Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:
1) экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.
В странах, где преобладает второй тип воспроизводства, с высокими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста, стремятся снизить рождаемость, сократить естественный прирост. Больше всего озабочены ростом населения правительства Китая, Индии, Бангладеш, Нигерии, Вьетнама. Ими проводится жесткая политика планирования семьи.
Экономические рычаги демографической политики по своим возможностям и номенклатуре не ограничиваются пособиями и разного рода поощрительными выплатами (или наоборот - ограничением выплат). Сюда входят меры, дающие возможность матерям эффективно работать в общественном производстве. Более широкое использование неполного рабочего дня или работа по скользящему графику позволяют легче совмещать в первые годы жизни ребенка уход за ним и трудовую деятельность. Один из методов поощрения рождаемости и формирования нового демографического поведения - льготы семьям с детьми, а также молодоженам.
|
|
Важный элемент политики поощрения рождаемости - увеличение объема производства и бесперебойной продажи по доступным ценам высококачественной детской одежды, обуви, специально приготовленных и хорошо оформленных продуктов детского питания. Сюда можно отнести и такую форму помощи семье, как предоставление ей целевых денежных кредитов на льготных условиях для покупки жилья, предметов длительного пользования. Часть таких кредитов, а чаще даже их половина, погашается при рождении первого и второго ребенка, а при рождении третьего - кредит погашается полностью.
В зарубежных странах среди экономических мер наиболее распространены разнообразные пособия и надбавки, а также налоговые льготы, причем последние теряют значение, все более уступая первенство пособиям и надбавкам, список которых весьма разнообразен. К экономическим мерам относятся также различные непрямые льготы - транспортные, жилищные, образовательные. Эти меры обычно рассматриваются в рамках более широкого контекста мер - политики благосостояния, женской эмансипации, семьи.
Система семейных надбавок, выплачиваемых по прогрессивной шкале, наиболее характерна для стран Западной Европы, причем объем их весьма значителен. Выделяются Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция.
Единовременное пособие при рождении ребенка существует во многих странах и рассматривается как часть системы социального страхования. Обычно его размер не зависит от уровня семейного дохода. В Австрии, Финляндии и Франции пособие выплачивается всем женщинам в случае рождения ими детей и независимо от размеров их страховых отчислений. Во Франции, кроме того, пособие дифференцировано по очередности рождений.
|
|
Оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребенком является второй основной мерой демографической политики, направленной на преодоление противоречий между материнством и внедомашней занятостью женщин. Его продолжительность, условия предоставления и оплаты существенно варьируют от страны к стране.
В системе экономических мер демографической политики особое значение имеет расширение сети и улучшение качества работы детских дошкольных учреждений. Ее деятельность можно считать удовлетворяющей требованиям общества в перспективе лишь тогда, когда любая семья может при желании сразу, без задержки определить ребенка в детский сад или детские ясли недалеко от дома или работы, будучи уверена в том, что условия ухода и воспитания там будут не хуже домашних. Большое значение имеет и снижение заболеваемости детей в детских дошкольных учреждениях, что будет не только способствовать улучшению их здоровья, но и существенно уменьшать потери рабочего времени у женщин.
Важным инструментом поощрения рождаемости может быть всемерное развитие сети бытового обслуживания (например, прачечных, доставки продуктов на дом), повышение качества ее работы, расширение выпуска надежной и доступной бытовой техники (стиральных машин, кухонных комбайнов и т. д.), облегчающей домашний труд.
Экономические меры поощрения миграции в трудонедостаточные районы предполагают создание благоприятных условий жизни для семей с определенным числом детей, что включает не только повышение дохода, но и наиболее интенсивное развитие сферы услуг, высокий уровень обеспеченности комфортабельным жильем.
2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
К административно-правовым мерам демографической политики относятся главным образом различные законодательные акты. Ими могут быть постановления, вводящие полный или частичный запрет абортов в медицинских учреждениях, акты, понижающие или повышающие минимально допустимый законом возраст регистрации браков, ограничивающие или поощряющие миграцию в те или иные части страны. Также можно назвать изменение законов о браке и семье, расширение имущественных прав матери и детей при распаде семьи и др.
Меры административно-юридического плана могут быть эффективны в комплексе с другими мерами демографической политики, лишь на фоне общей благоприятной социально-экономической ситуации.
Как отмечают А.Б. Аничкин и С.С. Каринский, на протяжение всей второй половины XX в. в большинстве стран наблюдалась тенденция к расширению индивидуальных прав в демографической сфере. Это нашло свое выражение в провозглашении права индивидов решать свободно и независимо вопрос о числе детей и времени их рождения (этот принцип был принят Международной конференцией по правам человека в Тегеране в 1968 г.), в реализации вышеупомянутого права (этот принцип был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г.). Ранее других из числа западных стран на путь модернизации соответствующих законодательств встали Скандинавские страны, Великобритания, Франция, США и Канада. В большинстве же других этот процесс все еще продолжается. Наиболее консервативно законодательство стран Пиренейского полуострова, где традиционно сильно влияние католических воззрений.
|
|
Главным фактором влияния брака на демографическое поведение является минимальный возраст вступления в брак. Для мужчин он варьирует от 21 года (ФРГ) до 16 лет (Великобритания); 18-летний возраст является наиболее распространенным. Для женщин возрастной ценз ниже: от 18 (большинство стран) до 14 лет (Греция). Современной тенденцией является его снижение, что интерпретируется некоторыми авторами как отражение
изменений в статусе молодежи, расширения их прав, эмансипации. К примеру, в России была попытка законодательно снизить возраст вступления в брак с 18 до 14 лет.
Законодательство, регулирующее развод, в целом характеризуется тенденцией к либерализации. Но различия между странами все еще весьма велики. Но перемены в этой области законодательства происходят непрерывно и поэтому группировки стран по характеру законодательства быстро устаревают. В Ирландии и странах Пиренейского полуострова развод практически невозможен. Во Франции, Италии, Греции закон предусматривает ряд поводов, формально приводящих к разводу. В Бельгии, Финляндии, ФРГ законодательство о разводе более либерально. В Великобритании, Нидерландах, Скандинавских странах и странах Северной Америки достаточным поводом к разводу считается взаимное признание супругами нежелательности продолжения брака. В ряде стран (Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды) помимо развода существует также сепарация, не означающая юридического прекращения брака, но разрешающая сожительство с другим партнером, не квалифицируемое в этом случае как измена. Часто она бывает обязательным шагом, предшествующим формальному разводу.
3) воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.
|
|
К мерам социально-пропагандистского, воспитательного характера относят пропаганду почетности и важности материнства и отцовства, желаемого для общества числа детей в семье и т. д. «Демографическое воспитание» населения может вестись по-разному. Один из важнейших его элементов - воспитание в семье, где во многом формируется система жизненных ценностей подрастающего поколения. Другое направление - использование массовых источников информации (кино, радио, печать, телевидение) с целью пропаганды определенного типа демографического поведения.
Демографы, в частности В.М. Медков, выделяют основные принципы демографической политики, к которым относят:
Принцип суверенности семьи, означающий, что сама семья (независимо от государства) имеет право принимать любые решения, затрагивающие ее жизнь, рождение или отказ от рождения детей, семейные отношения и т.д. Но, как справедливо подчеркнул В.М. Медков, принцип суверенности семьи останется пустым звуком без соответствующей экономической базы.
Принцип свободы выбора, который тесно связан с принципом суверенности семьи. Принцип свободы выбора означает наличие в обществе подлинной возможности выбирать любой тип семьи и семейного поведения, предполагает последовательное и равное применение этого принципа и в отношении семьи и личности, и в отношении общества и государства.
Принцип общественного договора. По существу этот принцип развивает и конкретизирует вышеназванные принципы. Этот принцип означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи (как социального института) и государства. Речь идет о своеобразном общественном договоре семьи и государства, который бы регулировал политические, социально-экономические, правовые и другие взаимоотношения между ними.
Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики, т.е. речь идет о том, что цели должны быть едины для всей страны и не зависят от демографической ситуации, складывающейся на отдельных территориях. Заметим, что в ряде федераций существует иная точка зрения на реализацию этого принципа.
Принцип социального участия, который означает участие в формировании и реализации социальной демографической политики трех основных субъектов социальной жизни: семьи как малой группы, различных социальных и территориальных общностей и объединений и государства в лице различных исполнительных и законодательных органов (федеральных, региональных, местных).
Рассматривая методологические основы демографической политики, отечественные демографы выделяют понятие «эффективность демографической политики». Ее определяют как достижение поставленных целей в исторически кратчайшие сроки с минимальными экономическими затратами при соблюдении действующих в обществе социальных норм. Цели демографической политики не должны сводиться только к формированию каких-либо количественных характеристик процессов воспроизводства населения. Речь идет о создании типа воспроизводства населения с новыми качественными параметрами. Это особенно важно с учетом перспективы, ибо в отдаленном будущем при возможных больших социально-экономических изменениях параметры ряда демографических процессов (главным образом рождаемости и в меньшей мере смертности) будут по интенсивности варьировать незначительно.
Демографы различают общую, генеральную и долгосрочную эффективность в приведенном ранее смысле и эпизодические, частные, ближайшие по времени результаты мер демографической политики в той или иной социальной области. Частные эффекты могут проявляться в разных сферах. К примеру, строительство детских учреждений, улучшение качества их работы могут способствовать увеличению общей занятости женщин, в том числе вследствие снижения числа рабочих дней, пропущенных по болезни ребенка. Такого рода эффекты имеют большое значение, они могут проявиться достаточно быстро.
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных.
Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий.
В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов как социальной, так и демографической политики подучил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программа развития ООН.
Демографическую политику определяют и узко и более широко. В первом случае речь идет о прямом (или косвенном) воздействии на демографические тенденции; во втором же случае под демографической политикой понимают демографические аспекты, и последствия разнообразных мер, предпринимаемых в рамках широко понимаемой социальной политики.
При анализе демографической политики необходим учет широкого круга гуманитарных, идеологических, экономических, социальных и других факторов.
Современный этап демографического развития выделяется чрезвычайным разнообразием переходных форм. Прошло то время, когда все развивающиеся страны характеризовались высокой рождаемостью и относительно высокой смертностью. В настоящее время, как отмечают демографы, они сосредоточены уже по всем четырем фазам демографического перехода: от вполне традиционного типа воспроизводства (высокие рождаемость и смертность) до современного с низкой рождаемостью и смертностью и минимальным приростом населения. Однако большая часть освободившихся государств занимают вторую и третью ступени демографического перехода: смертность уже более или менее значительно снижена, а рождаемость все еще высока. Демографический взрыв, о конце которого в печати сообщается с начала 80-х гг., - пока еще реальность для многих развивающихся стран. Отсюда и нарастание тяжелейших проблем: высокая демографическая нагрузка, непропорционально большие демографические инвестиции, безработица, нехватка плодородных земель, голод, повышенная смертность детей и т.д.
И, естественно, интерес к разработке эффективной демографической политики, проблема эффективного управления демографическими процессами и, прежде всего ростом населения ставится на повестку дня даже в тех странах, где еще недавно к ней были равнодушны или враждебны. В 1965 г. лишь 12 политических лидеров развитых и развивающихся государств подписали заявление, где была высказана озабоченность по поводу сложившейся в «третьем мире» демографической ситуации. Как изменилось отношение к этой проблеме, показывает появление в 1985 г. международного документа под названием «Заявление политических лидеров о стабилизации населения». Этот документ подписали главы 40 государств (почти все - развивающиеся), причем среди них было немало представителей арабо-мусульманского и африканского регионов (Египет, Иордания, Марокко, Нигерия, Кения, Зимбабве и др.).
Но на пороге XXI в. уже большинство стран мира стало рассматривать демографическую политику как важнейший инструмент управления демографическими процессами.