double arrow

Во взглядах гуманистов на человека

 

 


II. Возвращение к античным истокам культуры. Становление нового исторического типа сознания и деятельности, отвечавшее потребностям ремесленно-торговой практики, нуждалось не только в иных формах политической жизни, социального устройства, экономики, но и в духовном обновлении. Эта новизна закономерно возникла на почве Италии, с ее процветающими городами, достигшей пика исторического прогресса. Неотъемлемой частью национального достояния итальянцев была античная культура. Достаточно продолжительная временная отдаленность сформировала в сознании мыслящих людей ностальгически идеальный образ античности, как «золотого века», противостоящего суровой, аскетической культуре «темных веков». Считая себя наследниками римской культуры, многие мыслители, государственные деятели итальянских городов-государств мечтали о воссоздании федерации итальянских городов во главе с Римом и возрождении былого величия. Благодаря усилиям первых гуманистов в европейскую культуру возвращаются художественный и духовный идеал греков и римлян, античная скульптура, живопись, литературное наследие.

Обращение гуманистов к античности с самого начала противостояло идеям, проповедуемым католической церковью, в первую очередь потому, что «для всех античность была подлинной историей, т.е. историей, совершавшейся по воле человека» (Дж.К. Арган). Поэтому мыслители Возрождения использовали культурное наследие античности и как идейное оружие против средневекового религиозного мировоззрения. Для культуры Ренессанса реанимация античных традиций не являлась главной задачей, а служила лишь существенным подспорьем в становлении нового типа общественного бытия. Свидетельством тому является переход во всех европейских странах с латыни на национальные языки.

Культура Ренессанса в новых исторических условиях не стала простым возвращением к античности. Античность интересовала ренессансных философов как форма перехода к новому идейному – гуманистическому содержанию культуры. В их представлении культура перестает быть элементом мироустройства, сотворенным Богом и пребывающим вне времени и пространства. Подобно античным философам, они рассматривают культуру, как процесс возделывания и обработки самого человека («cultura animi»), только идеалом для них становится иной социальный тип, нежели тот, на который ориентировались мыслители античности. В понятие «культура» они вносят новое содержание, связанное в первую очередь с мыслительной деятельностью – ученостью, склонностью к благородным искусствам, объединением различных сфер духовной деятельности.

Следует заметить, что появление новых нравственных принципов в эпоху Возрождения, провозгласивших свободу и раскрепощение человеческой личности в противовес строгой религиозной аскетической морали, привело в итальянских обществах к всеобщему падению нравов, затронувшему не только мирян, но и духовенство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: