Литература как искусство слова
При организации деятельности учащихся на данном уроке важно, чтобы теоретический материал учебника обязательно иллюстрировался примерами, которые школьники самостоятельно подбирают и комментируют. Предтекстовое задание и задание 1 после текста помогут учителю спланировать эту деятельность.
Какими способами литература представляет мир
Роды литературы
Данная тема, по существу, актуализирует уже рассмотренное в предыдущих классах. Поэтому целесообразно центром урока сделать дискуссионный вопрос 2 на с. 9. Помним о необходимости проводить дискуссию в соответствии с правилами, следить за правильностью построения учащимися текстов-рассуждений.
Задание «Прочитайте в Интернете…» (с.9) предлагаем учащимся выполнить в форме полноценного доклада только в том случае, если в течение двух предыдущих лет сформировали умение выступать с публичным сообщением и слушать его. В противном случае используем это задание для поэтапного обучения публичному выступлению (см. соответствующие комментарии в пособии для учителя 5 и 6 кл.).
|
|
Эпос как род литературы
Очень важно выполнить предтекстовое задание на с. 9, формирующее речемыслительную культуру учащихся: умение формулировать гипотезу, обобщать, делать выводы.
Гомер. Слово о писателе. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»)
Обратим внимание на работу с постраничными сносками – они помогают погрузиться в историческую атмосферу. Задание «Какие известные произведения…» организует самостоятельную исследовательскую работу (см. об этом соответствующий раздел настоящего пособия).
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба»
Возможныйпедагогическийриск при изучении данного раздела: учащиеся не владеют приёмами изучающего медленного чтения (учитель не уделил должного внимания формированию этой компетенции в 5 и 6 классах), не обладают достаточными историческими знаниями, а следовательно, затрудняются в самостоятельном чтении и понимании произведения достаточно большого объема. Преодоление риска: уделяем особое внимание воссозданию исторической обстановки (используем только активные формы работы: деловую игру, кейс-метод и пр.) и организуем медленное чтение (с опорой на алгоритм подобного чтения, который был подробно рассмотрен, например при изучении «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя в 5 классе). В рабочей тетради представлены вопросы для организации медленного чтения с остановками по главам.
Урок-исследование проводим по заданию «Проанализируйте речь…» на с. 130. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) выбирают учащиеся.