Источники валютного права

Источники валютного права – это внешние конкретные формы его выражения. Нормативные правовые акты, представляющие в совокупности систему источников валютного права, систематизируются по юридической силе следующим образом. Основным источником валютного права является Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу на территории Российской Федерации (п.1 ст.15 Конституции РФ). Конституционно-правовому регулированию подвержена широкая сфера общественных отношений, в том числе и валютные отношения включены в область правового регулирования Конституции РФ. Статья 71 (п. «ж») Конституции РФ к ведению Российской Федерации относит валютное регулирование, а статья 106 Конституции РФ конкретизирует компетенцию Российской Федерации, устанавливая обязательное рассмотрение Советом Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Следует отметить, что конституционно установленный термин «валютное регулирование» может трактоваться в широком и в узком смысле. В широком смысле «валютное регулирование» охватывает различные направления правового и экономического регулирующего воздействия со стороны государства. Государство использует различные инструменты валютного регулирования, подавляющее большинство которых носят правовой характер. Однако, имеются такие, которые не детализированы нормами валютного права, но играют большую роль в деятельности в валютной сфере. Например, ставка рефинансирования и др. В узком смысле содержание понятия «валютное регулирование» охватывает юридические средства регулирующего воздействия, то есть подразумевает процесс воздействия государства на общественные отношений, складывающиеся в валютной сфере с помощью норм права. В механизме валютно-правового регулирования через юридические средства происходит правовое воздействие на общественные отношения, складывающиеся в валютных отношениях. Посредством правового регулирования валютных отношений достигается регулятивная функция валютного права. С помощью регулирования валютных отношений государство фиксирует субъектный состав валютных правоотношений и закрепляет их права и обязанности, а также определяет юридические факты, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются валютные правоотношения. Важным источником валютного права являются международные договоры Российской Федерации. Согласно ст.3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах»6 Единственным федеральным конституционным законом – источником валютного права является ФКЗ от 17.12.97г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). 7 6 Собрание законодательства РФ, 1995, № 29, ст. 2757. 7 Собрание законодательства РФ, 1997, № 51, ст. 5712.. Это связано с тем, что Правительство является органом валютного регулирования, а также осуществляет функции в сфере валютного контроля. В соответствии со ст.15 Закона Правительство Российской Федерации осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль, а также руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами. Многочисленную группу источников валютного права представляют федеральные законы. К кодифицированным федеральным законам, регулирующим отношения в валютной сфере относятся Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. К некодифицированным федеральным законам, являющимся источниками валютного права относятся Федеральный закон от 10.12.03г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 08.12.03г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 22.04.96г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 10.07.02г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральный закон от 02.12.90г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Следующую группу источников валютного права составляют подзаконные акты, выстраиваемые также в соответствии с их юридической силой. Следует отметить, что применительно к подзаконным актам, ст. 4 Федерального закона № 173, выделяет акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля. Акты органов валютного регулирования - нормативные правовые акты, издаваемые по вопросам валютного регулирования органами валютного регулирования, только в случаях, предусмотренных Федеральным законом (абз. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона). Акты органов валютного контроля - акты, издаваемые органами валютного контроля в пределах их компетенции и только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования, которые не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций (ч. 5 ст. 4 Федерального закона). В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации издает акты, имеющие нормативный характер, в форме постановлений Правительства Российской Федерации, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, - в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Порядок издания (принятия и опубликования) актов Правительства Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России принимает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций в порядке, предусмотренном Положением Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России". При этом под нормативным актом Банка России понимаются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Положением N 519, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации (п. 1.2 Положения N 519). Соответственно не признаются нормативными актами Банка России: распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере компетенции Банка России; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие указанным выше признакам нормативного акта Банка России. В соответствии с приведенным выше легальным определением понятия "акт органа валютного регулирования" соответствующие акты могут приниматься только в форме нормативных правовых актов. Следовательно, распоряжения Правительства Российской Федерации, а также акты Банка России, которые не являются нормативными актами, не могут касаться вопросов валютного регулирования, поскольку не являются нормативными правовыми актами. Органами валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Соответствующие полномочия предоставлены Правительством Российской Федерации только Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Росфиннадзор, так же как и другие федеральные службы (по общему правилу), не уполномочен принимать нормативные правовые акты, обладая при этом компетенцией по изданию индивидуальных правовых актов. Таким образом, все акты Росфиннадзора, принимаемые им в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона, являются ненормативными (индивидуальными) актами, принимаемыми в пределах компетенции указанного органа (в частности, с учетом ч. 5 ст. 22 Федерального закона). В качестве примера таких актов можно назвать следующие: предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; акты, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП (протоколы об административных правонарушениях; постановления и определения по делу об административных правонарушениях). Интересно отметить, что некоторые из этих актов могут принимать и агенты валютного контроля. На основании п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях могут составлять должностные лица агентов валютного контроля. Что же касается Банка России, то он при осуществлении валютного контроля может принимать как нормативные, так и ненормативные акты. Примером нормативного акта в этом случае является Положение Банка России от 1 июня 2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Во втором случае, так же как и Росфиннадзор, Банк России может выносить предписания об устранении правонарушений, совершаемых кредитными организациями и валютными биржами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: