Методические рекомендации по педагогическому проектированию каждого раздела курса

Литература как искусство слова

При организации деятельности учащихся на данном уроке важно, чтобы теоретический материал учебника обязательно иллюстрировался примерами, которые школьники самостоятельно подбирают и комментируют. Предтекстовое задание и задание 1 после текста помогут учителю спланировать эту деятельность.

Какими способами литература представляет мир

Роды литературы

Данная тема, по существу, актуализирует уже рассмотренное в предыдущих классах. Поэтому целесообразно центром урока сделать дискуссионный вопрос 2 на с. 9. Помним о необходимости проводить дискуссию в соответствии с правилами, следить за правильностью построения учащимися текстов-рассуждений.

Задание «Прочитайте в Интернете…» (с.9) предлагаем учащимся выполнить в форме полноценного доклада только в том случае, если в течение двух предыдущих лет сформировали умение выступать с публичным сообщением и слушать его. В противном случае используем это задание для поэтапного обучения публичному выступлению (см. соответствующие комментарии в пособии для учителя 5 и 6 кл.).

Эпос как род литературы

Очень важно выполнить предтекстовое задание на с. 9, формирующее речемыслительную культуру учащихся: умение формулировать гипотезу, обобщать, делать выводы.

Гомер. Слово о писателе. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»)

Обратим внимание на работу с постраничными сносками – они помогают погрузиться в историческую атмосферу. Задание «Какие известные произведения…» организует самостоятельную исследовательскую работу (см. об этом соответствующий раздел настоящего пособия).

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба»

Возможныйпедагогическийриск при изучении данного раздела: учащиеся не владеют приёмами изучающего медленного чтения (учитель не уделил должного внимания формированию этой компетенции в 5 и 6 классах), не обладают достаточными историческими знаниями, а следовательно, затрудняются в самостоятельном чтении и понимании произведения достаточно большого объема. Преодоление риска: уделяем особое внимание воссозданию исторической обстановки (используем только активные формы работы: деловую игру, кейс-метод и пр.) и организуем медленное чтение (с опорой на алгоритм подобного чтения, который был подробно рассмотрен, например при изучении «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя в 5 классе). В рабочей тетради представлены вопросы для организации медленного чтения с остановками по главам.

Урок-исследование проводим по заданию «Проанализируйте речь…» на с. 130. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) выбирают учащиеся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: