Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. В 7 классе развиваются исследовательские и проектные умения, сформированные на предшествующих этапах изучения литературы

В 7 классе развиваются исследовательские и проектные умения, сформированные на предшествующих этапах изучения литературы.

Напомним, что наша позиция -- признание принципиального различия между категориями «проект» и «исследование». Исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания, организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины. Результат исследования, также в соответствии с традициями академической культуры, отражается в письменных или устных текстах. Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения, не имеет жёсткой регламентации последовательности действий. Результат проектной деятельности может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных знаковых систем.

В курсе 7 класса продолжаются уроки-исследования «Постигаем секреты художественного текста», а также уроки, посвящённые реализации конкретного проекта. Цель этих занятий – формирование исследовательского (или проектного) мышления учащихся, развитие аналитических умений школьников. Учителю необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к организации исследовательской и проектной деятельности: выявлять склонность учащихся к одному или к другому виду деятельности, допускать выбор учащимися формы выполнения исследовательского или проектного задания, поощрять результативные «попытки» выполнения заданий.

В 7 классе появляются новые учебные задачи, которые позволяют начать более сложный этап обучения исследовательской деятельности: приобщают учащихся к принципам научного познания, академической культуры.

Первый вид учебной задачи: подготовка реферата.

Второй: участие в учебно-научной конференции и еёорганизация. Именно в учебнике 7 класса представлена памятка «Как подготовиться к конференции и организовать её проведение».

Ниже приводятся примеры указанных заданий и методические рекомендации по их выполнению.

 

А.С. Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Погасло дневное светило…», «К морю»   Обращаем внимание на задание «Организуйте в классе конференцию…», которое встретилось впервые. Организация деятельности учащихся подробно рассмотрена в тексте задания, а также в памятке «Как подготовиться к конференции и организовать её проведение».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина»   Встречаемся с новым типом задания: подготовкой реферата. Обращаем внимание учителя на то, что жанр реферата предполагает создание вторичного текста на основе отбора, переосмысления, систематизации первичного (научного) текста. Если задание кажется сложным, учитель может организовать его парное или групповое выполнение, распределив между участниками первичные тексты для реферирования. Собственно сопоставление может быть проведено и устно на уроке (например, в форме конференции или круглого стола). Ссылки на первичные тексты представлены в электронном приложении к учебнику.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: