Мусульманское образование | Просвещение человека | Привитие личной потребности в труде | |||
| Согласно Шакариму Кудайбердиеву разумное и нравственное поведение человека обеспечивается: | Единством сердца и воли | Единением разума с нравственной волей | Сердечным аспектом | Любовным отношением ко всему сущему | Единением сердца и поступка | |||
| Мыслитель первой половины ХХ века, автор слов "О мудрости и уме разумного, о мощи сильного, о виртуозности мастера мы судим по их делам": | Абай Кунанбаев | Альберт Швейцер | Эйрих Фромм | Ахмет Байтурсынов | Шакарим Кудайбердиев | |||
| Казахский мыслитель, автор слов "И даже просто человеком трудно назвать того, кто потерял честь и не чувствует стыда, кто потерял власть над собой и совершает подлость": | Сакен Сейфуллин | Шакарим Кудайбердиев | Алихан Букейханов | Абай Кунанбаев | Жамбул Жабаев | |||
| Мыслитель, автор слов "В своей вере ты должен видеть для себя спасение, только тогда она принесет тебе пользу": | Абай Кунанбаев | Юсуф Баласагуни | Ахмет Ясави | Махмут Кашгари | Шакарим Кудайбердиев | |||
| Гуманистическое убеждение, что "благие намерения рождаются в светлой чистой душе" принадлежит такому мыслителю как: | Чокан Валиханов | Шакарим Кудайбердиев | Абай Кунанбаев | Ясави | Иугинеки | |||
| Современный философ, автор работы «Казахская философия 15-начала 20 в.в.», выдвинувший мнение, что обоснование гуманистических принципов в философии Шакарима Кудайбердиева является теологическим: | А.К. Касабек | Т.Х. Габитов | М.С. Орынбеков | М.С. Аженов | О.А. Сегизбаев | |||
| Один из ведущих трудов И. Канта, где он обсуждает этические проблемы: | «Критика чистого разума» | «Критика способности суждения» | «Опыты» | «О свободе и необходимости» | «Основы метафизики нравственности» | |||
| Согласно этике И. Канта нравственность от религиозных убеждений: | Не зависит | Зависит | Зависти всецело | Зависит частично | Зачастую не зависит | |||
| Согласно И. Канту религии задает содержание: | Этика как наука | Нравы общества | Категорический императив | Общепринятые правила поведения и законы государства | Мораль | |||
| То, из чего И. Кант выводит постулаты существования Бога и бессмертия души: | Из морального закона | Из общепринятой морали | Из религиозной морали | Из религиозной этики | Из априорного опыта | |||
| Согласно И. Канту обеспечивает чистоту нравственного поведения, избавляет человека от эгоистических эмпирических потребностей и влечений и создает принципы и правила морального поведения: | Практический разум | Разум | Теоретический разум | Нравственный разум | Моральный разум | |||
| Согласно этике И. Канта долгом человека является: | Подчинение чистому разуму | Подчинение голосу практического разума | Подчинение необходимости | Подчинение собственным эмпирическим страстям и потребностям | Подчинение общепринятым правилам морали | |||
| Гипотетический императив в этике И. Канта: | «Слушаю слова людей и смотрю на их поступки» | «Я знаю, что ничего не знаю» | «Если ты хочешь добиться успеха в делах, будь расчетлив и бережлив» | «Прежде видь в слове дело, а после сказанного действуй» | «Кто провинился перед Небом, тому некому будет молиться» | |||
| Согласно этике И. Канта априорный закон морали (категорический императив) диктует: | Что надо делать в конкретных обстоятельствах | Как соотноситься с частными целями | Как надо вести себя всегда, вне зависимости от обстоятельств | Как искать для себя аргументов в соображениях практической пользы | Как соотноситься с эмпирическими целями | |||
| Утверждая «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом», И. Кант подразумевает, что в данном случае максима – это: | Всеобщий принцип поведения | Объективный принцип поведения | Исключительно индивидуальный принцип поведения | Объективно-субъективный принцип поведения | Субъективный принцип поведения | |||
| И. Кант в своей этике, утверждая, что человек всегда должен выступать целью, под достоинством отдельно взятого человека понимает: | Частное достоинство ограниченной во времени и пространстве личности | Достоинство самоцельного разумного существа | Достоинство в эмпирическом измерении | Достоинство в приорных категориях | Достоинство разумного существа в эмпирических самоцелях | |||
| Главная роль согласно И. Канту во внутреннем стремлении к реализации в жизни категорического императива принадлежит: | Доброй воле | Воле к жизни | Волевым усилиям | Качеству воле | Волевой направленности | |||
| Согласно И. Канту выполнение нравственного долга контролируется: | Внутренним нравственным мерилом | Внутренним самоконтролем | Нравственной самодисциплиной | Нравственной самодисциплиной | Внутренним самоограничителем | |||
| Согласно этике И. Канта долг перед другими выступает как: | Необходимый элемент нравственной совести | Долг перед самим собой | Показатель моральности | Выполнение долга перед собой и другими | Необходимый элемент самоконтроля | |||
| Гарант счастья для людей, свято соблюдающих моральный закон согласно этике И. Канта: | Религия | Священное писание | Бог | Рай | Посмертное вечное благо | |||
| Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания: | Плюрализм | Дуализм | Двойственный | Двойственность | Дуализм | |||
| Учение о всеобщем развитии во взаимосвязи: | Философия | Диалектическое единство | Диалектика | Майевтика | Онтология | |||
| Учение о первоначалах согласно Аристотелю: | Физика | Философия | Метафизика | Первая философия | Наука о природе | |||
| Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства: | Эпикуреизм | Учение Эпикура о чувствах как источнике знаний | Сенсуализм | Постпозитивизм | Sensus | |||
| Функция, связанная с адаптационной и жизнеутверждающей ролью философии для индивида: | Гуманитарная | Гуманистическая | Гуманная | Логотерапевтическая | Социальная | |||
| Мировоззрение, предполагающее несколько или множество исходных оснований: | Плюрализм | Демократическое | Множественное | Постиндустриальное | Объективное | |||
| Мировоззрение, ограничивающее возможность познания мира: | Идеализм | Кантианство | Агностицизм | Гносеология | Гностицизм | |||
| Отрицание возможности достоверного знания: | Скепсис | Критицизм | Скептицизм | Критика знания вообще | Цинизм | |||
| Теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение: | Научное | Абстрактная логика | Философия | Логика | Наука | |||
| Наука о правилах и законах правильного мышления: | Аксиология | Логика | Логическое мировоззрение | Абстрактная логика | Философия | |||
| Философское направление философии, признающее при решении основного вопроса философии первоначалом материю: | Идеализм | Материализм | Деизм | Дуализм | Плюрализм | |||
| Основа единства бытия и его же первоначало согласно Демокриту: | Ядро атома | Протон | Атом | Молекула | Электрон | |||
| При входе в Платоновскую Академию была начертана надпись: | Не геометр да не войдет! | Оставь надежду всяк сюда входящий! | Искусство бесполезно- можешь уходить домой! | Гость! Тебе здесь будет хорошо! | Повторение – мать учения и прибежище ослов! | |||
| Слова «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежат | Сократу | Платону | Аристотелю | Диогену Синопскому | Марку Аврелию | |||
| «Философия делает человека вполне человеком», - так написал в своей статье «Исторические дела философии» | Н.Бердяев | А.Хомяков | М.Ломоносов | К.Леонтьев | Вл.Соловьев | |||
| Философия в европейском смысле возникла в | Древней Индии | Древнем Китае | Древнем Вавилоне | Древней Греции | Древнем Египте | |||
| Исторически первый тип мировоззрения | мифология | наука | право | Философия | религия | |||
| Общепринято считать, что философия возникла в | 10 веке до н.э. | 6 веке до н.э. | 3 веке до н.э. | 1 веке до н.э. | 1 веке н.э. | |||
| Философия возникла в «осевое время», согласно концепции Карла Ясперса: | 800-200 гг. до н.э. | 900-100 гг.до н.э. | 200 г. до н.э. – 300 г.н.э. | 200 – 800 гг.н.э. | 100 – 900 гг. н.э. | |||
| Автором концепции «осевого времени» как времени возникновения феномена философии в различных культурных регионах является философ-экзистенциалист | Мартин Бубер | Альбер Камю | Лев Шестов | Карл Ясперс | Мартин Хайдеггер | |||
| О действии «хитрости мирового разума», когда все вольны делать все, что хотят, но в итоге получат то, что никто не хочет, в своих работах описал немецкий философ | Кант | Фихте | Шеллинг | Гегель | Маркс | |||
| «Религия – опиум народа», так считал антропологический материалист | Руссо | Монтескье | Фейербах | Фрейд | Ницше | |||
| «Бог умер», так решил проблему бога философ | Ницше | Кьеркегор | Бубер | Паскаль | Шопенгауэр | |||
| «Свобода – есть мучительная необходимость», так считал философ | Спиноза | Маркс | Шпенглер | Сартр | Ницше | |||
| Понятие «положительного всеединства» было в основе философии | Вл.Соловьева | А.Хомякова | Л.Шестова | Л.Толстого | Ф.Достоевского | |||
| Концепцию постиндустриального развития общества предложил американский социолог | Тоффлер | Хантингтон | Белл | Гидденс | Зиммель | |||
| Философское учение, которое принимает за основу всего существующего два начала – и материальное, и духовное, называется | монизм | плюрализм | материализм | идеализм | дуализм | |||
| Абсолютную «этику благоговения перед жизнью» в работе «Культура и этика» выдвинул | Альберт Швейцер | Иммануил Кант | Жан Жак Руссо | Махатма Ганди | Карл Маркс | |||
| Главной особенностью в философии Пико делла Мирандоллы является | Способность видеть божественное | Способность к самоопределению | Способность творчества | Способность к саморефлексии | Способность абстрактного мысления | |||
| «Человек – это мыслящий тростник», так полагал | Сократ | Августин | Паскаль | Экхарт | Фрейд | |||
| Впервые в истории западноевропейской философии понятие обьекта и субьекта использовал | Рене Декарт | Френсис Бэкон | Иммануил Кант | Барух Спиноза | Карл Маркс | |||
| Парной общефилософской категорией к понятию «сущность» является понятие | «случайность» | «форма» | «следствие» | «часть» | «явление» | |||
| Парной общефилософской категорией к понятию «целое» является понятие | «случайность» | «форма» | «следствие» | «часть» | «явление» | |||
| Парной общефилософской категорией к понятию «содержание» является понятие | «случайность» | «форма» | «следствие» | «часть» | «явление» | |||
| Парной общефилософской категорией к понятию «причина» является понятие | «случайность» | «форма» | «следствие» | «часть» | «явление» | |||
| Парной общефилософской категорией к понятию «необходимость» является понятие | «случайность» | «форма» | «следствие» | «часть» | «явление» | |||
| Парной общефилософской категорией к понятию«действительность» является понятие | «случайность» | «форма» | «следствие» | «часть» | «возможность» | |||
| При решении вопроса «Что первично – материя или сознание?» возникли направления | Эмпиризм и рационализм | Агностицизм и скептицизм | Материализм и идеализм | Реализм и номинализм | Платонизм и аристотелизм | |||
| При решении вопроса «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигать мир таким, каков он есть на самом деле?» возникли направления | Эмпиризм и рационализм | Агностицизм и скептицизм | Материализм и идеализм | Реализм и номинализм | Платонизм и аристотелизм | |||
| При решении вопроса «Что обладает более реальным существованием – вещь или идея вещи?» возникли направления | Эмпиризм и рационализм | Агностицизм и скептицизм | Материализм и идеализм | Реализм и номинализм | Экзистенциализм и интуитивизм | |||
| При решении вопроса «Что является основой познания – опыт или разум?» возникли направления | Эмпиризм и рационализм | Агностицизм и скептицизм | Материализм и идеализм | Реализм и номинализм | Платонизм и аристотелизм | |||
| Впервые ввел понятие «гражданское общество», чтобы показать, что оно не тождественно государству | Гоббс | Локк | Руссо | Гегель | Маркс | |||
| Ленин дал понимании материи как | атома | вещества | вакуума | информационного поля | философской категории для обозначения обьективной реальности | |||
| Онтология – это учение о | бытие | познании | добре и зле | свободе воли | ценностях | |||
| «Многослойную» модель бытия в философии предлагал | Фридрих Энгельс | Николай Гартман | Владимир Ленин | Огюст Конт | Мартин Хайдеггер | |||
| Мысленное обьединение в единое целое расчлененных анализом элементов есть | сравнение | обобщение | синтез | идеализация | ограничение | |||
| Необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей отражаются в понятии | необходимость | закон | категория | связь | действие | |||
| Под понятием «гендер» в философии понимается | Половые различия | Социальное различие полов | Отношение общества к однополой любви | Проблемы детской сексуальности и неврозов | Биологические различия | |||
| Автором поэмы «Заблудившаяся жизнь» является казахский философ | Шакарим | Абай | Торайгыров | Дулат | Шортанбай | |||
| Автор работы «Закат Европы» | Хантингтон | Белл | Фукуяма | Шпенглер | Тойнби | |||
| Автор работы «Столкновение цивилизаций» | Хантингтон | Белл | Фукуяма | Шпенглер | Тойнби | |||
| Единство количественных и качественных изменений в одной системе отражается в понятии | мера | скачок | свойство | количество | система | |||
| Выберите суждение, характеризующее мировоззрение: | Мировоззрение – это система взглядов, убеждений человека о мире и его месте в нем | Мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека | Мировоззрение – это практический опыт человека | Мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе | Мировоззрение – это мироощушение | |||
| Понятие «философия» в переводе с греческого означает: | Возникновение мира | Любовь к мудрости | Высшая истина | Любовь к красноречию | Божественное познание | |||
| Раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания | Философия история | Логика | Онтология | История философии | Гносеология | |||
| Раздел философии, специально занятый осмыслением человека как особого рода сущего, отличного от всех других существ. | Философия истории | Онтология | История философии | Философская антропология | Гносеология | |||
| Онтологией называют | Учение о бытии | Теорию познания | Учение о ценностях | Нравственно-этическую теории | Учение о прекрасном | |||
| Упанишады – это: | Ведические философские тексты | Гимны в честь богов | Песнопения и заклинания | Песни лесных отшельников | Гимны жертвоприношения | |||
| Мокша – это: | Физическое раскрепощение | Духовное освобождение | Дальнейшее перерождение | Переселение души в неживые предметы | Закон воздаяния | |||
| Понятие Брахман в индуизме означает: | Воплощение неба | Абсолютная реальность | Душа человека | Тело человека | Перерождение души | |||
| Священная книга «Учение господа Кришны» - это: | Атхарваведа | Яджурведа | Алмазная сутра | Бхагавадгита | Самхиты | |||
| Следовать принципу «естественности» в даосизме означает: | Следовать потребностям своего Я | Следовать дао – закону природы и космоса | Преобразовать внешний мир в лучшую сторону | Осуществлять принцип любви к ближнему | Верить Богу | |||
| Даосский мудрец предпочитает: | говорить | молчать | Говорить притчами | петь | Читать стихи | |||
| Принцип сяо в конфуцианстве распространялся на: | Семейные отношения | Касались только отца и сына | На все государство | На природу | На отношения между государствами | |||
| Понятие «Ли» означает: | Следование церемониям, ритуалу | Следование естественному закону | Следование велениям сердца | Любовь | Знание | |||
| Данной эпохе характерно космоцентрическое мировоззрение: | Нового времени | Средневековья | Возрождения | Античности | Просвещения | |||
| Древнегреческий мыслитель, автор знаменитых «апорий» | Пифагор | Фалес | Парменид | Зенон из Китеона | Зенон из Элеи | |||
| Древнегреческий философ, автор высказывания: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те самые и не те же самые» / Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. | Фалес | Анаксимандр | Парменид | Гераклит | Анаксагор | |||
| Понятие «атом» в переводе с греческого означает: | Неделимый, вечный | Происхождение, возникновение | Знание, познание | Свободное движение | Управляемый | |||
| Фалес рассматривал в качестве первоначала мира: | огонь | воду | воздух | Землю | апейрон | |||
| Воздух как первоначало рассматривал: | Анаксимандр | Гераклит | Анаксимен | Анаксагор | Зенон | |||
| Высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит | Гераклит | Сократ | Эпикур | Пифагор | Аристотель | |||
| Основой бытия по мнению Демокрита является: | вода | апейрон | атом | монады | квантовые частицы | |||
| Античный философ, считавший первоначалом всего мира огонь: | Аристотель | Фалес | Гераклит | Платон | Зенон | |||
| Философ, рассматривавший в качестве первоначала всего сущего апейрон | Фалес | Анаксимандр | Анаксимен | Платон | Левкипп | |||
| Философ, считавший главной добродетелью знание, и объяснявший, что все зло происходит от незнания добра и зла, от невежества | Платон | Аристотель | Демокрит | Гераклит | Сократ | |||
| Античный философ, называвший свой метод исследования рождением истины посредством диалога с собеседником – «майевтикой»: | Пифагор | Фалес | Платон | Сократ | Аристотель | |||
| Суть «сократического поворота» в античной философии | В критике софистов | В том, что у него было много учеников | В создании антропологии, философского учения о разумной сущности человеке | В его натурфилософской концепции | В его метафизике | |||
| Укажите древнегреческих философов, которых называли платными «учителями мудрости»: | Последователей Платона | скептиков | софистов | Последователей Аристотеля | Всех древнегреческих философов | |||
| Древнегреческий философ, положивший в основу теории познания утверждение, что «знание – это припоминание того, что душа» в идеальном мире знала, а потом забыла, попав в человеческое тело | Демокрит | Сократ | Платон | Аристотель | Пифагор | |||
| Метемпсихоз – это: | Искусство диалога | Признание возможности переселения души | Признание материальной сущности души | Идея вечного возвращения | Психическое заболевание | |||
| Мир, согласно Платону, постигаемый разумом: | интеллигибельный | сенсибильный | Подсознательный | Бессознательный | метафизический | |||
| Основа всех состояний бытия в действительности, по Аристотелю: | материя | первоматерия | атомы | форма | идеи | |||
| Платон понимал под «кажущимся бытием» | атомы | космос | Чувственно воспринимаемые вещи | Мировую душу | Идеи | |||
| Античный философ, предпринявший попытку систематизировать умозаключения и ставший отцом науки логики | Пифагор | Демокрит | Платон | Сократ | Аристотель | |||
| Представителем объективного идеализма является | Пифагор | Демокрит | Платон | Сократ | Фалес | |||
| Античный философ, считавший, что государством должны править философы: | Пифагор | Фалес | Платон | Сократ | Аристотель | |||
| Выделите корректное философское высказывание: | Идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни | Идеализм – это философское направление, признающее идеи, сознание в качестве первичного, определяющего материальное | Идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о прозе жизни | Идеализм – это реалистические представления о жизни | Идеализм – это абстрактные рассуждения | |||
| Философия европейского Средневековья не складывалась на основании: | Милетской философии | Философии Аристотеля | Платоновской философии | Священного писания | Корана | |||
| Термин «креационизм» переводится с латинского: | сотворение | бог | отец | провидение | сын | |||
| Характерная черта средневековой философии | Космоцентризм | Наукоцентризм | Антропоцентризм | Натурфилософия | Теоцентризм | |||
| Средневековый философ, считавший, что божественные истины противоречат здравому смыслу, чем более они фантастичны, тем более верны, ему также принадлежат высказывания: «Верю потому, что абсурдно», «Душа – прирожденная христианка»: | Августин | Ориген | Боэций | Тертуллиан | Фома Аквинский | |||
| Философ, выбравший в качестве кредо принцип: «Знать Бога, не доискиваясь его; верить, чтобы знать»: | Тертуллиан | Бэкон | Ориген | Аристотель | Августин | |||
| Христианский мыслитель, считавший, что все человечество развивается в царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем»: | Августин | Аверроэс | Боэций | Аквинский | Абеляр | |||
| Автором произведения «Утешение философией» является: | Августин | Аверроэс | Боэций | Аквинский | Абеляр | |||
| Орган мистического постижения в суфизме | сердце | разум | чувства | воля | слух | |||
| Основная идея философской концепции суфизма: | Тождества бытия и мышления | Единство бытия | Противоположность Бога и мира | Противоположность человека и природы | Тождества Бога и природы | |||
| Согласно суфизму искать Бога необходимо | В трансцендентной реальности, стоящей над человеком | Обратиться внутрь самого себя | В феноменальном мире | В церкви | В мечети | |||
| Слово «Суфий» означает: | шерсть | хлопок | золото | камень | ткань | |||
| Цель суфийской техники духовного совершенствования – это преобразование | рассудка | сознания | Чувственного восприятия | мира | семьи | |||
| Суфий, который ввел танцы в суфийский метод | Руми | Аль - Газали | Ибн Араби | Ходжа Ахмет Яссави | Идрис-Шах | |||
| В отношении религии суфии выступали за: | Разделение религий | Единство религий | Противостояние религий | Взаимодействие религий | Упразднение религии | |||
| Утверждение «Познаю то, во что верю» принадлежит: | Фома Аквинскому | Пьер Абеляру | Иоанну Скоту Эриугене | Августину | Псевдо-Дионисию Ареопагиту | |||
| Философ, считавший, что онтологически зла не существует, оно есть только в моральной сфере как грех, «зло есть недостаток добра»: | Августин | Пьер Абеляр | Боэций | Климент Александрийский | Ориген | |||
| Данной эпохе присуще теоцентрическое мировоззрение: | Эпохе Научной революции | Эпохе Средневековья | Эпохе Возрождения | Эпохе Античности | Эпохе Просвещения | |||
| Под этим термином в средние века подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общие понятия, или универсалии: | номинализм | реализм | дуализм | материализм | агностицизм | |||
| Автором теории «двух истин» является: | Августин | Аквинский | Аверроэс | Авиценна | Абеляр | |||
| Укажите философа, идеи которого развивает неотомизм: | Оккам | Аквинский | Абеляр | Платон | Августин | |||
| «Верую, чтобы знать» - знаменитый тезис: | Абеляра | Бонавентуры | Оригена | Эриугены | Аквинского | |||
| В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена: | Боэцием | Августином | Порфирий | Росцеллином | Платоном | |||
|
|
Сейчас читают про:






