Правовые основы валютного регулирования

Состояние валютного рынка страны во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных структур в валютно-кредитные отношения. Структурные изменения на данном сегменте рынка осуществляются через валютное регулирование, предусматривающее в первую очередь поддержание стабильного валютного курса.

Валютное регулирование – это деятельность органов государственной власти, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативно-правовом, предусматривающим создание правовых норм, предметом которых являются валютные отношения; идивидуально-правовом, который включает применение правовых норм к конкретным ситуациям.

По существу валютное регулирование представляет собой комплекс мер (административных, экономических и других), вытекающих из валютной политики страны и предусматривающих установление порядка проведения операций с валютными ценностями. Основными элементами валютного регулирования являются:

• установление порядка проведения валютных операций;

• определение условий и порядка формирования валютных фондов предприятий и организаций, а также золотовалютного фонда страны;

• валютный контроль и ограничения.

Стабильность и устойчивость национальной валюты связана с определением валютного режима. Государства для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом могут использовать три типа валютных режимов: режим государственной валютной монополии, режим валютного государственного регулирования, режим свободно конвертируемой валюты.

В России действует режим валютного государственного регулирования. В данной области особое значение имеет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.).

Указанный Закон определяет правовую основу и играет главную роль в области валютного регулирования. В нем установлены основополагающие принципы:

• приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

• исключение неоправданного вмешательства государственных органов в валютные операции;

• единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

• единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

• обеспечение защиты прав и интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В области валютного регулирования особое значение имеют ст. 8, 34, 35, 71, 74–76 Конституции РФ. В частности, указанные статьи определяют: право граждан иметь в своей собственности валютные ценности, владеть, пользоваться и распоряжаться ими; возможность правового регулирования валютных отношений только на федеральном уровне.

В числе важных следует также выделить нормы кодифицированных актов. Понятия ценных бумаг, имеющие существенное значение для определения характера валютных операций, определены в ГК РФ и других актах гражданского законодательства. Важную роль в применении валютного законодательства играют ст. 186, 193 УК РФ, ст. 15.25 КоАП, а также ст. 12, 74, 158 ТК РФ.

Большую группу актов валютного законодательства составляют нормативные акты, принимаемые Президентом РФ и Правительством РФ в форме указов и постановлений.

Определенное место в правовом регулировании валютных операций принадлежит и Федеральным законам «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Среди достаточно большого числа нормативных актов Банка России, которые не могут противоречить федеральным законам, можно выделить:

• инструкцию ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» от 15 июня 2004 г. № 117-И;

• инструкцию ЦБ РФ «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» от 28 апреля 2004 г. № 113-И;

• инструкцию ЦБ РФ «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» от 30 марта 2004 г. № 111-И (ред. от 26.11.2004 г.);

• информационное письмо ЦБ РФ «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» от 15 июня 2005 г. № 32.


Виды ценных бумаг и правовое регулирование обращения эмиссионных ценных бумаг. Юридическая ответственность участников рынка ценных бумаг.

В настоящее время в России образован рынок ценных бумаг. Кроме гражданского оборота ценные бумаги обслуживают публичные интересы государства. При помощи выпуска и обращения ценных бумаг реально осуществляется государственный кредит.

К ценным бумагам законодательство относит документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, которые могут быть осуществлены или переданы только при их предъявлении.

К наиболее распространенным видам ценных бумаг относятся акции, государственные облигации, облигации, векселя, сберегательные (депозитные) сертификаты, чеки. Кратко охарактеризуем их.

Акцией признается ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация – это ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента; она предоставляет ее держателю также право на получение зафиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Среди государственных облигаций наиболее распространены Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ, которое определяет предельный объем выпуска, период его размещения и потенциальных владельцев. Владельцами ГКО могут быть как юридические, так и физические лица.

Выпускаются в обращение и облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации. Они являются ценными бумагами на предъявителя и выпускаются сроком на один год. Одна облигация имеет четыре купона, процентный доход по каждому из которых определяется Министерством финансов на каждый купонный период (три календарных месяца).

Вексель – ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Следовательно, в отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а три лица: векселедатель (трассант), первый приобретатель (или векселедержатель) и плательщик (трассат). Все реквизиты векселя определены законодательством и являются обязательными.

В зависимости от выполняемых функций различают два типа векселей: товарные и финансовые. Товарный вексель может быть выдан любым юридическим лицом и использован при расчетах за товары, работы, услуги. Выпуск финансовых векселей разрешается только организациям, имеющим соответствующую лицензию Банка России. Финансовый вексель выдается под полученные на возвратных началах денежные суммы.

Депозитный сертификат – письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика (бенефициара) или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему.

Чеком является ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму.

Действующим законодательством введено понятие эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе и бездокументарная, которая характеризуется одновременно тремя признаками:

• закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка;

• размещается выпусками;

• имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Как акция, так и облигация относятся к разряду эмиссионной ценной бумаги. Большое влияние на денежное обращение и всю финансовую ситуацию в стране оказывают государственные облигации, особенно краткосрочные, обращающиеся на рынке ценных бумаг.

В качестве эмитента ценных бумаг выступает юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Рынок ценных бумаг регулируется с помощью ряда законов и подзаконных актов, среди которых наиболее важными являются:

• Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 18.06.2005 г.);

• Указ Президента РФ «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» от 16 сентября 1997 г. № 1034;

• Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В Законе «О рынке ценных бумаг» определены профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица, которые осуществляют установленные законодательством виды деятельности. К таким видам деятельности на рынке ценных бумаг относятся: брокерская и дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринг, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг независимо от типа эмитента, регулируются также указанным нормативным актом.[96] Законом (ст. 19) устанавливается следующая процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг:

1) принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

2) государственная регистрация выпуска;

3) для документарной формы выпуска – изготовление сертификатов ценных бумаг;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: