double arrow

Это можно обсудить: Буриданов осел

Буриданов осёл — философский парадокс. Как можно сделать рациональный выбор между двумя «равновеликими» возможностями? Свое нынешнее наименование данный парадокс получил по имени французского философа XIV века Жана Буридана. Согласно его учению человек действует соответственно тому, как судит его разум. (Вспомним, что интерес к понятию Разума – составная часть европейского гуманизма, который постепенно, но неуклонно набирал обороты начиная с XII века. В XIV веке Разум признавался важной силой.)

Если разум решит, что преподносящееся ему благо есть благо совершенное и всестороннее, то воля устремляется к нему. Из этого следует, что если разум признает одно благо высшим, а другое — низшим, то воля, при прочих равных, устремится к высшему. Когда же разум признает то и другое блага равноценными, то воля совсем не может действовать. Поэтому Буридановым ослом называют человека нерешительного, колеблющегося в выборе между двумя равноценными желаниями. В дошедших до нас сочинениях философа эти размышления не сохранились, поэтому доподлинно неизвестно, правда это или вымысел, хотя пословица, звучащая на латыни «Asinus Buridani inter duo prata» («Буриданов осел между двух лугов»), существует.

Буридан отстаивал позицию морального детерминизма: человек, столкнувшись с выбором, должен принять сторону большего добра. Окончательный выбор, согласно его учению, может быть замедлен оценкой результатов каждого выбора.

Позже другие писатели утрировали эту точку зрения, приводя пример с ослом и двумя одинаково доступными и хорошими стогами сена. Как осёл может сделать рациональный выбор? Бедный осел не смог сделать рационального выбора и умер от голода. Эта версия стала широко известна благодаря Лейбницу.




На логике рационального выбора («экономического человека») основаны школьные учебники экономики. Они на первый взгляд вполне реалистично исходят из ситуации ограниченных ресурсов (как если бы у осла «хватало денег» только на один стог сена).

Современному человеку, не только 7-класснику, «буриданова» проблема кажется скорее надуманной, чем реальной. Во-первых, не бывает совершенно одинаковых возможностей. Ослу надо было получше исследовать стога и разница бы обнаружилась. Конечно, похожие ситуации возникают: «слева кудри токаря, справа кузнеца». Известно как минимум два выхода: 1) довериться интуиции, «сердцу», а не разуму, 2) испытать на практике, она покажет, какой вариант лучше.



Во-вторых, и это еще ближе к ментальности современного общества – выбирать вообще не надо. Точнее, не надо драматизировать выбор. Осел так плохо кончил потому, что не желал упустить лучший вариант – и не мог определить, который лучше. Нынешний подход отвергает или обходит стороной логику упущенных возможностей, согласно которой реализация одной возможности исключает все остальные. Действительно, насладившись одной охапкой, осел мог потом спокойно перейти к следующей, или отщипывать поочередно из той и другой. Героиня советской песни, между прочим, тоже одновременно общается и с токарем, и с кузнецом. Обычно в качестве актуального примера подобного выбора приводят ситуацию с определением своего дальнейшего жизненного пути после школы. (У нас был такой пример во 2 главе, когда обсуждались трудности реализации субъектности.) Между тем, все более распространенной становится практика получения не одного послешкольного образования, а двух и более – последовательно или даже параллельно. Выбор между учебой и работой также утрачивает свой драматизм в связи с возможностью совмещать учебу даже на дневном отделении с зарабатыванием денег. Про разнообразные формы добрачных и брачных отношений и говорить не стоит – их очень много, и они также снимают фатализм выбора.

Наиболее вероятны три варианта отношения 7-классников к проблеме «буриданова осла».

1. Первый вариант. Для учеников неясно, почему надо выбирать обязательно что-то одно. Им скорее всего неизвестна ситуация альтернативного выбора. Их реальный выбор не обладает высокой долей драматизма, когда выбрав одно, безвозвратно теряешь все остальные возможности. Подобное восприятие данной истории может быть признаком как типичных жизненных практик, так и отсутствия у подростков последовательной рефлексии по поводу собственного выбора.

2. Второй вариант. Понятие выбора является для учеников вполне естественным, они понимают необходимость отказа от чего-либо, но в их представлении этот отказ равен приобретению. Поскольку на самом деле отказываться не надо. Можно взять и то, и другое, просто иным способом (общество больших возможностей).

3. Третий вариант – буквальное восприятие текста, осел – это только осел, а сено – это только сено. Возможно, это неудачный пример, чтобы пробудить образное мышление современного школьника и сподвигнуть его на абстрактные умозаключения о природе выбора .

 

 

Выбирание – процесс

Когда начинается выбирание? Мне захотелось некую вещь, допустим, хорошо изданную книгу, только когда я увидел(а) ее в магазине? Или когда вчера, позавчера и всю неделю мелькала реклама по ТВ? Или когда месяц назад сказал кто-то из друзей? Или давным-давно в детстве, когда родители приучили ценить хорошие, в т. ч. и хорошо изданные, книги? ð Выбор начинается с желания (потребности), но на само желание влияет очень многое.

Достаточно ли одного желания для выбора? Наверно, нет, потому что просто возникшее и удовлетворенное желание не оставляет места выбору. Что еще, кроме желания, принимается во внимание при выборе? А) Выбираем из чего: варианты подходящих книг, места и способы их отбора и приобретения (в магазине, в Интернет-магазине, отбор с помощью рекламных буклетов, соответствующих рубрик в журналах и газетах, по чьему-то совету и т. д.). Б) что ограничивает выбор: количество денег, степень удаленности и качество магазинов и т. д. ð в процессе выбора участвуют многообразие и ограничения.

В процессе выбора человек перебирает варианты, анализируя достоинства и недостатки выбираемого, а также соотнося возможные варианты с ограничениями. Данный этап может происходить почти мгновенно, а может занимать значительное время. Это отдельная деятельность, которая в зависимости от разных условий сопровождается положительными либо отрицательными чувствами. Иными словами, даже незавершенный выбор может быть весьма продуктивен: Анюта книгу так и не выбрала, но сориентировалась в новом расположении стеллажей в магазине, оценила ассортимент: что она видела у своих подружек, что подойдет для подарка Сереже. Кроме того, человек испытал массу чувств: удивление от глобальной перестановки (детский отдел перенесли на другой этаж), удовлетворенность удобством нового расположения, противоречивые чувства от общения с продавцом и т. д.

Очень часто детей настраивают на заземление своих мечтаний на реальные ресурсы в духе «протестантской» рациональности, когда одна реализованная возможность исключает другие. Думается, что в рамках изучения данной главы 7 класса помимо суровой реалистичности стоит обсудить и достоинства и недостатки «мечтательного», или виртуального выбирания. ð промежуточные этапы выбора, как и любая деятельность, могут иметь самостоятельную ценность.

Принятие окончательного решения. По мере приближения к этой стадии все предыдущие начинают казаться сомнениями, а сам выбирающий – подозрительно напоминать осла, знакомого по притче. Это такое выбирание, при котором главное – окончательный результат, достижение цели, ради которой вся эта деятельность происходила. В другом случае процесс выбирания имеет не меньшую, а может быть, и большую ценность, чем окончательный итог.

 

Отбор существующих вариантов, их оценка. На основе чего?

Мода, реклама, приоритеты, предпочтения, опыт мой и моих близких.

В. И. Ильин, как упоминалось, весьма жестко, с позиций культурного детерминизма, объясняет «влияние» культуры. «Масса людей живет с иллюзией, что они сами выбрали цели своей жизни, формы потребления. Между тем при сравнении жизни людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура – это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суше, в болоте и т. д., так и культура диктует наш «свободный» выбор»[12]. Это сравнение хорошо показывает, что речь не идет об абсолютной предопределенности: энергичные люди, на берегу играющие в мяч, скорее всего, и в воду забегут или нырнут и, возможно, и там продолжат игру. Другие расслаблено лежат и загорают, наверное, и в воде они будут более спокойны. При этом, конечно, водная среда на всех накладывает свой отпечаток, но не стирает полностью индивидуальных различий и не отменяет свободы выбора и ответственности.

Расширительный подход Ильина к культуре потребления фактически как к культуре вообще позволяет понять очень важную для данной темы вещь. Если культура всегда принудительна, то реакция наших современников на рекламу оказывается не более (но и не менее!) запрограммированной, нежели средневековых людей - на проповеди священника. Таким образом, дело, видимо, не в том, что в обществе потребления появился этакий монстр – реклама, - пожирающий свободную волю человека. А в том, насколько субъектны те или иные социальные отношения и практики. В частности, в какой степени школьное образование культивирует или подавляет социально-критическое мышление. Поэтому при изучении § 2 о выборе учащимся очень важно выйти на следующие вопросы. Насколько я в состоянии рефлексировать внешнее влияние? Отличать внешнее воздействие от собственного выбора?

«Дети быстрее взрослых постигают суть описанной Ж. Бодрийяром новой социальной логики, лежащей в основе потребления: то, что предметы удовлетворяют наши потребности – лишь камуфляж, прикрывающий постмодернистскую истину: предметы потребления имеют ценность как знаки»[13]

Ж. Бодрийяр не жил в Советском Союзе. Общество всеобщего дефицита вряд ли может вызывать в человеке что-то лучшее, более светлые чувства, нежели общество всеобщего потребления. Насколько количество предлагаемого товара может повлиять на какие-либо ценности человека? Само по себе вряд ли, скорее всего на ценности человека влияют какие-то коннотации, сам контекст потребления. Более того, если рассматривать потребление в широком смысле – что человек потребляет, каким образом и в каком количестве?

Общество дефицита и общество потребления порождают дифференциацию тех, кто может получить какие-то особые блага и тех, кто не может. К тому же в обществе дефицита эти различия ставятся во главу угла еще в большей степени.

Практическое задание: Исследовательская работа Поле моего потребления

Схема выполнения этого задания приведена в учебном пособии.

Задача – проанализировать поле своего потребления. Необходимо понять важность вопросов: как складывается поле моего потребления? как расставляются акценты в этом поле, как и кем определяются возможности (ресурсы) человека?

На первом этапе ученики рисуют поле потребления как схему, которая включает в себя их покупки, любимую еде, одежду – это самое простое, далее идут занятия – учеба, общение, хобби, на периферии поля потребления находятся те занятия и увлечения, которые возможны в перспективе.

Второй этап – определение мотивации своего выбора – покупок, занятий, людей, с которыми подростки вступают в непосредственное взаимодействие, конечно за исключением тех, которых они выбрать не могут. Хотя и здесь есть варианты, я могу свести общение с этими людьми к минимуму или наоборот расширить его.

Третий этап – самый сложный, это анализ уровня субъектности поля потребления. Насколько выбор является действительно самостоятельным, насколько мы понимаем необходимость этого выбора и его возможные последствия. А действительно ли мне это надо? Зачем? Какую именно мою потребность это удовлетворяет? Действительно ли у меня есть такая потребность, действительно ли она моя? Кто получает бонусы или страдает от моего выбора? Я сам, мои близкие?

Или же наш выбор - это всего лишь навязанная нам стратегия, «все побежали и я побежал», «увидел рекламу и купил» и т.п.Выбирание как технологию можно рассматривать с помощью следующих практических заданий.

Практическое задание Групповая работа Задача про корову

Задача – обсудить возможные варианты выбора покупки с точки зрения продавца и покупателя. Как меняются наши приоритеты в том и в другом состоянии? В Практикуме приводится «Задача про корову»

На первом этапе участникам занятия предлагается совместно решить задачу про корову. Для этого, особенно если класс большой, удобно разделиться на несколько рабочих групп (по 5 – 7 чел.). При этом важно, чтобы мнение об окончательном решении было всеобщим, чтобы каждый мог его объяснить ведущему.

На вопрос: «Остался мужик с прибылью, в убытке или при своих?» принимается только тот ответ, с которым согласны все, который понимают и могут объяснить все.

Важно рассмотреть все варианты, к которым склонялись группы во время обсуждения:

· Мужик остался с прибылью

· При своих

· В убытке

Каждый раз проговариваются причины – а почему это с ним произошло?

На втором этапе мы обсуждаем возможности той и другой роли: и продавца, и покупателя. Мы часто выступаем в роли покупателей того или иного товара. Так часто, что и эта сторона нашей жизни не обойдена правом. На кого направлено это право? На тех, кто продает или так же и на тех, кто покупает? Сейчас все присутствующие работают в двух группах, каждая из которых обсуждает свой вопрос:

Кто имеет право продавать?

Возможные варианты ответов: кто имеет потребности в деньгах, у кого товар есть, кому нравится это делать, у кого профессия такая…

Кто имеет право покупать?

Возможные варианты ответов: кто имеет потребности в чем-то, у кого деньги есть, …

А теперь попробуем составить список того, что можно купить – продать?

Набрасываются самые разные идеи, и каждый раз необходимо спрашивать играющих – а зачем тебе это? Например:

Сахар – в чай,

веник – пол мести и т. д.

Учителю следует особенно уточнять, требовать ответа, если в качестве того, что можно купить, называются алкоголь, наркотики, табак и т.п.

Возможно провести хорошо всем известное упражнение «Путаница», затем обсудив, не бывает ли в жизни подобных ситуаций, когда человек не видит выхода из сложившихся обстоятельств и только сообща можно принять верное решение?

Практическое задание Групповая работа Как купить тухлую колбасу? Игра наоборот

Задача – проиграть технологию потребления с точки зрения рисков и обеспечения безопасности.

Инструкция. Первый этап проводится в группах по 4-6 человек методом мозгового штурма.

Задание учащимся:

1. Составьте инструкцию вредных советов для тех, кто пришел за покупками. При этом учтите следующие моменты:

· Где лучше совершить именно такую покупку (на рынке у частников, на вокзале прямо с ящика, в магазине № …, в универсаме «…..», у бомжей на городской свалке, у соседа, у прохожего в подворотне …)

· Что именно не надо спрашивать у продавцов о товаре (сертификат качества, разрешение санитарного врача на торговлю именно этим товаром, чек за покупку, …)

· Что делать с покупкой (немедленно съесть, обжарить дома перед употреблением, угостить друзей и близких, отослать …, выбросить, повесить на елку, украсить мусоросборник у вашего дома, закопать до лучших дней, только этим и кормить любимую собаку …)

· Куда отправиться потом с уже сделанной покупкой (домой, в прокуратуру, в санэпиднадзор, к заведующей магазином, к ближайшему милиционеру, в налоговую инспекцию, в реанимационное отделение ближайшей больницы скорой медицинской помощи…ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЖИТЕ ТЕЛЕФОНЫ ЭТИХ УЧРЕЖДЕНИЙ!!! )

2. Каждый раз объясняйте в вашей инструкции, почему надо делать именно так.

3. Изготовьте плакат с вашей инструкцией.

На втором этапе предлагается разыграть (смоделировать) ситуацию в магазине, где будет повешена такая инструкция.

Задание учащимся:

1. Представьте, что ваша инструкция висит в ближайшем магазине. Вы -исследователи, которые изучают реакцию посетителей магазина и его сотрудников. Для этого вам необходимо незаметно, но очень тщательно вести наблюдение.

2. Сделайте выводы из своих наблюдений.

Ø Наблюдается реакция смеха – над чем смеются люди? От чего спасает их этот смех?

Ø Списывают телефоны с вашего плаката – как они предполагают ими воспользоваться?

Ø Возмущаются, задают вопросы сотрудникам магазина о содержании плаката – что настораживает их? С какими страхами они хотели бы сейчас справиться?

Учащиеся по своему желанию распределяют ключевые роли: кассир, продавец торгового зала, заведующая, охранник, покупатели, наблюдатели. Можно разыграть эту ситуацию по типу «Скрытой камеры»: герои должны вести себя подчеркнуто серьезно, правдоподобно. Для того, чтобы войти в роль, полезно будет вспомнить персонажей из реального магазина, включая собственных родителей.

Результат. Во-первых, освоение правил покупки по принципу наоборот, во-вторых анализ потребительских настроений – чего мы опасаемся прежде всего, купить негодный товар или лишний раз задать вопрос продавцу, а может быть не боимся, а просто не видим в этом необходимости. Например, сертификат можно подделать, явно руководство магазина об этом уже позаботилось, что толку спрашивать. Я человек – маленький, меня все равно обманут и т.п.

Задание повышенной сложности – обсудить особенности потребительского поведения представителей различных групп. То, что кто-то добивается от продавцов полного объема информации, а кто-то даже и не пытается – это особенность характера, следствие опыта или еще что-нибудь.

 

 

§ 3. Стиль жизни

Практическое задание Групповая дискуссия Стиль жизни

В зависимости от подготовки класса это задание может и начать изучение данной подтемы и завершить.

Задача – показать особенности стиля жизни людей, относящихся к разным группам (возрастным, профессиональным и т.п.), разнообразие стилей, существующих в современном обществе. Если задание используется в начале, то оно поможет в предварительном сборе материала и его проблематизации. Если в завершении подтемы – то это будет обобщающий урок, на котором дети повторят сущность потребления, особенности современного общества и соотнесут это с особенностями собственной жизни.

Учитель дает домашнее задание – найти в словарях определение слов: «мода», «стиль», «престиж» и пр. Учитель и ученики подбирают различные иллюстрации. На уроке можно выполнить коллаж в групповом режиме и обсудить результаты.

Результат – выяснить как формируется тот или иной стиль, зачем человеку нужно иметь свой стиль, почему одни следуют общепринятым нормам, а другие пытаются создать свой оригинальный образ.

По словам историка культуры, старшего научного сотрудника Института Высших гуманитарных исследований Ольги Вайнштейн, процесс покупки представляет собой мысленный перебор своих идеальных «я». «Женщина представляет себя то роковой красавицей, то спортсменкой, то идеальной домохозяйкой. И думает - какие вещи ей нужны, чтобы через них обозначить эти разнообразные стороны своей личности. Когда нужная вещь приобретена, идеальный образ становится вроде бы несколько ближе к реальности. Значит, надо купить еще одну «правильную» вещь и светлое будущее наступит»[14]. Автор делает упор на упрощенности, даже примитивности логики, согласно которой для достижения цели кажется достаточным приобрести нужное количество символов. Когда же светлое будущее никак не наступает, рухнувшие надежды оборачиваются комплексами. Так рассуждает О. Вайнштейн (статья не оставляет сомнений в принадлежности авторов негативной точке зрения на общество потребления). Думается, однако, что в подобных практиках подбора средств для выражения разных сторон своей личности есть не только деструктивные моменты, но и целый ряд, так сказать, конструктивных, среди которых выделим следующие.

- Самопознание и саморазвитие. Героине вышеприведенного описания будет интересно увидеть себя в новом образе, обнаружить, что ей к лицу новый фасон и что он открывает ей неведомое или забытое самоощущение. Не менее волнующей бывает навигация в большом книжном магазине: вот эту литературу Анюта любила маленькой, а этим переболела совсем недавно. Как будто совсем случайно перебирая книжки на дальнем стеллаже, находит автора или серию, которая станет важным событием в ближайшие недели…

- Рекреация, развлечение. Shopping about (хождение по магазинам без определенной цели)[15] становится распространенной формой досуга, когда потребляются образы. Эффективный антидепрессант, доведенный до крайности шоппинг, как и любое другое занятие, может приобретать уродливые формы.

- Построение и развитие социальной идентичности, социокультурной интеграции. Чемпионат Европы по футболу можно смотреть и дома по телевизору (так же как и мыться перед новым годом в собственной ванне, а не с друзьями в бане). Однако места во всех спортбарах были забронированы задолго до решающих матчей. Сопереживание российской сборной воспринималось как важный фактор национального единства. Для многих молодых и не очень людей существенным элементом идентификации, обретения и распознавания групп Мы – Другие является клаббинг – культура и практики клубной жизни. В кофейнях, кафе и ресторанах люди потребляют не только и не столько пищу и напитки, сколько определенный формат общения. Школьники с удовольствием отмечают дни рождения и школьные праздники в боулинге, на катке, в аквапарке…

В Практикуме есть ряд упражнений о стиле жизни На уроке можно выполнить коллаж на данную тему, показать особенности стиля жизни разных людей, относящихся к разным группам.






Сейчас читают про: