Прочитайте отрывок из воспоминаний членаПолитбюро ЦК КПСС К. Т. Мазурова

Тема 11

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях

Замедления темпов экономического роста

 

Часть А

 

A1. Управленческий аппарат с отставкой Н. С. Хрущева в ка­честве главного лозунга выдвинул идею

1) борьбы с коррупцией

2) стабильности кадров

3) разделение властей и высших постов в партии и государстве

4) возврата управления экономикой через совнархозы

 

А 2. Не относится к периоду «застоя»

1) ликвидация совнархозов и воссоздание министерств

2) значительное увеличение числа управленцев

3) реабилитация Н. И. Бухарина и других «правых уклонистов»

4) достижение среднего возраста высшего руководства совет­ского государства 70-летнего рубежа

 

A3 Все новации в партийной жизни, принятые при Н С Хрущеве, были отменены

1) в октябре 1964 г. 2) на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС
3) постепенно в течение 1964 - 1965 гг 4) на ХХШ съезде КПСС

 

А 4. Л.И.Брежнев в своей работе использовал такие аппаратные приемы, как

А. принятие решений узким кругом лиц

Б. постоянная перестановка кадров

В. отмена системы льгот и привилегий для номенклатуры

Г. свертывание критики и самокритики

Д. отторжение любой точки зрения, не совпадающей с гене­ральной линией партии

1.АБВ 2.БГД З.БВГ 4. АГД

 

А5. Экономическая реформа А. Н. Косыгина проводилась в СССР в

1) 1956- 1960 гг. 2) 1964- 1965 гг. 3) 1965- 1970 гг. 4) 1970-1982 гг.

 

А6. Советско-американское соглашение о контроле над стра­тегическими вооружениями и ограничении систем противоракетной обороны в 1972 г. подписали

1) Л. И. Брежнев и Р. Никсон 2) Л. И. Брежнев и Д. Кеннеди

3) Ю. В. Андропов и Р. Рейган 4) К. У. Черненко и Г. Трумэн

 

А7. Какое событие означало окончание процесса разрядки меж­дународной напряженности в 1970-е гг.?

1) ввод войск ОВД в Чехословакию 2) ввод советских войск в Афганистан

3) война в Корее 4) война во Вьетнаме

 

А8. Решительный курс на укрепление производственной и об­щественной дисциплины в СССР в 1980-е гг. проводил

1) Л. И. Брежнев 2) Ю. В. Андропов 3) К. У. Черненко 4) М. С. Горбачев

 

А9. Результатом процесса разрядки международной напряжен­ности в 1970-е гг. было

1) установление сотрудничества СССР и НАТО

2) прекращение вооруженных конфликтов

3) принятие резолюции ООН об уничтожении ядерного оружия

4) проведение в г. Хельсинки Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе

 

А10. Характерными чертами политической системы СССР в 1970-е - середине 1980-х гг. были

A. отказ от критики культа личности С. В. Сталина

Б. отсутствие оппозиционных настроений в обществе

B. рост и укрепление партийного аппарата

Г. ослабление руководящей роли КПСС в обществе

Д. стремление сохранить политическую стабильность

1.АБВ 2.АВД 3. БГД 4.АБГ

 

А11.Термин «мафия» применительно к советской действитель­ности впервые появился в прессе в

1) 1964 г. 2) 1975 г. 3) 1982 г. 4) 1983 г.

 

А12. Прочитайте краткие биографические данные одного из ру­ководителей СССР и определите, о ком идет речь.

«В годы Гражданской войны служил в Красной Армии. В 1940 - 1946 гг. — заместитель Председателя СНКСССР, в годы Ве­ликой Отечественной войны руководил процессом эвакуации пред­приятий на восток и созданием там новой промышленной базы. Зани­мал посты министра финансов, легкой и пищевой промышленности, председателя Госплана СССР В 1964 — 1980 гг. являлся Председате­лем Совета министров».

1) А. Н. Косыгин 2) А. А. Громыко 3) Ю. В. Андропов 4) К. У. Черненко

 

А13. В 1975 г. был подписан международный документ

1) заключительный акт Совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе

2) Всеобщая декларация прав человека

3) договор об ограничении наступательных вооружений

4) договор об ограничении стратегических вооружений

 

А14. Один из результатов проведения консервативного курса ру­ководства СССР в 1970-е — начале 1980-х гг. —

1) массовые забастовки рабочих2) усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата

3) депортация ряда народов4) возникновение межнациональных конфликтов

 

А15. Причинами неудач экономических реформ в СССР середины 1960-х гг. являлись

A. приоритет идеологии над экономикой, реформы не затронули основ экономического базиса советской системы

Б. отсутствие поддержки со стороны партийного руководства

B. противоречия между директивным ведомственным управлением и элементами самостоятельности предприятий

Г. ухудшение демографической ситуации

Д. резкое удорожание добычи полезных ископаемых

1.АБВ 2.АВД 3. БГД 4. АБГ

:

А16. Какое событие произошло раньше других?

1) Олимпийские игры в Москве

2) вооруженные столкновения на советско-китайской границе

3) принятие новой Конституции СССР

4) осуществление советско-американского полета в космос попрограмме «Союз—Аполлон»

 

А17. Прочитайте отрывок и определите, о каком событии в исто­рии СССР в нем говорится.

«В 1978 г. в результате Апрельской революции к власти пришли коммунисты. Главой правительства стал Тараки, которого уже в 1979 г. сместил его соратник Амин. Оба неоднократно обращались за помо­щью к СССР для укрепления власти победившей партии. Советское руководство принимает решение сместить Амина, установившего в стране террористический авторитарный режим. В ночь на 28 декабря 1979 г. советский десант штурмом взял президентский дворец, здание МВД и другие важнейшие стратегические объекты Кабула. Партию возглавил БабракКармаль, скрывавшийся от репрессий сначала в Чехословакии, а потом в СССР Генеральная Ассамблея ООН потре­бовала вывести «иностранные войска» из республики».

1) война во Вьетнаме 2) арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке

3) ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан 4).события в Эфиопии

 

А18. К экономическим реформам 1965 г. в сельском хозяйстве не относится

1) уменьшение плана обязательных поставок зерна

2) отмена ограничений в отношении личных подсобных хо­зяйств

3) укрепление материально-технической базы сельского хо­зяйства

4) отмена гарантированной оплаты труда колхозников

 

А19. Одной из причин возникновения диссидентского движения в СССР в период брежневского застоя был (о)

1) подавление массовых антиправительственных демонстра­ций

2) подавление национальных движений в союзных советских республиках

3) отказ руководства от продолжения начатых при Н. С. Хрущеве демократических реформ

4) расширение культурных связей со странами Запада

 

А20. Итогами развития социальной и культурной сфер в СССР к середине 1980-х гг. являются

A. сокращение финансирования социальной сферы, товарныйголод

Б. ужесточение идеологического диктата, идейная реабилита­ция сталинизма

B. решение демографической проблемы, приток молодежи всело

Г. неверие общества в возможность перемен, недоверие квласти, привычка жить по двойным стандартам

Д. официальное признание существования двух культур

1.АБВ 2. ГВД З.АБГ 4. БГД

 

A2I. К событиям, означавшим переход от разрядки международ­ной напряженности к конфронтации, не относится

1) принятие Программы мира

2) начало развертывания советских ракет средней дальности

3) вмешательство СССР во внутренние дела ЧССР

4) широкомасштабная помощь СССР арабским странамБлижнего Востока

 

А22. «Застой» в экономике в конце 1970-х — начале 1980-х гг. проявлялся в

A. росте зависимости страны от ввоза сельскохозяйственнойпродукции из-за рубежа

Б. увеличении затрат ресурсов на выпуск единицы продукции

B. выдвижении лозунга «Экономика должна быть экономной»
Г. введении карточной системы распределения части аграрнойпродукции

Д. широкомасштабной борьбе с приписками и мнимым обнов­лением ассортимента выпускаемой продукции

1.АБВ 2. БВД З.АБГ 4. ВГД

 

А23. Прочитайте краткие биографические данные и определите, о ком из советских государственных деятелей идет речь.

«Видный партийный и государственный деятель, доктор экономи­ческих наук. Дважды Герой Социалистического Труда. С 1939 г. — на дипломатической работе. С 1983 г. — одновременно первый замес­титель Председателя Совета Министров СССР, координирующий внешнеполитические вопросы. Из-за своей подозрительности в от­ношении любых мирных предложений стран Запада заслужил у зару­бежных партнеров прозвище «Мистер нет».

1) Н.А. Булганин 2) Н. В. Подгорный3) Д. Ф. Устинов 4) А. А. Громыко

 

А24. В 1983 г. программа стратегической оборонной инициативы (СОИ) была принята в

1) США 2) СССР 3) Китае 4) Иране

 

А25. Кто из деятелей культуры был вынужден покинуть родину в 1970- 1980-е гг.?

1) B.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава, В.А.Солоухин2) C.Т.Коненков, Л.М.Леонов, И.С.Козловский
3) С.И.Ростоцкий, С.А.Герасимов, Ю.П.Любимов4) И.А.Бродский, М.Л.Ростропович, Г.П.Вишневская

 

А26. Не относится к характерным чертам социального развития СССР в середине 1970-х - середине 1980-х гг.

1) создание системы материального стимулирования труда ра­бочих и колхозников

2) рост удельного веса людей со средним и высшим образова­нием

3) увеличение количества семей, живущих в отдельных квар­тирах

4) уравнительные тенденции в системе оплаты труда

 

А27. Концепция развитого социализма была призвана решить следующие задачи

A. обновить политический и общественный строй на подлиннодемократических принципах

Б. «примирить» фундаментальные положения марксистско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма

B. обосновать отход от прежних амбициозных проектов к более спокойному, стабильному развитию

Г. возродить частный сектор через кооперацию и отказаться от государственной монополии внешней торговли

Д. формировать у трудящихся веру в чудотворные возможнос­ти советского строя

1.АБВ 2. БВД 3. ГВД 4. АБД

 

А28. Советско-американский договор ОСВ-2 был подписан в

1) 1975 г. 2) 1979 г. 3) 1982 г. 4) 1984 г.

 

А29. Ударной комсомольской стройкой в 1970— 1980-е гг. был (а)

1) Беломоро-Балтийский канал 2) Горьковский автомобильный завод

3) Байкало-Амурская магистраль 4) Волжский автомобильный завод

 

АЗО. Понятие «экология культуры», связанное с осуществлени­ем задачи бережного сохранения окружающей человека среды и па­мятников культуры, связано с именем

1) А. А. Галича 2) В. Г. Распутина 3) Д. С. Лихачева 4) А. П. Платонова

 

Часть В

 

В1. Установите соответствие между датами и фактами из исто­рии диссидентского движения в СССР

1. 1965—1972 гг. А. деятельность Хельсинской группы; процессы над Ю. Орловым, А. Марченко; ссылка А. Д. Сахарова в г. Горький
2. 1973—1974 гг. Б. процесс над П. Якиром и В. Красиным
3. 1974—1975 гг. В. деятельность А. Д. Синявского, Ю. М. Даниэ­ля и др.; начало кампании против А. Д. Сахаро­ва и А. И. Солженицына
4. 1976—1981 гг. Г. высылка А. И. Солженицына из страны; образование советского отделения Междуна­родной амнистии; присуждение Нобелевской премии А. Д. Сахарову
  Д. формирование нового органа власти — Совета народных депутатов, начало складывания по­литической оппозиции

 

В2. Прочитайте отрывок и определите имя руководителя СССР, о котором в нем говорится.

«Он привнес в идею развитого социализма отражение некоторых реальностей, признал существование противоречий в обществе, в том числе и национальных. Разрешение противоречий должно было идти за счет «наведения порядка» (и в стране началась борьба с на­рушителями дисциплины, были сняты с должностей некоторые оди­озные фигуры, злоупотреблявшие своим положением и замешанные в коррупции) и за счет ускорения НТП. Таким образом, в противовес «залакированному» представлению о бесконфликтном развитии об­щества выдвигается идея дальнейшего совершенствования развитого социализма».

 

ВЗ. Установите соответствие между фамилиями советских руко­водителей и концепциями, идеями, которые они выдвигали.

I. И.В.Сталин А. концепция «развитого социализма»
2. Н. С. Хрущев Б. тезис об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма
3. Л. И. Брежнев В. программа радикальных рыночных отноше­ний
4. Ю. В. Андропов Г. программа построения коммунизма в СССР
  Д. идея борьбы со взяточничеством, хищения­ми и коррупцией

 

В4. Прочитайте отрывок из книги Ф. Бурлацкого «Вожди и совет­ники» и определите, о ком из руководителей СССР в нем говорится.

«На (него) власть свалилась, как подарок судьбы. Он получил власть так плавно, как будто кто-то долго загодя примерял шапку Мо­номаха на разные головы и остановился именно на этой. И пришлась она ему... так впору, что носил он ее восемнадцать лет без всяких стра­хов, катаклизмов и конфликтов. И непосредственно окружавшие его люди жаждали только одного: чтобы жил этот человек вечно — так хорошо им было. Самая драматическая проблема... состояла в том, что (он) был совершенно не подготовлен к той роли, которая неожи­данно выпала на его долю. Сама его некомпетентность была благом: она открывала широкие возможности для работников аппарата...».

 

В5. Прочитайте отрывок из официального документа и напиши­те, какое название получил период советской истории, охарактеризо­ванный в отрывке.

«По сути дела, возникла целая система ослабления экономических инструментов власти, образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития, сдерживания прогрессивных преобразований, позволяющих раскрыть и использовать преимущес­тва социализма... Темпы прироста национального дохода за последние три пятилетия уменьшились более чем вдвое. Планы по большинству показателей с начала 70-х гг. не выполнялись. Экономика в целом стала маловосприимчивой к нововведениям, неповоротливой, качес тво значительной части продукции перестало соответствовать совре­менным требованиям, обострились диспропорции в производстве».

 

В6. Расположите события в хронологической последователь­ности.

1)«бульдозерная выставка» в Москве

2) принятие Десятого пятилетнего плана развития народногохозяйства СССР

3) подписание Соглашения СССР, США, Великобритании иФранции по Западному Берлину

4) советско-китайский вооруженный конфликт близ островаДаманский на р. Уссури

 

В7.Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и родом их деятельности.

1. В. М. Шукшин А. кинорежиссер
2. А. Ю. Герман Б. скульптор
3. И. С. Глазунов В. музыкант
4. Э. Неизвестный Г. актер, режиссер
  Д. художник

В8. Установите соответствие между терминами и их определениями.

1. Ресталинизация А. экономические процессы, которые не афи­шируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обще­ством, не фиксируются официальной госу­дарственной статистикой
2. Теневая экономика Б. снижение уровня развития экономики и ее постепенное угасание под влиянием нега­тивных факторов, оказывающих как пря­мое, так и косвенное воздействие на про­цессы, которые а ней происходят
3. Стагнация В. процесс, означающий реабилитацию Ста­лина и сталинизма, возврат к основным положениям его внутренней и внешней по­литики
4.Теория конвергенции Г. системная целостность людей с негатив­ным мироощущением
  Д. теория, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалисти­ческой системами постепенно сглажива­ются, что приведет, в конечном счете, к их слиянию
     

 

В9. Прочитайте отрывок из статьи Г. Свирского и определите, о каком явлении в истории развития духовной жизни советского народа в нем говорится.

«... Она началась исподволь и оказалась неуязвимой и всепрони­кающей. На плечах чудом выживших лагерников в жизнь вошел не только лагерный сленг, но и стихи, и песни. Дошла до нас и безыскус­ственная, настоянная на фольклоре песня «Воркута — Ленинград». Выжила и песня-проклятие ГУЛАГу поэта-лагерника, погибшего в ла­герях, «Ванинский порт». Таких песен было много. Они стали запевом, дали «настрой» и молодой поэзии, и непуганым юным исполнителям, вооруженным гитарой, — они настраивались на тональность лагерной правды, как на камертон... Отнюдь не всегда поэзия была им близка тематически, но она была неизменно правдивой..., вымывала ложь казенного благополучия. Песня переставала быть сентиментальным вздохом или пропагандой. Это был стихийный полуосознанный протест юности против пустоты радиопесен, против бездуховного существова­ния. У песни еще не было лидеров. Первым начал выделяться Булат Окуджава. Прошло всего два-три года после первого выступления Булата Окуджавы, и его песни полонили Россию. Это был беспреце­дентный прорыв сквозь цензурный бетон. Сперва песни Окуджавы, затем Галича, позднее — Высоцкого и других, — зазвучали адощатых бараках общежитий, на строительствах и лесоповалах, где никогда не раскрывали сборники стихов. В местах, куда книга и не доходит».

 
 


В10. Прочитайте отрывок и определите фамилию известного де­ятеля искусства и культуры, о котором в нем говорится.

«Он работал одновременно в поле подцензурной культуры (был артистом Театра на Таганке, снимался в кино и писал тексты песен для кинофильмов и спектаклей) и культуры неофициальной. С его поэтическим творчеством прочно ассоциируется образ «эпохи разви­того социализма». Глубоко демократическое его творчество было по­пулярно в самых разных слоях. Его тематические циклы посвящены памяти войны, спорту, быту, друзьям, любви, людям, избравшим це­лью жизни преодоление трудностей и борьбу со стихией... Советские реалии 1970-х гг. переданы с помощью узнаваемых метафор, за ними угадывается понятный всем социальный подтекст. Для многих увле­чение его творчеством стало формой гражданского самовыражения и критического осмысления действительности, протестом против бы­тового и идейного конформизма. При жизни стихи поэта практически не издавались и тиражировались в виде магнитофонных записей его выступлений перед небольшими аудиториями слушателей в клубах и НИИ».

 

Часть С

 

Прочитайте отрывок из воспоминаний членаПолитбюро ЦК КПСС К. Т. Мазурова

и ответьте на вопросы С1 — СЗ.

«По результатам встречи составили записку для руководителей братских партий. Они постоянно звонили, предлагали решения. На самых жестких шагах настаивали Ульбрахт и Гомулко (руководители ГДР и Польши). Несмотря на нюансы, общая позиция была единой: надо вмешиваться.

Трудно было представить, что у наших границ появится буржуаз­ная парламентская республика, наводненная немцами ФРГ, а вслед за ними американцами. Это никак не отвечало интересам Варшавского Договора. Последнюю неделю перед вводом войск члены Политбю­ро почти не спали, не уезжали домой: по сообщениям,... ожидался контрреволюционный переворот. Прибалтийский и Белорусский во­енные округа были приведены в состояние готовности номер один. В ночь с 20 на 21 августа снова собрались на заседание. Брежнев ска­зал: «Будем вводить войска...».

С1. Когда произошли описываемые события? С какой страной они были связаны? Назовите государства, являвшиеся основными участниками этих событий.

С2. Какие внутренние процессы происходили в этой стране? Ка­ково их образное название? Какие явления в жизни СССР 1950-х гг. стали толчком для этих процессов?

СЗ. Каковы были результаты и последствия предпринятых дейс­твий? Как отреагировало советское общество на действия государств Варшавского Договора? Приведите примеры подобных шагов Совет­ского Союза в отношении соседних государств.

 

С4. Сравните основные идеи и деятельность шестидесятников и диссидентов в 1960-е — 1980-е гг. в СССР Ответ запишите в форме таблицы.

 

С5. Как правило, Л. И. Брежнева оценивают как ограниченного и несамостоятельного руководителя, при котором страна скатилась в пучину «застоя». Какие существуют альтернативные точки зрения по поводу «брежневской эпохи»? Приведите аргументы в поддержку выбранной вами точки зрения.

 

Сб. В конце 1960-х гг. произошел фактический отказ от про­ведения экономической реформы 1965 г. Какие возможности эко­номического развития существовали в тот период? В чем состояли причины экономических трудностей 1970-х — первой половины 1980-х гг.? Приведите не менее трех причин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: