Опишите поведение ребёнка – меланхолика. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления

 

Каждый тип, темперамент имеет и положительные, и отрицательные стороны. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивая его положительные стороны, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности.

Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость. Им надо помочь развить коммуникативные способности, укреплять уверенность в себе.

Таким образом, задача учителя заключается не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребёнком переделывать один тип темперамента в другой, а том, чтобы содействовать, с одной стороны, развитию свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны – ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребёнка. Наиболее эффективно в этом отношении участие в видах деятельности, связанных с активными действиями и сильными эмоциональными переживаниями, например занятия подвижными играми и спортом, интересная самостоятельная работа на уроке, активное участие в различных кружках, соревнованиях и пр.

Воспитание темперамента в значительной степени связано с формированием волевых черт характера ребёнка, которые позволяют ему владеть собой. Вообще научить ребёнка владеть своим поведением, владеть самим собой, значит помочь ему в становлении личности, в формировании морально-волевых сторон характера.

 

«…Умение слушать ребёнка – большое педагогическое искусство». (Сухомлинский В.А.)

Почему, чтобы понять ребёнка, необходимо эмпатийное слушание?

В чём его сущность? Каковы психолого-педагогические последствия неумения эмпатийно слушать ребёнка?

 

Эмоциональная культура учителя включает такое необходимое для него качество, как эмпатия.

Эмпатия – одно из важнейших свойств личности учителя, без которого невозможно полноценное общение с учениками, оптимальное решение стоящих перед ним педагогических задач.

Быть эмпатийным – это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким. Эмпатия предполагает не только понимание, но и помощь другому. Помочь же ему мы сможем только в том случае, если сопереживание и понимание будут уравновешенны и не приведут к эмоциональной идентификации (отождествлению) себя с другим.

 

В общении с ребёнком на первый план выдвигается эмпатийное слушание учителя. Оно предполагает соблюдение следующих правил:

· проявлять искреннюю, а не деланную заинтересованность;

· быть, а не казаться внимательным;

· эмоционально поддерживать репликами, мимикой, жестами;

· стремиться проникнуть во внутренний смысл слов;

· не перебивать, давать полностью выговориться.

 

Эмпатийное слушание – предпосылка адекватности речевого поведения, педагога, оперативности его профессиональных реакций, предупреждение возникновение коммуникативных барьеров.

 

 

Какие, на ваш взгляд, приёмы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?

 




double arrow
Сейчас читают про: