Правовые основы защиты государственной тайны

Одним из основных[56] законов, регулирующих отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5484-1[57] «О государственной тайне» (в дальнейшем - закон о гостайне).

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Содержание принципов
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям закона* и законодательства о государственной тайне Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
1. О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях. 2. О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности. 3. О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям. 4. О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. 5. О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации. 6. О состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации. 7. О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, представляет совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Причем, этот перечень может изменяться, так, например, Указом Президента РФ № 90 от 17.02.06 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» были внесены изменения.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Перечень сведений подлежит изменению. Так, например, указом Президента РФ № 90 от 17.02.06 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

Системой защиты государственной тайны называется совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. К органам защиты государственной тайны относятся:

А) межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

Б) федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (уполномоченные):

· в области обеспечения безопасности,

· в области обороны,

· в области внешней разведки,

· в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

В) органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Допуск к государственной тайне – процедура[58] оформления права граждан на доступ* к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

По степени секретности (соответствующие этим степеням грифы секретности): все сведения подразделяются на три категории:

Сведения «особой важности» Сведения «совершенно секретные» Сведения «секретные»
сведения, разглашение которых нанесет ущерб интересам РФ в одной или нескольких областях: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности сведения из тех же областей, разглашение которых нанесет ущерб интересам одного ведомства или одной отрасли экономики все остальные сведения, составляющие государственную тайну
Срок неразглашения государственной тайны – 30 лет. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом «О государственной тайне»

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

· взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну;

· изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Рассекречивание сведений и их носителей – снятие ранее (прежде) введенных в законном порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

· принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

· согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с законом;

· письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

· определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законом;

· ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

· принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Постановлением Правительства РФ утвержден Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне, являющийся приложением к трудовому договору, и Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 утверждено Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны, например статьями 275,[59] 276,[60] 283,[61] 284[62] предусмотрены следующие меры наказания:

За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены – установлено наказание в виде ареста на срок от 4 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. При утрате документов, содержащих государственную тайну, если это произошло по неосторожности и привело к наступлению тяжких последствий, установлено наказание, связанное с ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

14.3. Правовые основы защиты коммерческой
и служебной тайны и персональных данных гражданин.(2009)

В соответствии со статьей 139 ГК РФ информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, является одним из объектов гражданских прав, но правовой защите подлежит только та информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» определяет термин «коммерческая тайна» как конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом, из информации выделяется определенная информация с наличием обязательных признаков (элементов), относящихся к коммерческой (служебной) тайне:

· информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

· отсутствие свободного доступа к информации на законном основании;

· обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В некоторых случаях содержание коммерческой и служебной тайн может совпадать, критерием разграничения является различие в субъектном составе, т. е. в чье распоряжение (собственность) поступили данные сведения. Например, в зависимости от субъектного состава фактическое содержание информации может быть: коммерческой, служебной, нотариальной, банковской, государственной тайной[63].

А) Федеральный закон «О коммерческой тайне» регулирует следующие отношения: · связанные с отнесением информации к коммерческой тайне; · передачей информации; · охраной конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; · определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Особенности применения закона; · распространение на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована; · нераспространение на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне
Б) Основные понятия, используемые законодателем в области защиты коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне»)
коммерческая тайна; информация, составляющая коммерческую тайну; режим коммерческой тайны; обладатель информации, составляющей коммерческую тайну доступ к информации, составляющей коммерческую тайну передача информации, составляющей коммерческую тайну; контрагент; предоставление информации, составляющей коммерческую тайну; разглашение информации, составляющей коммерческую тайну
В) Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя, может быть получена различными способами
Законный способ получения информации, составляющей коммерческую тайну Незаконный способ получения информации, составляющей коммерческую тайну
· если информация, самостоятельно получена лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо; · если информация, составляющая коммерческую тайну, получена от ее обладателя на основании договора или другом законном основании · если получение информации осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации; · если получающее информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания
· Законом строго регламентирован перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5 закона) – т. е. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не могут устанавливать правовые, организационные, технические и иные меры по охране этих сведений. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений закона. Г) Особенности правовой регламентации обладателя информации, составляющей коммерческую тайну
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет определенные права и обязанности. Права возникают с момента установления режима коммерческой тайны. Информация получена обладателем: · в рамках трудовых отношений: Обладателем является работодатель. ЕСЛИ работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя получен результат, способный к правовой охране, в качестве, например, программы для электронных вычислительных машин или базы данных, то отношения регулируются в соответствии законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. · в рамках выполнения государственного контракта для государственных нужд Таким образом, законодатель устанавливает два ограничения на право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться коммерческой информацией: - информация может быть отнесена к государственной тайне, - информация включена в перечень сведений, который не может оставлять коммерческую тайну 1. Предоставляет на безвозмездной основе информацию по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления. На документах должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Ст. 7 ФЗ «О коммерческой тайне» предусматривает следующие права обладателя: 1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с законом и гражданско-правовым договором; 2) использовать информацию, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству РФ; 3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации; 4) вводить в гражданский оборот информацию на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации; 5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности; 6) требовать от лиц, получивших доступ к информации в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации; 7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав
Ответственность за нарушение законодательства о коммерческой и служебной тайне – влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 14 закона). Например: - за нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность в соответствии со ст. 13.12 – 13.14 КоАП РФ; - ст. 183 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну; Ст. 81 Трудового кодекса РФ предусматривает прекращение трудового договора за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей

Особенности регулирования персональных данных предусмотрены Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О персональных данных[64]"

Ø Цель данного закона - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных даннных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Ø Данный закон предусматривает регулирование отношений, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизацииили без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Ø Данный закон не распространяется на отношения, возникающие при:

а) обработке персональных даннных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных даннных;

б) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональных даннных документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

в) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; г) обработке персональных даннных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Ø Данный закон использует следующие основные понятия: персональные даннные; оператор; обработка персональныхданнных; распространение персональных данных; использование персональных данных; блокирование персональных данных; уничтожение персональных данных; обезличивание персональных данных; информационная система персональных данных; конфиденциальность персональных данных; трансграничная передача персональных данных; общедоступные персональные данные.

Так, например, информационные системы персональных данных, созданные до 2007 должны быть приведены в соответствие с требованиями закона не позднее 1 января 2010 года. При этом операторы, которые осуществляют обработку персональных данных и продолжают осуществлять такую обработку обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, позднее 1 января 2008 года. Так, например, в Управление Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уведомление об обработке персональных данных можно передать и в электронной форме. Подавать такие документы обязаны государственные и муниципальные органы, юридические и физические лица, осуществляющее обработку персональных данных (образовательные учреждения, ЖСК и ТСЖ, туристические фирмы, учреждения здравоохранения и др.). При этом не все обязаны извещать ведомство об обработке персональных данных. Исключения предусмотрены в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 27.07.06 152-ФЗ «О персональных данных». С октября 2009 г начал работу портал персональных данных (www. pd. rsoc.ru)., где размещена электронная форма уведомления, которую можно заполнить и распечатать для последующей отправки по почте в Роскомнадзор. При этом информация электронной формы уведомления одновременно передается в уполномоченный орган по открытым каналам связи через Интернет.


[1] Степанова Т.А. Основы права, М., 2002. С. 8.

[2] Степанова Т.А. Основы права, М., 2002. С. 18.

* Существуют следующие современные теории сущности права: нормативисткая, социологическая, теория солидаризма, либертаная и этическая теории.

[3] Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. М., 2001.

[4] Хрестоматия – см. примеры источников международного права.

* Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

[5] Федеральным конституционным законом от 14.10.2005 N 6-ФКЗ установлено, что с 1 января 2007 года образуется новый субъект Российской Федерации – Красноярский край – в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (статья 1), которые прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2007 года (статья 4).

[6] Референдум – это голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Отличительной чертой референдума является его обязательность для всех субъектов права.

[7] В дальнейшем именуемая Концепции.

[8] Изменения в ГК РФ 2005 г.

[9] Наследование – понятие, см. хрестоматию.

[11] Гражданский кодекс РФ часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 02.12.2004).

[12] Вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.

[13] Изложение гражданином последней воли в простой письменной форме признается его завещанием, если завещатель в присутствии двух свидетелей собственноручно написал и подписал документ, из содержания которого следует, что он представляет собой завещание.

[14] В науке семейного права высказана точка зрения о том, что существенных различий между предметом гражданского и семейного права существенных различий нет или выявить их невозможно, поэтому не требуется правовое обособление в рамках самостоятельной отрасли. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – 2 изд. – М, 1999. – С. 31.

[15] Например, ст. 38, 72 Конституции РФ.

[16] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 28.12.2004).

[17] Гл.25 НК РФ - размеры госпошлины (см. хрестоматию).

* Статья 11.СК Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

[18] Ст. 13 СК РФ предусматривает виды брачных возраста: 18 лет, 16 лет до 16 лет.

[19] Ст. 19-23 СК РФ.

* Фиктивный брак – это, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью (ст. 27 СК РФ).

** Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

*** Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

* К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

[20] Ст. 45 СК РФ предусматривает, что взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов.

[21] Глава 15 СК РФ.

[22] Хрестоматия ст. 5.35 КОАП.

* Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

[23] Ст. 54-58 СК РФ.

[24] В дальнейшем сокращенно для пособия ТК РФ.

[25] В хрестоматии приводится список нормативных актов, регулирующих применение труда иностранной рабочей силы.

[26] Примечание: работодатель – физическое лицо записи в трудовую книжку не заносит.

* то есть в рамках самой системы исполнительной власти применяются соответствующие меры защиты, например, приостановление или отмена незаконных актов управления.

** ст. 46 Конституции РФ – каждому гарантируется судебная защита его прав или свобод; решения и действия (бездействие) органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

*** ст. 85 Конституции РФ указывает, что Президент РФ может использовать различные согласительные процедуры для разрешения разногласий, например, между органами госвласти РФ и органами госвласти субъектов РФ.

[27] См. хрестоматию – статья Д. Н. Бахрах. Источники административного права РФ // Административное право. М., 1993. С. 15-16.

[28] Перечень изменения и редакции КоАП РФ — см. в хрестоматии.

[29] Ст. 2.2 КоАП РФ.

Умышленно, то есть если лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

[30] Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

[31] См. хрестоматию

[32] Постановления (разъяснения) Пленумов ВВС Они раскрывают лишь сущность и смысл уголовно-правовых норм, содержащихся в уголовном законе, но не создают новых норм.

* УК РФ основывается на указанных источниках.

[33] В хрестоматии дан перечень ФЗ – в редакциях УК РФ.

[34] Признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено УК РФ.

* По общему правилу, уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось уже 16 лет. За отдельные виды преступлений возможно наступление уголовной ответственности с 14-ти лет (например, преступления против жизни, собственности, общественной безопасности).

* Мотив преступления – это осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении правонарушения.

** Цель – это модель противоправного результата, к достижению которого стремится виновный в совершении деяния.

[35] Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

[36] С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

[37] В результате распада СССР, появились новые государства, и это в какой-то мере существенно затруднило принятие соответствующих мер в области охраны окружающей среды на территории бывшего Союза. Особенность данной ситуации в том, что ряд экологических проблем, из внутригосударственных, приобрел международный характер и потребовал координации усилий всех государств – участников СНГ. Кроме этого, границы природоохранных объектов не всегда совпадают с границами государств, а сами эти объекты порой располагаются на территории нескольких государств. Например, такой природоохранительный объект - как Беловежская Пуща (расположен на территории четырех государств – России, Беларуси, Польши и Украины). Соответственно указанные государства должны принимать совместные меры для обеспечения надлежащей международно-правовой охраны этого природного памятника.

[38] Например, Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2004, с изм. от 31.12.2005) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) (с изм. и доп., вступившими в силу с 05.01.2005) – см. хрестоматию.

[39] Структура закона приведена в хрестоматии по теме.

* Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

** Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

[40] «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 27.12.2005).

*** Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

* Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

** Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

*** Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

[41] Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2005) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

[42] Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 21.07.2005) «О банках и банковской деятельности».

[43] Например, «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 05.12.2002 N 205-П) (ред. от 11.04.2005).

[44] Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2005) «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003).

* Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

[45] Пункт 9 ст. 1 «Закон о валютном регулировании и валютном контроле».

[46] ФЗ от 30.12.08 № 310-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ С БЮДЖЕТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[47] Федеральный закон от 27.10.2008 N 175-ФЗ с изм и доп.

[48] Отдельные правила об информации содержатся в частности, в Федеральном законе от 10 января 2002 г № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

[49] Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 04.11.1995 N 163-ФЗ, вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества независимых государств», утв. 24.09.1993).

[50] См. хрестоматию.

[51] По невыделенным терминам из закона ст. всплывающие ссылки по терминам.

[52] Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 23.09.2005) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».

[53] Например, Росстат обеспечивает пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг, а также выполняет функции администратора доходов федерального бюджета от оказания информационных услуг (Постановление Правительства РФ от 27.05.2006 N 323).

[54] Постановление от 30 сентября 2005 г № 1493 «Об утверждении Положения о порядке учета и регистрации государственных информационных ресурсов и информационных систем Санкт- Петербурга».

[55] Например, ст. 13.11-13.20 (КоАП РФ).

[56] В том числе: Конституция РФ, Федеральный закон от 31.05.96 № 61-фз (в ред. от 26.12.05) «Об обороне» и др.

[57] В ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.03 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.04 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ.

[58] Данные нормативные акты рекомендуется ознакомиться для студентов. Обучающихся по специальности АУ

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 N 509, от 30.04.1997 N 513, от 29.07.1998 N 854, от 03.10.2002 N 731,от 17.12.2004 N 807) утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Приказ Минюста РФ от 04.02.2005 N 10 «Об утверждении Инструкции по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих».

* Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

[59] Ст. 275 УК РФ – Государственная измена.

[60] Ст. 276 УК РФ – Шпионаж.

[61] Ст. 283 УК РФ – Разглашение государственной тайны.

[62] Ст. 284 УК РФ - Утрата документов, содержащих государственную тайну.

[63] Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О кредитных историях» Статья 17. Соблюдение коммерческой, служебной, банковской, налоговой тайны должностными лицами уполномоченного государственного органа.

Должностные лица уполномоченного государственного органа не вправе использовать иначе, чем в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и разглашать в какой-либо форме информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую, налоговую тайну бюро кредитных историй.

[64] Персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: