Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает исследование предельных выгод всех потребителей блага. Но потребители знают, что получение выгод возможно и без участия в возмещении издержек производства благ, так как предоставление блага одному потребителю не препятствует получение этого блага другому. Это обусловливает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественного блага. Суть проблемы безбилетника в том, что, стремясь получить выгоду за счет других пользователей, они занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что, в свою очередь, приводит к более низкому, по сравнению с эффективным, спросу и объему производства блага.
Возможности рынка в предоставлении общественных благ предполагает предоставление их частным сектором, а финансирование производства — подключением следующих рыночных механизмов:
1. исключение безбилетника ограничением доступа к потреблению блага (введение абонентной платы, продажа билетов, введение платы в отношении перегружаемых благ, заключение частных контрактов в отношении благ совместного пользования, например при внесении взносов на благоустройство в рамках товарищества, создание особых организаций по совместному использованию благ, предполагающее членство и взносы, и др.);
|
|
2. взаимообусловленное финансирование в форме продажи в едином пакете исключаемого и неисключаемого блага (в цене радио- и телеприемников учтено финансирование радио- и телевещания, финансирование общественного телевидения платой за рекламные объявления, и др.);
3. добровольные пожертвования граждан и организаций.
Таким образом, использование ценового механизма способствует росту эффективности производства общественных благ.
Предоставление общественных благ государством возникает, когда положительные внешние эффекты не поддаются интернализации, когда круг потребителей обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, когда методы исключения требуют больших издержек либо приводят к значительному, устойчивому недопроизводству блага и уменьшению совокупной полезности.
Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными: от непосредственного производства блага — национальная оборона, пожарная охрана, и др. — до финансирования частного сектора, производящего общественные блага. Источник финансирования — налоговые поступления в бюджет.
Предоставление общественных благ посредством государства не означает автоматического достижения эффективного объема их производства, а применение налогового механизма порождает ряд проблем, решению которых в некоторой степени способствует применение дифференцированной налоговой ставки, учитывающей рост склонности оплаты как возрастающей функции дохода.
|
|
Тема 13. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ.
Вопросы для рассмотрения:
Асимметричность рыночной информации.
Роль рыночных сигналов в преодолении информационной ассиметрии.
Неопределенность как элемент динамики экономического развития.