Человеческие идеалы Возрождения

 

Наиболее адекватное выражение гуманистический антропоцентризм нашел в морально-этических рассуждениях, идеях, концепциях философов-гуманистов:

     
 
 
 

 

 

 


Титанизм – это феномен, характеризующий расцвет возрожденческой культуры. Он связан не столько с конкретными личностями великих творцов, чьи таланты были поистине универсальны, сколько с новым восприятием человека в искусстве и в мире.

 

Таким образом, человек эпохи Возрождения научился ценить себя за почетное место в космосе. Это место он связывал с безграничностью своей свободы, а позднее – с собственной индивидуальностью, которую не сводил к любым внешним привилегиям. Знаменитый гуманист Ульрих фон Гуттен в одном из своих писем утверждал: «Я не хочу, чтобы меня ценили за моих призрачных предков-дворян, я не хочу довольствоваться полученным от них, но думаю, что я кое-что прибавил к их приданому, и это перейдет от меня к потомкам»[9].

Смещение системы координат теоцентризма в сторону антропоцентризма происходило в несколько этапов. Первоначально новая идеология распространялась в виде поэтически-художественных произведений, затрагивающих проблемы личности. В них господствовали темы судьбы, любви, счастья и т.д., находившие отклик в душах многих людей.

В первой половине XV в. происходит увеличение числа лиц, имеющих гуманистическое образование, отличное от традиционного, и гуманизм превращается в одно из самых ведущих культурных течений Италии. Во Флоренции, Ферраре, Венеции, Риме и других городах возникают настоящие центры гуманизма. Значительное место в их деятельности занимают вопросы воспитания человека. Целью педагогического искусства объявляется формирование личности полезной в политической сфере. Для этого надо было хорошо знать историю, иностранные языки, обладать красноречием и т.д. «Перемена занятий, – вот что доставляет нам удовольствие, – писал М. Пальмиере. – Поэтому не следует желать сначала стать совершенным грамматиком, потом... наилучшим музыкантом, затем стремиться стать скульптором или архитектором, потому что ты потерял бы уже первую дисциплину... Посвятить себя многим наилучшим вещам – это и есть та цель, которая заставляет приобретать знания с наслаждением, сделай для себя обычным многое, воспитай себя всесторонне развитым во многих человеческих делах...»[10].

Интерес к естественным наукам второй половины XV в. привел гуманистов к новому стилю мышления. Поскольку для полного раскрытия природных задатков и способностей человека следовало иметь точные знания о его естественно-телесном строении, в центр внимания поздних гуманистов попадает медицина, которая расценивалась как основа естествознания, позволяющее приумножить могущество человека. Так, например, возникшую в эпоху Возрождения «перспективную живопись», теоретик живописи XV в. Пьетро делла Франческо возводит в ранг науки, поскольку она, в отличие от архитектуры и пластического искусства, давала зрителю не только объективное видение вещей, но и раскрывала внутренний субъективный мир художника, а Леонардо да Винчи слагает целые гимны человеческому органу зрения. Если глаз – орган познания истины, то ближайшая сфера его применения в искусстве не отличается от философии, считал он. В геометрии, имеющей дело с пространственными отношениями самими по себе, мыслители Возрождения стремились установить соотношения между видимыми предметами и видящим глазом и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: