Основными рисками преподавания литературы в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на наш взгляд, являются следующие.
Характер риска | Способы предотвращения |
Риск непонимания родителями роли литературы как учебно-научной дисциплины в будущем своих детей, их социальной адаптации, в выборе професии | Продолжение организации совместной деятельности родителей и детей в постижении предмета: семейные чтения, семейные познавательные экскурсии, совместные с родителями уроки (особенно уроки-конференции). Методический материал учебника 7 класса позволяет организовать эту деятельность; содержание курса литературы 7 класса(«вечные темы») даёт возможность осознать непреходящее значение литературы в формировании духовно развитой личности, в развитии личностных компетенций учеников. |
Риск потери обучающимися мотивации к изучению предмета, к чтению художественных текстов | - Личностно-ориентированное обучение; - обязательная работа в зоне ближайшего развития учащихся; - создание на уроке ситуации «интеллектуального напряжения», открытия тайны; постоянное развитие врождённого исследовательского поведения детей; - чёткое осознание учителем функции контроля достижений ученика: контроль с целью выявления резервов развития, создания ситуации «успеха»; - организация многообразных видов деятельности, связанной с чтением, пониманием и интерпретацией художественных текстов. Методический аппарат учебника 7 класса содержит необходимый материал для перечисленных способов предупреждения педагогических рисков. |
Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы | Постоянное саморазвитие учителя; совершенствование профессиональной компетенции, основанное прежде всего на осмыслении учителем подлинных целей и задач образовательной деятельности |
|
|
Содержание курса
Литература как искусство слова
Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров.
Какими способами литература представляет мир
Роды литературы
Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое.
Эпос как род литературы
Эпос как отражение событий действительности. Прозаическая и поэтическая форма эпоса.
Гомер. Слово о писателе. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»)
Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие).
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба»
|
|
Борьба народа за свою независимость и свободу. Эпическое в произведении. Мотивы богатырства. Образы главных героев. Сопоставление характеров (проблема национального героя).
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Народный героический эпос.
Лирика как род литературы
Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики.
Ф.Петрарка. Слово о писателе. СонетLXXXVII.
У.Шекспир. Слово о писателе. Сонет № 130 («Её глаза на звезды не похожи…»), сонет № 66 («Зову я смерть»)
Жанр сонета. Виды сонета.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Погасло дневное светило…», «К морю»
Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Актуализация изученного ранее.