double arrow

Три блока мер демографической политики.

Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:

1) экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.

В странах, где преобладает второй тип воспроизводства, с высокими показателями рождаемости, смертности и естествен­ного прироста, стремятся снизить рождаемость, сократить есте­ственный прирост. Больше всего озабочены ростом населения правительства Китая, Индии, Бангладеш, Нигерии, Вьетнама. Ими проводится жесткая политика планирования семьи.

Экономические рычаги демографической политики по сво­им возможностям и номенклатуре не ограничиваются пособиями и разного рода поощрительными выплатами (или наоборот - ограничением выплат). Сюда входят меры, дающие возможность матерям эффективно работать в общественном производстве. Более широкое использование неполного рабочего дня или ра­бота по скользящему графику позволяют легче совмещать в первые годы жизни ребенка уход за ним и трудовую деятель­ность. Один из методов поощрения рождаемости и формирова­ния нового демографического поведения - льготы семьям с деть­ми, а также молодоженам.

Важный элемент политики поощрения рождаемости - уве­личение объема производства и бесперебойной продажи по до­ступным ценам высококачественной детской одежды, обуви, спе­циально приготовленных и хорошо оформленных продуктов детского питания. Сюда можно отнести и такую форму помощи семье, как предоставление ей целевых денежных кредитов на льготных условиях для покупки жилья, предметов длительно­го пользования. Часть таких кредитов, а чаще даже их полови­на, погашается при рождении первого и второго ребенка, а при рождении третьего - кредит погашается полностью.

В зарубежных странах среди экономических мер наиболее распространены разнообразные пособия и надбавки, а также налоговые льготы, причем последние теряют значение, все бо­лее уступая первенство пособиям и надбавкам, список которых весьма разнообразен. К экономическим мерам относятся также различные непрямые льготы - транспортные, жилищные, об­разовательные. Эти меры обычно рассматриваются в рамках более широкого контекста мер - политики благосостояния, жен­ской эмансипации, семьи.

Система семейных надбавок, выплачиваемых по прогрессив­ной шкале, наиболее характерна для стран Западной Европы, причем объем их весьма значителен. Выделяются Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция.

Единовременное пособие при рождении ребенка существует во многих странах и рассматривается как часть системы соци­ального страхования. Обычно его размер не зависит от уровня семейного дохода. В Австрии, Финляндии и Франции пособие выплачивается всем женщинам в случае рождения ими детей и независимо от размеров их страховых отчислений. Во Фран­ции, кроме того, пособие дифференцировано по очередности рождений.

Оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребенком является второй основной мерой демографической политики, направленной на преодоление противоречий между материнством и внедомашней занятостью женщин. Его продолжительность, условия предоставления и оплаты существенно варьируют от страны к стране.

В системе экономических мер демографической политики особое значение имеет расширение сети и улучшение качества работы детских дошкольных учреждений. Ее деятельность мож­но считать удовлетворяющей требованиям общества в перспек­тиве лишь тогда, когда любая семья может при желании сразу, без задержки определить ребенка в детский сад или детские ясли недалеко от дома или работы, будучи уверена в том, что условия ухода и воспитания там будут не хуже домашних. Боль­шое значение имеет и снижение заболеваемости детей в детских дошкольных учреждениях, что будет не только способствовать улучшению их здоровья, но и существенно уменьшать потери рабочего времени у женщин.

Важным инструментом поощрения рождаемости может быть всемерное развитие сети бытового обслуживания (например, прачечных, доставки продуктов на дом), повышение качества ее работы, расширение выпуска надежной и доступной бытовой техники (стиральных машин, кухонных комбайнов и т. д.), об­легчающей домашний труд.

Экономические меры поощрения миграции в трудонедостаточные районы предполагают создание благоприятных условий жизни для семей с определенным числом детей, что включает не только повышение дохода, но и наиболее интенсивное разви­тие сферы услуг, высокий уровень обеспеченности комфорта­бельным жильем.

2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

К административно-правовым мерам демографической по­литики относятся главным образом различные законодатель­ные акты. Ими могут быть постановления, вводящие полный или частичный запрет абортов в медицинских учреждениях, акты, понижающие или повышающие минимально допустимый законом возраст регистрации браков, ограничивающие или по­ощряющие миграцию в те или иные части страны. Также мож­но назвать изменение законов о браке и семье, расширение иму­щественных прав матери и детей при распаде семьи и др.

Меры административно-юридического плана могут быть эф­фективны в комплексе с другими мерами демографической политики, лишь на фоне общей благоприятной социально-эко­номической ситуации.

Как отмечают А.Б. Аничкин и С.С. Каринский, на протя­жение всей второй половины XX в. в большинстве стран на­блюдалась тенденция к расширению индивидуальных прав в демографической сфере. Это нашло свое выражение в провоз­глашении права индивидов решать свободно и независимо воп­рос о числе детей и времени их рождения (этот принцип был принят Международной конференцией по правам человека в Тегеране в 1968 г.), в реализации вышеупомянутого права (этот принцип был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г.). Ранее других из числа западных стран на путь мо­дернизации соответствующих законодательств встали Скан­динавские страны, Великобритания, Франция, США и Кана­да. В большинстве же других этот процесс все еще продолжа­ется. Наиболее консервативно законодательство стран Пире­нейского полуострова, где традиционно сильно влияние като­лических воззрений.

Главным фактором влияния брака на демографическое пове­дение является минимальный возраст вступления в брак. Для мужчин он варьирует от 21 года (ФРГ) до 16 лет (Великобрита­ния); 18-летний возраст является наиболее распространенным. Для женщин возрастной ценз ниже: от 18 (большинство стран) до 14 лет (Греция). Современной тенденцией является его снижение, что интерпретируется некоторыми авторами как отражение
изменений в статусе молодежи, расширения их прав, эмансипации. К примеру, в России была попытка законодательно снизить возраст вступления в брак с 18 до 14 лет.

Законодательство, регулирующее развод, в целом характе­ризуется тенденцией к либерализации. Но различия между стра­нами все еще весьма велики. Но перемены в этой области зако­нодательства происходят непрерывно и поэтому группировки стран по характеру законодательства быстро устаревают. В Ир­ландии и странах Пиренейского полуострова развод практичес­ки невозможен. Во Франции, Италии, Греции закон предусмат­ривает ряд поводов, формально приводящих к разводу. В Бель­гии, Финляндии, ФРГ законодательство о разводе более либе­рально. В Великобритании, Нидерландах, Скандинавских стра­нах и странах Северной Америки достаточным поводом к разво­ду считается взаимное признание супругами нежелательности продолжения брака. В ряде стран (Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды) помимо развода существует также сепарация, не означающая юридического прекращения брака, но разрешаю­щая сожительство с другим партнером, не квалифицируемое в этом случае как измена. Часто она бывает обязательным ша­гом, предшествующим формальному разводу.

3) воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

К мерам социально-пропагандистского, воспитательного характера относят пропаганду почетности и важности материнства и отцовства, желаемого для общества числа детей в семье и т. д. «Демографическое воспитание» населения может вестись по-разному. Один из важнейших его элементов - воспитание в се­мье, где во многом формируется система жизненных ценностей подрастающего поколения. Другое направление - использование массовых источников информации (кино, радио, печать, телевидение) с целью пропаганды определенного типа демографического поведения.

Демографы, в частности В.М. Медков, выделяют основные принципы демографической политики, к которым относят:

Принцип суверенности семьи, означающий, что сама семья (независимо от государства) имеет право принимать любые ре­шения, затрагивающие ее жизнь, рождение или отказ от рож­дения детей, семейные отношения и т.д. Но, как справедливо подчеркнул В.М. Медков, принцип суверенности семьи оста­нется пустым звуком без соответствующей экономической базы.

Принцип свободы выбора, который тесно связан с принци­пом суверенности семьи. Принцип свободы выбора означает наличие в обществе подлинной возможности выбирать любой тип семьи и семейного поведения, предполагает последователь­ное и равное применение этого принципа и в отношении семьи и личности, и в отношении общества и государства.

Принцип общественного договора. По существу этот прин­цип развивает и конкретизирует вышеназванные принципы. Этот принцип означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи (как социального института) и государства. Речь идет о своеобразном общественном договоре семьи и государства, ко­торый бы регулировал политические, социально-экономические, правовые и другие взаимоотношения между ними.

Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики, т.е. речь идет о том, что цели долж­ны быть едины для всей страны и не зависят от демографичес­кой ситуации, складывающейся на отдельных территориях. Заметим, что в ряде федераций существует иная точка зрения на реализацию этого принципа.

Принцип социального участия, который означает участие в фор­мировании и реализации социальной демографической политики трех основных субъектов социальной жизни: семьи как малой груп­пы, различных социальных и территориальных общностей и объе­динений и государства в лице различных исполнительных и зако­нодательных органов (федеральных, региональных, местных).

Рассматривая методологические основы демографической политики, отечественные демографы выделяют понятие «эффективность демографической политики». Ее определяют как достижение поставленных целей в исторически кратчайшие сроки с минимальными экономическими затратами при соблюдении действующих в обществе социальных норм. Цели демографической политики не должны сводиться только к формированию каких-либо количествен­ных характеристик процессов воспроизводства населения. Речь идет о создании типа воспроизводства населения с новыми качествен­ными параметрами. Это особенно важно с учетом перспективы, ибо в отдаленном будущем при возможных больших социально-экономических изменениях параметры ряда демографических про­цессов (главным образом рождаемости и в меньшей мере смертно­сти) будут по интенсивности варьировать незначительно.

Демографы различают общую, генеральную и долгосрочную эффективность в приведенном ранее смысле и эпизодические, частные, ближайшие по времени результаты мер демографи­ческой политики в той или иной социальной области. Частные эффекты могут проявляться в разных сферах. К примеру, стро­ительство детских учреждений, улучшение качества их рабо­ты могут способствовать увеличению общей занятости женщин, в том числе вследствие снижения числа рабочих дней, пропу­щенных по болезни ребенка. Такого рода эффекты имеют боль­шое значение, они могут проявиться достаточно быстро.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных.

Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий.

В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов как социальной, так и демографической политики подучил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программа развития ООН.

Демографическую политику определяют и узко и более ши­роко. В первом случае речь идет о прямом (или косвенном) воз­действии на демографические тенденции; во втором же случае под демографической политикой понимают демографические аспекты, и последствия разнообразных мер, предпринимаемых в рамках широко понимаемой социальной политики.

При анализе демографической политики необходим учет широкого круга гуманитарных, идеологических, экономичес­ких, социальных и других факторов.

Современный этап демографического развития выделяется чрезвычайным разнообразием переходных форм. Прошло то время, когда все развивающиеся страны характеризовались высокой рождаемостью и относительно высокой смертностью. В настоящее время, как отмечают демографы, они сосредоточе­ны уже по всем четырем фазам демографического перехода: от вполне традиционного типа воспроизводства (высокие рождае­мость и смертность) до современного с низкой рождаемостью и смертностью и минимальным приростом населения. Однако боль­шая часть освободившихся государств занимают вторую и тре­тью ступени демографического перехода: смертность уже более или менее значительно снижена, а рождаемость все еще высо­ка. Демографический взрыв, о конце которого в печати сообща­ется с начала 80-х гг., - пока еще реальность для многих разви­вающихся стран. Отсюда и нарастание тяжелейших проблем: высокая демографическая нагрузка, непропорционально боль­шие демографические инвестиции, безработица, нехватка пло­дородных земель, голод, повышенная смертность детей и т.д.

И, естественно, интерес к разработке эффективной демогра­фической политики, проблема эффективного управления демо­графическими процессами и, прежде всего ростом населения ста­вится на повестку дня даже в тех странах, где еще недавно к ней были равнодушны или враждебны. В 1965 г. лишь 12 политических лидеров развитых и развивающихся государств под­писали заявление, где была высказана озабоченность по поводу сложившейся в «третьем мире» демографической ситуации. Как изменилось отношение к этой проблеме, показывает появление в 1985 г. международного документа под названием «Заявле­ние политических лидеров о стабилизации населения». Этот документ подписали главы 40 государств (почти все - развива­ющиеся), причем среди них было немало представителей арабо-мусульманского и африканского регионов (Египет, Иордания, Марокко, Нигерия, Кения, Зимбабве и др.).

Но на пороге XXI в. уже большинство стран мира стало рас­сматривать демографическую политику как важнейший инст­румент управления демографическими процессами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: