Асимметричность рыночной информации

Предыдущий анализ рыночного хозяйства предполагал, что субъекты рыночных сделок, принимая решения, действуют рационально, сопоставляют затраты и результаты, и в полной мере информированы о качестве обращающихся на рынке благ и факторов производства. В действительности информация о качестве индивиду либо вообще не доступна, либо ее получение связано со значительными затратами. Такая асимметричность информации о качестве является одной из причин «отказов» рынка.

Пусть существует два товара — хороший и плохой — при одинаковых ценах и внешнем виде, но разных потребительских свойств. Покупатели согласны платить за хороший товар 200, а за плохой — 100 ден. ед., производители же готовы реализовать хороший товар за 180, а плохой за 80 ден. ед. Если бы качество товаров было известно в момент покупки, возникли бы два рынка. На одном рынке хороший товар продавался бы по цене в интервале 180-200 ден. ед., а на другом — плохие товары по цене в интервале 80-100 ден. ед., но поскольку товары неразличимы, производители плохого товара могут продавать его на рынке хорошего. В такой ситуации цена спроса на товар установится в интервале 100-200 ден. ед. Если цена окажется менее 180 ден. ед., хорошие товары исчезнут с рынка, а цена товара со временем установится в интервале 80-100 ден. ед. Такое состояние экономики не является эффективным, поскольку существуют желающие продавать и покупать хорошие товары по цене в интервале 180-200 ден. ед., но взаимовыгодная сделка осуществиться не может.

Появление на рынке плохого товара, не отличающегося по виду от хорошего, создает внешний эффект в виде дезинформации покупателей о качестве товара, и прекращает производство хорошего товара.

Аналогичная ситуация возникает при асимметричной информации в пользу покупателя. Если цена медицинской страховки равна средним затратам лечения одного человека, то повысится спрос на такое страхование со стороны лиц со слабым здоровьем, а, значит, и цена страховки. В результате лица с более крепким здоровьем перестанут страховаться.

Асимметричность информации присутствует и на рынке труда. Поскольку при заключении трудового договора нельзя достоверно установить добросовестность работника, работодатель, чтобы заставить работника усердно трудиться, может установить ставку заработной платы выше равновесной цены труда. Если таким образом поступят все фирмы, возникнет безработица ожидания.

Асимметричность информации дезорганизует и рынок страхования. Если страхование имущества и предусмотрительных и беспечных людей осуществляется по единому тарифу, то предусмотрительные люди, получив страховку, также уменьшают заботу о своем имуществе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: