Технология проведения классного часа в школе

 

Основными воспитательными формами, как известно, являются урок, классный час и классное собрание, так как только через них можно обеспечить последовательную реализацию целей воспитания. Все остальные формы (походы, экскурсии, посещения театров, музеев, выставок), которые используются школами, хотя и положительно влияют на развитие сознания ребенка, но не имеют системного характера и часто носят эпизодический, а иногда и случайный характер.

Как правило, выделяют два вида классных часов — тематический и ситуационный. Содержание тематических классных часов определяется планами воспитательной работы или программами воспитания. На ситуационном классном часе обсуждается та или иная значимая для учащихся жизненная ситуация, отношения каждого из них к ней и формирование такой позиции, которая соответствует педагогическим целям. Обычно классные руководители при проведении классных часов подобного типа действуют стандартно: одних учеников хвалят, других критикуют, советуют, что надо делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, - иначе говоря, все дается учителем в готовом виде сверху. При этом сами дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок.

Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания, которая разработана для ситуационного классного часа, устраняет этот самый главный педагогический недостаток благодаря осознанию каждым участником собственной роли процесса, значимости события для себя; наблюдению за изменениями в позициях и поведении ученика (Шамова Т.И.,Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.-320с.).

Данная технология состоит из следующих шагов (этапов): цель — информация «Я-позиция» - причина «Я-позиция» - «Я позиция и общественно значимая норма — дискуссия — рефлексия — свободный выбор — мотивация — наблюдение. Покажем это на примере.

 

Пример


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: