Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из группы, которого водящий должен угадать, задавая вопросы на ассоциации: «На какой Цветок он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу?» и т. п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего дол-Жен назвать того, кого загадали, и если угадывает, то названный становится водящим. Если водящий не уга-Дал, он водит второй раз, если не угадал более двух Раз — выбывает из игры.
Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано? Обсуждается различие между тем, какими мы представляемся самим себе, и какими — другим людям.
Упражнение 4. «Приятный разговор»
«Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: «приятный собеседник». Это действительно полезное умение — легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и так же непринужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку увереннее чувствовать себя в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним».
|
|
Участники группы встают или садятся лицом друг к другу по принципу «карусели», т. е. образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники стоят лицом к центру).
Поговорив с одним партнером, по сигналу консультанта все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Консультант задает каждой паре ситуацию встречи и указывает, кто начинает разговор, а кто отвечает.
На каждый разговор, т. е. на установление контакта,
взаимные приветствия и проведение самой беседы, отводится 2—3 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
Примеры ситуаций:
«Вы приехали в незнакомый город. Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в определенное место в этом городе».
«Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».
«Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».
|
|
«Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся».
■ г -
Упражнение 5.
«Листок за спиной» t,v
«Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они ||&увствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что вам в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, хотя и происходит при контакте «глаза в глаза».
У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около того, кто вас заинтересовал, смотреть на него, чтобы составить о нем впечатление, и записывать это впечатление на листе бумаги, приколотом на его спине.
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем? К кому вам хотелось бы подойти? Готовы ли вы быть искренними? Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Не спешите делать записи — сначала внимательно смотрите друг на друга: какие вы? Вперед, вы можете двигаться!»
По окончании работы все встают в общий круг, консультант напоминает о важности доверия друг к другу.
«Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два из этих посланий.
А теперь поднимите руки те, кто во время этого упражнения был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно».
6. ТОЧКА ОПОРЫ
Эти упражнения направлены на раскрытие сильных сторон личности, актуализацию личностных ресурсов, оказание психологической поддержки с помощью групповой медитации.
Упражнение 1. «Точка опоры»
«У каждого из нас есть сильные стороны, т. е. то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем все это точкой опоры, ведь именно эти качества помогают нам в трудную минуту. Пусть каж-
дый из вас расскажет группе о своих сильных сторонах, качествах, которые служат вам точкой опоры. Давайте договоримся «не брать в кавычки» свои слова, не отказываться внутренне от них. Не умаляйте свои достоинства, говорите прямо, уверенно, без всяких «но...», «если...» и «может быть...». Вам дается на это 2 минуты. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права давать оценки. Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».
Упражнение 2.
«Поделись своими чувствами»
«Возможность поделиться с другими людьми своими мыслями и чувствами помогает лучше понять самого себя. Давайте попробуем взяться за руки и молча, с закрытыми глазами «поговорить» друг с другом.
Встаньте в круг в "центре комнаты, поближе друг к Другу. Закройте глаза. Теперь возьмитесь за руки. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть каждый некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него доносятся.
Не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы
Глава 2
касаетесь. Постарайтесь понять и запомнить свои ощущения и чувства...
Теперь, по-прежнему с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании: почувствуйте, как воздух входит и выходит через нос и рот, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.
|
|
А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не затронутая страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полнейшей гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде какого-нибудь образа — язычка пламени, драгоценного камня или озера с гладкой и спокойной поверхностью. Наполненная глубокой умиротворенностью, радостью и спокойствием, она, эта драгоценная частица, находится в полной безопасности. Она там, глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящиеся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — вы сами.
Снова возьмитесь за руки. Постарайтесь вложить свои ощущения в ладони стоящих справа и слева от вас и одновременно ощутить те чувства, которые они посылают вам...
Откройте глаза».
Упражнение 3. «Эмиграция»
«Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко
Кризисы подросткового возраста
всему привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но в жизни может всякое случиться... Предположим, что вы навсегда уезжаете в Австралию. С одной стороны, это интересно, а с другой? Как вы думаете, сколько людей и кто конкретно пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые душевные отношения?
А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолшщ» этим людям? Демонстрировали свое превосходство перед ними или отказывались в чем-то помочь? Может быть, вы просто «не сошлись характерами»? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? Составьте два списка имен и ответьте на предложенные вопросы. Только будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После этого вы соберетесь в группы по 3—4 человека и обсудите со своими партнерами то, что сумели осознать».
|
|
Упражнение 4. «Мая/с»
«Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьте ваше тело и сознание. Представьте себе маленький скалистый остров вдали от земли. На вершине ост-Рова возвышается маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно Дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон
Глава 2
вашего верхнего этажа вы каждую ночь, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.
Теперь постарайтесь ощутить в себе внутренний источник света — света, который никогда не гаснет».
Упражнение 5. «Проективный рисунок»
Участникам предлагается за 5 минут выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». Техническая сторона рисунков не важна, главное — выразить свое представление о себе. Рисунки не подписываются. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один и ставится так, чтобы все хорошо видели его. Каждый из участников по очереди рассказывает о своих впечатлениях — не описывает то, что нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: каким, по его мнению, автор видит себя, что хотел бы изменить в себе. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.
Кризисы подросткового возраста
7 ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
Упражнения ориентированы на углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.
Упражнение /. «Пожелания»
Все участники садятся в круг.
«Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг друпу пожелания на день, и сделаем мы это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним и выскажет ему свое пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».
Упражнение 2.
«Мои достоинства. Обратная связь»
Участники составляют список своих положительных качеств; желающие зачитывают свой список. Если в группе уже установилась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, консультант может предложить тому, кто читает свое самоописание, обратиться к другим участникам за обратной связью. Предварительно участников знакомят с «Положением об обратной связи»:
Обратная связь — это адресованное другому человеку сообщение о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.
Глава 2
Помни!
1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об
этом просят.
2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том,
какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не
говори о человеке в целом.
3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить
другого человека.
4. Не оценивай.
5. Не давай советов. Фразы: «Я бы на твоем мес
те...», «Ты должен...» — под запретом.
Внимание!
Обратная связь — не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
Упражнение 3. «Самый-самый»
«Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть не удовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте исправим это. Разделитесь на команды по 4—5 человек, и пусть члены каждой команды расскажут о своих качествах, которыми они могут соперничать с другими. Подумайте, чем вы превосходите других членов вашей команды. На подготовку отводится одна минута. А теперь расскажите друг другу о своих достоинствах и подтвердите их фактами.
Кризисы подросткового возраста
Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим одного «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т. д.
Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-са-мых». Например, самых веселых или высоких из всех присутствующих здесь. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута.
В заключение поаплодируем «самым-самым».
Упражнение 4. «Мои качества»
«Выберите из перечня своих характеристик одно нравящееся вам качество. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.
Когда и как в последний раз проявилось в вашем поведении это качество? Восстановите в своем воображении этот случай. Что вы видели тогда? Что слышали? Что ощущало ваше тело,., ваши руки... кожа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново...
Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько захотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите».
Упражнение 5. "Скульптура»
Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного досто-
Глава 2
инства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. Экскурсанты (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.
Упражнение 6. «Уступки»
«Известно, что, отдавая другим, человек при этом больше получает, хотя с первого взгляда это не так уж очевидно. Любой широкий жест во имя других надолго остается в памяти. Тем не менее в каждом человеке есть собственническое начало, которое сдерживает благотворительные порывы. Давайте попробуем противопос-тавить эти два начала. Пожалуйста, разделитесь на пары. Теперь я предлагаю обсудить ваши сокровенные мечты. Ведь у каждого есть своя мечта, далекая или близ-: кая, реальная или неосуществимая. Поделитесь своими мечтами друг с другом...
Обсудите, чем каждый из вас смог бы помочь другому в осуществлении его заветной мечты. Что бы вы, могли друг другу уступить, подарить, отдать? Просто так, от чистого сердца! Иногда можно помочь просто хорошим советом. Попробуйте поговорить на эту тему. Чувствовали ли вы иногда, что дарить подарки приятней, чем получать их? Поделитесь своими впечатле-i ниями».
Кризисы подросткового возраста
8. МОИ СЛАБОСТИ
Упражнения обучают тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны, повышают понимание себя через осознание своих индивидуальных особенностей, ограничение своих положительных и отрицательных качеств.
Упражнение 1. «Комплименты»
Участники стоят в кругу.
«Давайте возьмемся з£ руки и посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника в тот момент, когда участник скажет ему комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».
Упражнение 2.
«Под микроскопом» к
«У многих из нас есть небольшие слабости, привычки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее. Они не очень заметны, сразу не бросаются в глаза, но тем не менее часто мешают в жизни. Наверняка у каждого из вас найдется какое-нибудь незначительное неприятное качество, от которого вы хотели бы избавиться. Давайте попробуем выявить эти неприятные мелочи, свойственные нам, как бы взглянем на себя через окуляр микроскопа. Что мы там увидим?»
77."»
Глава 2
Упражнение 3.
«Принимаю ответственность на себя»
«Давайте поговорим о том, за что каждый из вас отвечает в жизни. Думаю, вы согласитесь с тем, что человек становится личностью только тогда, когда добровольно и сознательно принимает на себя ответственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет нам ни исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? За покупку хлеба или уборку своей комнаты? За уроки сестры или за то, чтобы забрать младшего брата из детского сада? Подумайте и запишите все, что придет вам на ум. На это вам дается 5 минут.
Затем вы обсудите ваши записи в группах по 3—4 человека. В каждой группе вы должны определить самого ответственного, т. е. того, кто сумеет аргументированно обосновать, что он действительно принял на себя больше ответственности, чем другие».
Упражнение 4.
«Обратная сторона медали»
«Вы уже многое узнали о себе и других членах группы. Мы многое смогли понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Сегодня каждый из вас расскажет остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. о том, что он считает своим «комплексом», внутренним барьером или иной помехой. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может стать причиной конфликта в
Кризисы подросткового возраста
различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили прямо и откровенно».
Упражнение 5.
«Каким меня видят окружающие?»
«Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает группа и отдельные ее члены?» Опишите в одном или нескольких предложениях, ^сак, по вашему мнению, оценивает вас группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается».
Упражнение 6. «Я - центр воли»
«Сядьте удобно, выпрямите спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Теперь внимательно слушайте и повторяйте негромким голосом или про себя каждую Фразу, которую я буду говорить.
У меня есть тело, но «Я» — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я»... Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело — это не «Я».
У меня есть тело, но мое тело — это не «Я».
Глава 2
У меня есть эмоции, но «Я» — это не мои эмоции... Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы... Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь я или горюю, успокаиваюсь или волнуюсь, надеюсь на что-то или отчаиваюсь... Я могу понимать, наблюдать и оценивать свои эмоции, более того, я могу управлять ими, использовать их, поэтому мои эмоции — это не мое «Я»...
У меня есть эмоции, но мои эмоции — это не «Я».
У меня есть разум, но «Я» — это не мой разум. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое «Я».
У меня есть разум, но мой разум — это не мое «Я».
«Я» — центр чистого самосознания. «Я» — центр воли, способный владеть и управлять моим разумом, эмоциями, телом и всеми моими психическими процессами. «Я» — это постоянное и неизменное «Я».
9. МОИ ПРОБЛЕМЫ
Упражнения в этом разделе направлены на обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
Упражнение 1. «Вопрос»
Каждый из участников по очереди выходит перед группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изменяя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).
Кризисы подросткового возраста
Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спрашивающего. Если он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом не обязательно, чтобы вопрос задавал каждый участник. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама.
Упражнение!. «Преодоление»
«Жизнь — это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше* жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Успешное решение каждой проблемы — это еще один шаг на пути роста и развития личности.
Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.