Особенности формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках литературы

ИКТ-компетенции относятся к метапредметным компетенциям, однако их формирование и развитие обусловлено своеобразием литературы как учебного предмета.

ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения. Между преподаванием литературы и формированием ИКТ-компетентности есть некое изначально существующее внутреннее противоречие. Литература – это чтение текстов; ИКТ – это умение работать с символами и знаками. Преодоление этого противоречия достигается за счет формирования и развития главного умения, актуального для постижения литературы, – умения управлять информацией с помощью ИКТ. В 7 классе продолжают развиваться те ИКТ-компетенции, формирование которых было начато в 5 и 6 классах. Напомним: формулировки заданий в учебнике ориентируют учащихся и на выбор наиболее удобного, надёжного, качественного источника информации, что формирует рефлексивные умения, реализует принципы личностно-ориентированного обучения, предупреждает социально-педагогические риски (см. далее).

Под управлением информацией в 7 классе мы понимает решение следующих задач.

Умения, связанные с управлением информацией Примеры заданий
Находить информацию по одному данному запросу Перед чтением текста вспомните, кто та кой хамелеон. При необходимости обратитесь к энциклопедии или Интернету.
Находить информацию по нескольким данным запросам - Посмотрите в энциклопедии или Интернете, что означает греческое слово «апофеоз». - Какое устойчивое сочетание, связанное с именем Гомера, вам известно? Что оно означает? В каких ситуациях употребляется? - Прочитайте в энциклопедии или Интернете, что такое «гомеровский вопрос». Подготовьте доклад об этой загадке в литературе.
Сравнивать, систематизировать, оценивать полученную с помощью ИКТ информацию Перед чтением текста найдите в энциклопедии или Интернете ответ на вопрос: почему эпоха Возрождения получила такое название? Как по-другому называют эту эпоху? Что вам известно о великих деятелях итальянского Возрождения: Данте, Дж. Боккаччо, Микеланджело, Рафаэле, Леонардо да Винчи?
Представлять полученную с помощью ИКТ информацию В энциклопедии, специальной литературе или Интернете найдите информацию о П.Я. Чаадаеве и подготовьте доклад о нём.
Находить информацию по запросу, сформулированному самостоятельно Под готовьте реферат на тему «Жанр послания в русской и зарубежной поэзии на примере …». Стихотворения для анализа выберите самостоятельно.

 

Методика оценки образовательных достижений обучающихся

Рекомендуем провести две комплексные диагностические работы (см. далее): в конце первого полугодия и в конце года обучения.

Диагностические работы оценивают уровень достижения учащимися всех планируемых результатов (см. Примерное поурочное планирование курса). Спецификация каждой работы приводится ниже.

Принципиальным является отсутствие в диагностических работах заданий с выбором ответа, противоречащих особенностям литературы как учебного предмета и ведущим методическим принципам его преподавания.

Учитель вправе вносить в содержание работы корректировки. Обязательное условие – качественный анализ результатов с обучением школьников самоанализу и самооценке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: