Особенности кривой спроса монополиста

Основное отличие в поведении совершенного конкурента и чистого монополиста обусловлено характером кривых спроса.

1. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, т.е. она принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема.

Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом всех потребителей своего товара, и в этом смысле к ривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон.

2. Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). (Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов.):

AR=TR/Q=PQ/Q=P,

AR(Q)=P(Q).

3. Вследствие убывающего характера кривой спроса- AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом значении Q >0.

Докажем это утверждение.

Пусть цена зависит от величины спроса (обратная функция спроса), т.е. P=P(Q);

TR=Р*Q=P(Q)*Q - общий доход по определению;

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ - предельный доход по определению.

Используем стандартную формулу (uv)'=u'v+uv', и перепишем уравнение предельного дохода:

(Q).

Поскольку в условиях несовершенной монополии, крайним случаем которой является чистая монополия, кривая спроса будет убывающей, то производная Р`(Q)= , и следовательно, предельный доход меньше цены (МR<P) для любого Q >0.

Экономический смысл этого неравенства заключается в том, что при убывающей кривой спроса монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. Изменение его общего дохода (другими словами, его предельный доход) при увеличении продаж с Q=n до Q=n+ 1 будет равен новой, сниженной цене минус потери в доходе от продажи всех дополнительных n единиц товара:

MRn+ 1 =Pn+ 1 - (Pn - Pn+ 1 )Qn,

где MRn+ 1- доход от реализации n+ 1 единиц товара;

Pn, Pn+1 - цены реализации n и n+ 1 единиц товара;

Qn - объем реализации в размере n единиц.

Поскольку Рn- Pn+ 1>0 (цена сокращается по мере увеличения объема продаж),

MRn+ 1 <Pn+ 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: