(Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности. Сборник научных трудов / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И Соколовой. - М.: ИТИП РАО, 2009. - 304с.)
1. Часы общения, направленные на познание ребенком себя и своих одноклассников:
- Взаимодействие в группе.
- Понимание и доверие.
- Умеете ли вы слушать?
- Личное пространство человека, или Почему мы не любим ездить в общественном транспорте?
- Как нас воспринимают люди?
- Так ли легко познакомиться?
- Некоторые факты из языка телодвижений.
- Как правильно дарить подарки?
2. Заседания киноклуба — часы просмотра и обсуждения кинофильмов. Обмен мнениями по поводу нравственных и философских проблем:
- Ненависть, месть, жестокость — к/ф «Иваново детство».
- Родина большая и малая — к/ф «Мимино».
- Идеалы и иллюзии, Мир через «розовые очки» - к/ф «Иллюзионист».
- Во имя любви — к/ф «Ромео и Джульетта» или «Обыкновенное чудо».
- Власть над людьми и власть над собой — к/ф «Макбет».
- Корысть, выгода, расчет, альтруизм, самопожертвование — к/ф «Летят журавли».
|
|
- В заботах о счастье других мы находим свое собственное — к/ф «День сурка».
- Беседы о проблемах, к оторые по тем или иным причинам не обсуждаются в семьях школьников:
- Сколько ликов у любви? Или: Уроки Эриха Фромма.
- Как сделать выбор? Или: Я милого узнаю по походке.
- Как понравиться?
- Как не попасть в ненужные ловушки? Или: Силки и капканы добрачных отношений
- Насколько вы будете совместимы? Или: С кем садиться в семейную лодку?
- Такие разные браки.
Как избежать мелей и рифов в семейной жизни?Или: Искусство быть капитаном семейного корабля
- - Что делать с нашей ревностью? Или: Черное чудовище в груди.
- - Куда уходит любовь?
Приложение 3.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся.
С. Паперт
Человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. (Сократ)
Современный учитель должен четко знать: Для чего учить? Чему учить? Как учить?
Сегодня снова стал актуальным компетентностный подход. Успешность учителя зависит в основном от уровня сформированности тех или иных компетентностей.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере.
Ключевые компетентности можно рассматривать как результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.
|
|
УРОК – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
При планировании урока следует руководствоваться основными требованиями к современному уроку:
4. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока — дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
При моделировании современного урока предлагаем руководствоваться следующими основными дидактическими принципами:научности, доступности, наглядности, прочности, сознательности и активности, системности и последовательности, связи теории с практикой, деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Рассмотрим более подробно отдельные основные дидактические принципы.
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает м принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса - заключается в следующем: школа долна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально - безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Образовательный процесс на современном этапе развития образования наполнен такими основными понятиями, как: моделирование, проектирование, конструирование, сценирование образовательной ситуации.
На современном этапе развития образования для урока характерны следующие понятия:
|
|
- моделирование- процесс определения основных его параметров, эскиз урока, начальный этап перевода теории урока в практику;
- проектирование- этап разработки компонентов педагогического процесса (задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности);
- конструирование- создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала;
- сценирование образовательной ситуации- (обучение способам деятельности, при необходимости - изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся)