В XIII в. – в период Раннего Возрождения в искусстве начинают развиваться реалистические методы

В XIV в. начался процесс проникновения художественной культуры во все области Италии. Он совпал с процессом становления общенационального языка. Не только крупные, но и мелкие города и села обогащаются произведениями изобразительного искусства и архитектуры. В основном их ценность не была высокой. Но в своей совокупности они послужили основой культуры, получившей широкое распространение.

На рубеже XIV – XV вв. в Европе распространяется художественное направление, которое из-за общности своих форм и содержания получает название «интернациональной готики». Мировоззрение, выражаемое «интернациональным стилем», прославляет гармонию общества и мира природы. Основным принципом позднеготической эстетики является единство в разнообразии форм.

В XV в. искусство становится опорой новой культуры. Оно отделяется от служения только религиозным целям. Происходит слияние искусства со сферой светской жизни. В итальянском обществе появляется стремление к преображению с его помощью интерьеров, мебели, одежды, а также религиозных церемоний, придворных ритуалов, празднеств, танцев, охоты и даже войны, похорон, смертных казней. Правители, наряду с советниками и министрами, окружают себя литераторами, художниками, которые являются специалистами и экспертами по истории древнего времени, оправдывающими и обосновывающим их власть. Культура, отстаиваемая синьорами, является уже не украшением жизни придворных, а символом и орудием их власти и политических действий.

Благодаря трудам Леона Батиста Альберти (1404-1472) искусство приобретает значение самостоятельного учения, сравнимого с мировоззрением. Оно начинает рассматриваться как процесс познания, целью которого является не столько постижение сути вещей, сколько исследование самого человеческого разума, его способности к познанию.

В конце XV–начале XVI в. в искусстве находят свое продолжение идеи гуманизма о безусловной ценности человека. Развитие гуманистической мысли вносит глубокие изменения в представления о пространстве и времени. Складывается единая система, связанная с передачей природной действительности в пространстве, – перспектива; с передачей последовательности событий – история ( в отличие от библейского историзма, направленного от грехопадения к установлению царства Божьего на Земле, свойственного эпохе Средневековья ). Развивается теория пропорций.

На рубеже XV- XVI вв. в итальянском искусстве становится ведущей, наметившаяся еще в конце XV в., тенденция, связанная с основной задачей новой культуры – созданием обобщенного монументального и героического образа человека, стремлением поднять каждый образ до уровня идеала. В искусстве утверждается идеал титанической личности. ВXVI в. в искусстве отчетливо проявил себя антропоцентризм. Человеческий образ в живописи занял преобладающее положение, нередко исчерпывая собой содержание и идею произведения.

Маньеризм(ит. manierismo – от maniera) – художественное направление в западноевропейском искусстве, отразившее кризис гуманистической культуры Ренессанса. Для маньеризма характерны восприятие неустойчивости, иррациональности, мистической драматичности бытия в сочетании с профессиональной виртуозностью и академической официальностью.

В эпоху Возрождения начинает меняться отношение образованных слоев общества к искусству. Уже первые гуманисты в XIV в. провозгласили художественную деятельность как один из важнейших видов человеческой деятельности, а «в начале XVI в. совершается переход от понятия ремесла к понятию искусства: вначале спор ведется о превосходстве скульптуры, живописи, архитектуры, а затем начинается поиск обобщения, выходящего за пределы видов искусства» [11]. Проблемы искусства занимают почетное место в круге интересов философии, откуда берут свои начала эстетическая доктрина Возрождения и Нового времени и вырастает вся современная теория искусства.

Великие мастера XVI столетия дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это были люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры своего времени.

Историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) писал о XVI в. как веке безупречного классического искусства, которое делится на два периода. Для первого характерно развитие по восходящейлинии с кульминацией духовной жизни и классической культуры, увенчанной фигурой Микеланджело, а для второго – упадок, представленный художниками, которые, будучи не в силах сравниться с «божественным» мастером, повторяют его манеру и формы. Тот, кто подражает искусству, а не природе, по мнению Вазари, является маньеристом.

В творчестве маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека, находящегося во власти непознаваемых сил. Главными идеалами маньеристов становятся искусственность, изощренность формы, изысканность цвета. Искусство маньеризма в XVII в. привело к появлению нового стиля – барокко, отмеченного вычурным, усложненным художественно-образным мышлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: