Национальный характер. И.С. Тургенев. Слово о писателе

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы»

Продолжаем развивать представления учащихся о соотношении позиций автора и созданного им образа рассказчика (задание стр. 143).

Об организации конференции (задание стр. 159) см. комментарий к изучению стихотворений А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…», «К морю»

В.М. Шукшин. Слово о писателе.Рассказы «Миль пардон, мадам», «Микроскоп»

Задания учебника ориентируют на работу со смыслом названия рассказов (стр. 169, стр. 180). Названия рассказов В.М. Шукшина привлекают своей необычностью, «чужеродностью», несоответствием той обстановке, которая воспроизводится в произведениях. Именно оттолкнувшись от смысла названия, можно осознать идею трудного сосуществования мечты и реальности в сознании героев-«чудиков» Шукшина.

Если позволит время, можно организовать конференцию, круглый стол или монолог-концерт на тему: «Герои-мечтатели в русской литературе»

Проблема бытия. Честь и достоинство

П. Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе»

Задание «Проведите сопоставительный анализ…» (стр. 196) следует выполнять с серьёзной предварительной подготовкой. Необходимо собрать материал (в соответствии с алгоритмом, представленным в задании), систематизировать его в таблице. Обсудить собранный материал; возможно, внести исправления или добавления. После этого проводится сопоставление. Направлением для сравнения должна стать позиция, сформулированная в тексте учебника на стр. 196 (наше отношение к героям и событиям должно зависеть не от личных пристрастий, а от понимания идеи произведений и их главных конфликтов). Подготовительную работу можно проводить в паре или группе. Если эта работа проводится на уроке, необходимо обеспечить возможность использования разных источников информации.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»

Урок-исследование может представлять собой подготовку к написанию статьи в Энциклопедию литературных героев: охарактеризуйте Ивана Васильевича, раскрыв его судьбу, характер, образ мысли, нравственные принципы. Укажите, какую роль играет этот герой в системе образов рассказа. Раскройте, какими средствами создаётся образ Ивана Васильевича. Назовите других героев русской литературы, которые в чём-то близки Ивану Васильевичу. При написании статьи будьте лаконичны, соблюдайте принципы научно-популярного стиля.

Форму работы (индивидуальная/ парная/групповая) в выбирают учащиеся.

М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш»

Вопросы после текста (стр. 238) ориентированы на идейно-композиционное своеобразие рассказа (противопоставление героев). Поэтому можно организовать работу над выполнением заданий 4 – 9 (стр. 238), разделив класс на две группы: одна работает над анализом образа Челкаша, другая – Гаврилы. Обобщениенаблюдений над текстом проводим, выполняя задания 1 –3, 10 – 11 (стр. 238).

Дружба

А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Арион»

Задание «Как вы думаете, что тематически сближает стихотворения…» (стр. 251) обобщает результаты анализа двух текстов. Важно, чтобы учащиеся осознали, что тема дружбы в лирике – «пушкинская» тема. Вспомним, что уже известные нам стихотворения «И.И. Пущину» и «К Чаадаеву» тоже относятся к теме дружбы. Да и в стихотворении «Зимний вечер» няня названа «доброй подружкой». Дружба для Пушкина – воплощение душевной гармонии, источник вдохновения, свободы и жизнеутверждающего начала бытия.

Любовь

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Светлана»

Об организации конференции (задание стр. 258) см. комментарий к изучению стихотворений А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…», «К морю»

 

А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка»

Обратим внимание учащихся на творческое преломление Пушкиным шекспировского сюжета о влюблённых и их враждующих семействах. Задумаемся, какие особенности личности героев предопределили счастливый финал этой истории.

Очень важен вопрос 5 (стр. 276). Кажется, что общего между историей Сильвио в повести «Выстрел» и счастливым финалом повести «Барышня-крестьянка»? В сопоставлении этих произведений проявляется важнейшая для творчества Пушкина идея: счастье в отказе от мести и вражды. Неслучайно в финалах обеих повестей – торжество любви, преодолевшей трудности и трагедии жизни.

А.К. Толстой. Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»

Интересно вместе с учащимися увидеть все приметы «тайны», которой окутано стихотворение: контраст в облике героини (печальная -- весёлая, свирель – бушующее море); неопределённость чувства лирического героя; тревога; случайность и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: