Закономерности и принципы обучения

Процессу обучения присущи охарактеризованные нами ранее закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Общая закономерность или закономерность педпроцесса: цель определяет содержание, методы, формы и средства обучения (закономерность цели); содержание зависит от цели, в свою очередь определяет методы и формы (закономерность содержания); методы и формы определяеются целью и содержанием (закономерность методов). К закономерностям, свойственным именно процессу обучения, относится, например, зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества, от социокультурной ситуации. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). Не менее важной является закономерность, выражающаяся в соответствии содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

Принципы обучения наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессом обучения. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели, отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения.

Дидактические принципы являются исторически преходящими. Работа над ними продолжается и сегодня. В систему основных принципов процесса обучения традиционно включают: научность обучения; связь обучения с жизнью, практикой, опытом учащихся; систематичность и последовательность в обучении; доступность обучения; сознательность и активность учащихся в процессе обучения; наглядность в обучении; прочность результатов обучения; воспитывающий и развивающий характер обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; оптимальное сочетание методов, средств и форм организации обучения. Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципам, конкретизируют их, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем, и ведут к реализации данного принципа. Если принципы отражают сущность процесса обучения, то правила – его отдельные стороны.

 

32.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ,ПРИЁМАХ,СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ.

Метод – сп-б достижения цели, определ-м образом упорядоченная деят-ть. В П. метод обуч-я - способ упорядоченной совместной деят-ти педагога и уч-ся, направ-й на решение задач обучения, воспитания, развития. Метод – процессуальная сторона деят-ти, связующее звено между запроектированной целью и конеч результатом. Разнообразие видов и способов человеч-й деят-ти обуславливает и разнообразие методов обучения. Методы (приемы) обуч – важные структ-е компон проц обуч-я. С их помощью осуществляется освоение уч-ся содержания обуч, управление учебно-познават-й, ценностно-ориентационной и практической деят-тью уч-ся, формирование их личностных качеств. Методы обуч сост из конкретных приемов. Прием обуч – это элемент м-да обуч-я, разовое действие, шаг в реализации метода. 1н и тот же прием может быть частью разных мет-в, 1н и тот же метод может вкл разн приемы. К приемам,относят показ образца, демонстрацию опыта, сообщение плана урока, прием сравнения, или аналогии, постановку пробл вопроса, мнемонические приемы.

Словесные методы(заним централ место в системе метод обуч): рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 2ю гр по этой классификации состав наглядные метод(относ метод при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения нагляд пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических сред-в.)Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление уч-ся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практич-ми методами.

Практиче мет обуч основаны на практической деят-ти уча-ся. Их глав назнач – формирование практич умений и навыков:упражнения, лаборат и практич работы.

3. Классиф мет-в обуче по характеру познавательной деят-сти уч-ся (ИЛ. Лернер, М.Н. Скаткин).Характ познават-й деят-ти – это уровень мыслительной активности уч-ся.Методы обуч-я: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Средства обуч – это источн получ знаний, формир умений.

Понятие «ср-ва обуч» употребляется в шир и узком смыслах. В узком смысле под средс обуч понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические ср-ва и пр. В шир смысле под средствами обуч подразумевается все то, что способс-т достижению целей образов-я, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обуч.

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические ср-ва подразделяются на:1визуальные (зрительные):таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.;2аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.3аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т.п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.

Простые средства:1словесные (учебники и др тексты);2визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:1механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);2аудиальные ср-ва (проигрыватель, магнитофон, радио);3аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);3Ср-ва, автоматизирующие процесс обуч (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

33.МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИУЧЕБНО ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1я подгр: По источ передачи и воспр-я учеб информ-и (перцептивные мет): Словесные: объяснение,рассказ;

беседа;лекция;дискуссия и др.

Наглядные:иллюстрации; демонстрации,Практические:упражнение;

опыт;трудовые действия и др.

2я подг По логике передачи и восприятия учеб инфор-и (логические м-ды) Индуктивные, дедуктивные, аналитические; синтетические, аналогия, выделение главного, сравнение и др.

3я подг По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний Репродуктивные, продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, исследовательские и др.)

4я подгр По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью М-ды работы под руководс-м уч-ля;3М-ды самосто работы уч-ся: работа с книгой;выполнение письменных заданий; выполнение лабор работы, художественно-творческой работы в мастерских и др.

Рассказ – монолог-й м-д изложения учеб материала учен-м или метод устного повествовательного изложения новых знаний учит-ем. Эффект-ть м-да обеспечивается: продуманностью плана и последоват-тью излож материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, ясностью, образностью, яркостью, эмоциональностью языковых форм, убедительностью, доступностью, повторением основных положений, наличием выводов и обобщений, умением мобилизовать внимание уч-ся продолжит 10-15 мин.

Объяснение – монолог-й м-д излож теоретических положений, закономерностей, существенных свойств и т.п. Это м-д науч доказат-тв. Эффект-ть объясн зависит от глуб знания научного содержания учебн дисциплин, последовательности раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств, точности формулировок, глубины и доступности изложения, мобилизации внимания детей, учета их психологических и индивидуальных особенностей.

Беседа – диалогический м-д изложения и усвоения учебного материала, который предполагает разговор педагога с учащ-ся с помощью тщательно продуманной системы вопросов. М-д наблюд представляет собой активную форму чувственного познания. Он применяется как под руководством уч-ля на уроках, во время экскурсий и т.п., так и в ходе самостоят-й работы уч-ся по заданию уч-ля. Эффективное применение данного метода предполагает разработку памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования, обработки и использования данных наблюдения.

М-д иллюстрации обеспечивает уч-ся показ иллюстрированных материалов и пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов и т.п. Повышают эффект-ть воспр-я информации учащ-ся структурное изображение информации на учебной доске, а также компьютерные презентации.

Метод демонстр заключ: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, процессов различного происхождения, коллекций и т.д.; в постановке опытов и проведении экспериментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: