double arrow

Человеческие идеалы Возрождения


 

Наиболее адекватное выражение гуманистический антропоцентризм нашел в морально-этических рассуждениях, идеях, концепциях философов-гуманистов:

     
 
 
 

 

 

 


Титанизм – это феномен, характеризующий расцвет возрожденческой культуры. Он связан не столько с конкретными личностями великих творцов, чьи таланты были поистине универсальны, сколько с новым восприятием человека в искусстве и в мире.

 

Таким образом, человек эпохи Возрождения научился ценить себя за почетное место в космосе. Это место он связывал с безграничностью своей свободы, а позднее – с собственной индивидуальностью, которую не сводил к любым внешним привилегиям.Знаменитый гуманист Ульрих фон Гуттен в одном из своих писем утверждал: «Я не хочу, чтобы меня ценили за моих призрачных предков-дворян, я не хочу довольствоваться полученным от них, но думаю, что я кое-что прибавил к их приданому, и это перейдет от меня к потомкам»[9].

Смещение системы координат теоцентризма в сторону антропоцентризма происходило в несколько этапов. Первоначально новая идеология распространялась в виде поэтически-художественных произведений, затрагивающих проблемы личности. В них господствовали темы судьбы, любви, счастья и т.д., находившие отклик в душах многих людей.

В первой половине XV в. происходит увеличение числа лиц, имеющих гуманистическое образование, отличное от традиционного, и гуманизм превращается в одно из самых ведущих культурных течений Италии. Во Флоренции, Ферраре, Венеции, Риме и других городах возникают настоящие центры гуманизма. Значительное место в их деятельности занимают вопросы воспитания человека. Целью педагогического искусства объявляется формирование личности полезной в политической сфере. Для этого надо было хорошо знать историю, иностранные языки, обладать красноречием и т.д. «Перемена занятий, – вот что доставляет нам удовольствие, – писал М. Пальмиере. – Поэтому не следует желать сначала стать совершенным грамматиком, потом ... наилучшим музыкантом, затем стремиться стать скульптором или архитектором, потому что ты потерял бы уже первую дисциплину... Посвятить себя многим наилучшим вещам – это и есть та цель, которая заставляет приобретать знания с наслаждением, сделай для себя обычным многое, воспитай себя всесторонне развитым во многих человеческих делах...»[10].

Интерес к естественным наукам второй половины XV в. привел гуманистов к новому стилю мышления. Поскольку для полного раскрытия природных задатков и способностей человека следовало иметь точные знания о его естественно-телесном строении, в центр внимания поздних гуманистов попадает медицина, которая расценивалась как основа естествознания, позволяющее приумножить могущество человека. Так, например, возникшую в эпоху Возрождения «перспективную живопись», теоретик живописи XV в. Пьетро делла Франческо возводит в ранг науки, поскольку она, в отличие от архитектуры и пластического искусства, давала зрителю не только объективное видение вещей, но и раскрывала внутренний субъективный мир художника, а Леонардо да Винчи слагает целые гимны человеческому органу зрения. Если глаз – орган познания истины, то ближайшая сфера его применения в искусстве не отличается от философии, считал он. В геометрии, имеющей дело с пространственными отношениями самими по себе, мыслители Возрождения стремились установить соотношения между видимыми предметами и видящим глазом и т.д.


Сейчас читают про: