Особенности структуры самосознания 13 страница

Один из участников выходит за дверь. Остальные вы­бирают кого-нибудь из группы, которого водящий дол­жен угадать, задавая вопросы на ассоциации: «На какой Цветок он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу?» и т. п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговорен­ное заранее число вопросов (обычно 5), после чего дол-Жен назвать того, кого загадали, и если угадывает, то названный становится водящим. Если водящий не уга-Дал, он водит второй раз, если не угадал более двух Раз — выбывает из игры.

Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого


 




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано? Обсуждается различие между тем, какими мы представ­ляемся самим себе, и какими — другим людям.

Упражнение 4. «Приятный разговор»

«Человеку обычно нравится, когда окружающие го­ворят о нем: «приятный собеседник». Это действитель­но полезное умение — легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и так же непринужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разго­вор позволяет человеку увереннее чувствовать себя в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстать­ся с ним».

Участники группы встают или садятся лицом друг к другу по принципу «карусели», т. е. образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники стоят лицом к центру).

Поговорив с одним партнером, по сигналу консуль­танта все участники внешнего круга делают одновре­менно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед но­вым партнером. Таких переходов будет несколько. Кон­сультант задает каждой паре ситуацию встречи и указы­вает, кто начинает разговор, а кто отвечает.

На каждый разговор, т. е. на установление контакта,


взаимные приветствия и проведение самой беседы, от­водится 2—3 минуты. Затем по сигналу участники долж­ны в течение 10 секунд закончить начатую беседу, по­прощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Примеры ситуаций:

«Вы приехали в незнакомый город. Перед вами чело­век, которого вы совершенно не знаете, видите его пер­вый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в оп­ределенное место в этом городе».

«Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».

«Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, нач­ните разговор, успокойте его».

«Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся».

■ г -

Упражнение 5.

«Листок за спиной» t,v

«Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они ||&увствуют себя рядом с ним. Од­нако не всегда можно быть уверенным в том, что вам в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно ано­нимно, хотя и происходит при контакте «глаза в глаза».

У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около того, кто вас заинтересовал, смотреть на него, чтобы составить о нем впечатление, и записывать это впечатление на листе бу­маги, приколотом на его спине.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем? К кому вам хотелось бы подойти? Готовы ли вы быть искренними? Сейчас вы будете ходить, встре­чаться друг с другом. Не спешите делать записи — сна­чала внимательно смотрите друг на друга: какие вы? Вперед, вы можете двигаться!»

По окончании работы все встают в общий круг, консультант напоминает о важности доверия друг к другу.

«Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со все­ми своими чувствами. Пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что на­писали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два из этих посланий.

А теперь поднимите руки те, кто во время этого уп­ражнения был действительно искренним. Быть абсо­лютно искренним очень трудно».

6. ТОЧКА ОПОРЫ

Эти упражнения направлены на раскрытие сильных сторон личности, актуализацию личностных ресурсов, оказание психологической поддержки с помощью груп­повой медитации.

Упражнение 1. «Точка опоры»

«У каждого из нас есть сильные стороны, т. е. то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих си­лах. Назовем все это точкой опоры, ведь именно эти качества помогают нам в трудную минуту. Пусть каж-


дый из вас расскажет группе о своих сильных сторонах, качествах, которые служат вам точкой опоры. Давайте договоримся «не брать в кавычки» свои слова, не отка­зываться внутренне от них. Не умаляйте свои достоин­ства, говорите прямо, уверенно, без всяких «но...», «ес­ли...» и «может быть...». Вам дается на это 2 минуты. Да­же если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права давать оценки. Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обя­заны объяснять, почему считаете те или иные свои ка­чества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».

Упражнение 2.

«Поделись своими чувствами»

«Возможность поделиться с другими людьми свои­ми мыслями и чувствами помогает лучше понять само­го себя. Давайте попробуем взяться за руки и молча, с закрытыми глазами «поговорить» друг с другом.

Встаньте в круг в "центре комнаты, поближе друг к Другу. Закройте глаза. Теперь возьмитесь за руки. По­старайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть каждый некоторое время послушает и постарается уз­нать звуки, которые до него доносятся.

Не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы


Глава 2

касаетесь. Постарайтесь понять и запомнить свои ощу­щения и чувства...

Теперь, по-прежнему с закрытыми глазами, разни­мите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании: почувствуйте, как воздух входит и выходит через нос и рот, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.

А теперь представьте, что в самом центре вашего су­щества есть маленькая частица, очень спокойная и сча­стливая. Не затронутая страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полнейшей гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикос­нуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде какого-нибудь образа — язычка пламени, драгоценного камня или озера с гладкой и спокойной поверхностью. Наполненная глубокой умиротворенностью, радостью и спокойствием, она, эта драгоценная частица, находится в полной безопасности. Она там, глубоко в нас. Пред­ставьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящиеся глубоко, в самом центре, в са­мом ядре вас, — вы сами.

Снова возьмитесь за руки. Постарайтесь вложить свои ощущения в ладони стоящих справа и слева от вас и одновременно ощутить те чувства, которые они посы­лают вам...

Откройте глаза».

Упражнение 3. «Эмиграция»

«Многие из нас годами живут в одном и том же го­роде, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко


Кризисы подросткового возраста

всему привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но в жизни может всякое случиться... Предположим, что вы навсегда уезжаете в Австралию. С одной сторо­ны, это интересно, а с другой? Как вы думаете, сколько людей и кто конкретно пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые душевные отношения?

А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолшщ» этим людям? Демонстриро­вали свое превосходство перед ними или отказывались в чем-то помочь? Может быть, вы просто «не сошлись характерами»? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? Составьте два спи­ска имен и ответьте на предложенные вопросы. Только будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После этого вы соберетесь в группы по 3—4 человека и обсудите со своими партнерами то, что сумели осознать».

Упражнение 4. «Мая/с»

«Займите удобное положение, закройте глаза, рас­слабьте ваше тело и сознание. Представьте себе малень­кий скалистый остров вдали от земли. На вершине ост-Рова возвышается маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие тол­стые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно Дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон


Глава 2

вашего верхнего этажа вы каждую ночь, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служа­щий ориентиром для судов. Помните о той энергетиче­ской системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждаю­щего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить в себе внутренний ис­точник света — света, который никогда не гаснет».

Упражнение 5. «Проективный рисунок»

Участникам предлагается за 5 минут выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». Техническая сторона рисунков не важна, глав­ное — выразить свое представление о себе. Рисунки не подписываются. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один и ставит­ся так, чтобы все хорошо видели его. Каждый из участ­ников по очереди рассказывает о своих впечатлениях — не описывает то, что нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: каким, по его мнению, автор видит себя, что хотел бы изменить в себе. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться оп­ределить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.


Кризисы подросткового возраста

7 ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Упражнения ориентированы на углубление процес­сов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации лич­ностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Упражнение /. «Пожелания»

Все участники садятся в круг.

«Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг друпу пожелания на день, и сделаем мы это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним и выскажет ему свое пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

Упражнение 2.

«Мои достоинства. Обратная связь»

Участники составляют список своих положительных качеств; желающие зачитывают свой список. Если в группе уже установилась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, консультант может предложить тому, кто читает свое самоописание, обра­титься к другим участникам за обратной связью. Пред­варительно участников знакомят с «Положением об об­ратной связи»:

Обратная связь — это адресованное другому челове­ку сообщение о том, что я о нем думаю, как я воспри­нимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.


Глава 2

Помни!

1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об
этом просят.

2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том,
какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не
говори о человеке в целом.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить
другого человека.

4. Не оценивай.

5. Не давай советов. Фразы: «Я бы на твоем мес­
те...», «Ты должен...» — под запретом.

Внимание!

Обратная связь — не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не мо­жешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что те­бе неприятно.

Упражнение 3. «Самый-самый»

«Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкурен­ции. Но именно из-за того, что не все это видят, чело­век может быть не удовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте исправим это. Разделитесь на команды по 4—5 человек, и пусть члены каждой ко­манды расскажут о своих качествах, которыми они мо­гут соперничать с другими. Подумайте, чем вы превос­ходите других членов вашей команды. На подготовку отводится одна минута. А теперь расскажите друг другу о своих достоинствах и подтвердите их фактами.


Кризисы подросткового возраста

Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой ко­манды выделим одного «самого-самого» по тем показа­телям, которые здесь обсуждались. Например, са­мый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-са­мый находчивый и т. д.

Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-са-мых». Например, самых веселых или высоких из всех присутствующих здесь. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута.

В заключение поаплодируем «самым-самым».

Упражнение 4. «Мои качества»

«Выберите из перечня своих характеристик одно нравящееся вам качество. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.

Когда и как в последний раз проявилось в вашем поведении это качество? Восстановите в своем вообра­жении этот случай. Что вы видели тогда? Что слышали? Что ощущало ваше тело,., ваши руки... кожа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново...

Вы можете оставаться в этом воспоминании столь­ко, сколько захотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите».

Упражнение 5. "Скульптура»

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоин­ства, другая — человека без чувства собственного досто-


 




Глава 2

инства. Фигура «лепится» из одного из участников, ко­торому все участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рас­сказывать, что и как она выражает. Экскурсанты (чле­ны второй подгруппы) могут соглашаться или не согла­шаться, вносить свои коррективы.

Упражнение 6. «Уступки»

«Известно, что, отдавая другим, человек при этом больше получает, хотя с первого взгляда это не так уж очевидно. Любой широкий жест во имя других надолго остается в памяти. Тем не менее в каждом человеке есть собственническое начало, которое сдерживает благо­творительные порывы. Давайте попробуем противопос-тавить эти два начала. Пожалуйста, разделитесь на па­ры. Теперь я предлагаю обсудить ваши сокровенные мечты. Ведь у каждого есть своя мечта, далекая или близ-: кая, реальная или неосуществимая. Поделитесь своими мечтами друг с другом...

Обсудите, чем каждый из вас смог бы помочь друго­му в осуществлении его заветной мечты. Что бы вы, могли друг другу уступить, подарить, отдать? Просто так, от чистого сердца! Иногда можно помочь просто хорошим советом. Попробуйте поговорить на эту те­му. Чувствовали ли вы иногда, что дарить подарки при­ятней, чем получать их? Поделитесь своими впечатле-i ниями».


Кризисы подросткового возраста

8. МОИ СЛАБОСТИ

Упражнения обучают тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны, повышают по­нимание себя через осознание своих индивидуальных особенностей, ограничение своих положительных и от­рицательных качеств.

Упражнение 1. «Комплименты»

Участники стоят в кругу.

«Давайте возьмемся з£ руки и посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника в тот момент, когда участник скажет ему ком­плимент. После того как первый участник пройдет чет­верых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».

Упражнение 2.

«Под микроскопом» к

«У многих из нас есть небольшие слабости, привыч­ки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее. Они не очень заметны, сразу не бросаются в глаза, но тем не менее часто мешают в жизни. Наверня­ка у каждого из вас найдется какое-нибудь незначи­тельное неприятное качество, от которого вы хотели бы избавиться. Давайте попробуем выявить эти неприят­ные мелочи, свойственные нам, как бы взглянем на се­бя через окуляр микроскопа. Что мы там увидим?»


 



77."»


Глава 2

Упражнение 3.

«Принимаю ответственность на себя»

«Давайте поговорим о том, за что каждый из вас от­вечает в жизни. Думаю, вы согласитесь с тем, что чело­век становится личностью только тогда, когда добро­вольно и сознательно принимает на себя ответствен­ность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет нам ни исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? За покупку хле­ба или уборку своей комнаты? За уроки сестры или за то, чтобы забрать младшего брата из детского сада? По­думайте и запишите все, что придет вам на ум. На это вам дается 5 минут.

Затем вы обсудите ваши записи в группах по 3—4 человека. В каждой группе вы должны определить са­мого ответственного, т. е. того, кто сумеет аргументиро­ванно обосновать, что он действительно принял на себя больше ответственности, чем другие».

Упражнение 4.

«Обратная сторона медали»

«Вы уже многое узнали о себе и других членах груп­пы. Мы многое смогли понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Сегодня каждый из вас расскажет остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. о том, что он считает своим «комплек­сом», внутренним барьером или иной помехой. Не обя­зательно говорить только об отрицательных чертах сво­его характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может стать причиной конфликта в


Кризисы подросткового возраста

различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили прямо и откровенно».

Упражнение 5.

«Каким меня видят окружающие?»

«Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает груп­па и отдельные ее члены?» Опишите в одном или не­скольких предложениях, ^сак, по вашему мнению, оце­нивает вас группа. Например: «Группа в целом воспри­нимает меня как живого, очень эмоционального челове­ка, который ни над чем серьезно не задумывается».

Упражнение 6. «Я - центр воли»

«Сядьте удобно, выпрямите спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Теперь внимательно слушайте и повторяйте негромким голосом или про себя каждую Фразу, которую я буду говорить.

У меня есть тело, но «Я» — это не мое тело. Мое те­ло может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я»... Мое тело — прекрасный инструмент для ощуще­ний и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело — это не «Я».

У меня есть тело, но мое тело — это не «Я».


 




Глава 2

У меня есть эмоции, но «Я» — это не мои эмоции... Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоре­чивы... Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», ра­дуюсь я или горюю, успокаиваюсь или волнуюсь, наде­юсь на что-то или отчаиваюсь... Я могу понимать, на­блюдать и оценивать свои эмоции, более того, я могу управлять ими, использовать их, поэтому мои эмо­ции — это не мое «Я»...

У меня есть эмоции, но мои эмоции — это не «Я».

У меня есть разум, но «Я» — это не мой разум. Он достаточно развит и активен. Он является инструмен­том для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое «Я».

У меня есть разум, но мой разум — это не мое «Я».

«Я» — центр чистого самосознания. «Я» — центр во­ли, способный владеть и управлять моим разумом, эмо­циями, телом и всеми моими психическими процесса­ми. «Я» — это постоянное и неизменное «Я».

9. МОИ ПРОБЛЕМЫ

Упражнения в этом разделе направлены на обуче­ние осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноцен­ному самовыражению.

Упражнение 1. «Вопрос»

Каждый из участников по очереди выходит перед группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изменяя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).


Кризисы подросткового возраста

Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий назы­вает имя спрашивающего. Если он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом не обязательно, чтобы во­прос задавал каждый участник. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама.

Упражнение!. «Преодоление»

«Жизнь — это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спо­рить. Действительно, лучше* жить в мире и согласии с со­бой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нуж­но преодолевать. Успешное решение каждой проблемы — это еще один шаг на пути роста и развития личности.

Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: