Студопедия
Карамелька - детский развивающий канал


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Три блока мер демографической политики.




Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:

1) экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.

В странах, где преобладает второй тип воспроизводства, с высокими показателями рождаемости, смертности и естествен­ного прироста, стремятся снизить рождаемость, сократить есте­ственный прирост. Больше всего озабочены ростом населения правительства Китая, Индии, Бангладеш, Нигерии, Вьетнама. Ими проводится жесткая политика планирования семьи.

Экономические рычаги демографической политики по сво­им возможностям и номенклатуре не ограничиваются пособиями и разного рода поощрительными выплатами (или наоборот - ограничением выплат). Сюда входят меры, дающие возможность матерям эффективно работать в общественном производстве. Более широкое использование неполного рабочего дня или ра­бота по скользящему графику позволяют легче совмещать в первые годы жизни ребенка уход за ним и трудовую деятель­ность. Один из методов поощрения рождаемости и формирова­ния нового демографического поведения - льготы семьям с деть­ми, а также молодоженам.

Важный элемент политики поощрения рождаемости - уве­личение объема производства и бесперебойной продажи по до­ступным ценам высококачественной детской одежды, обуви, спе­циально приготовленных и хорошо оформленных продуктов детского питания. Сюда можно отнести и такую форму помощи семье, как предоставление ей целевых денежных кредитов на льготных условиях для покупки жилья, предметов длительно­го пользования. Часть таких кредитов, а чаще даже их полови­на, погашается при рождении первого и второго ребенка, а при рождении третьего - кредит погашается полностью.

В зарубежных странах среди экономических мер наиболее распространены разнообразные пособия и надбавки, а также налоговые льготы, причем последние теряют значение, все бо­лее уступая первенство пособиям и надбавкам, список которых весьма разнообразен. К экономическим мерам относятся также различные непрямые льготы - транспортные, жилищные, об­разовательные. Эти меры обычно рассматриваются в рамках более широкого контекста мер - политики благосостояния, жен­ской эмансипации, семьи.

Система семейных надбавок, выплачиваемых по прогрессив­ной шкале, наиболее характерна для стран Западной Европы, причем объем их весьма значителен. Выделяются Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция.

Единовременное пособие при рождении ребенка существует во многих странах и рассматривается как часть системы соци­ального страхования. Обычно его размер не зависит от уровня семейного дохода. В Австрии, Финляндии и Франции пособие выплачивается всем женщинам в случае рождения ими детей и независимо от размеров их страховых отчислений. Во Фран­ции, кроме того, пособие дифференцировано по очередности рождений.




Оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребенком является второй основной мерой демографической политики, направленной на преодоление противоречий между материнством и внедомашней занятостью женщин. Его продолжительность, условия предоставления и оплаты существенно варьируют от страны к стране.

В системе экономических мер демографической политики особое значение имеет расширение сети и улучшение качества работы детских дошкольных учреждений. Ее деятельность мож­но считать удовлетворяющей требованиям общества в перспек­тиве лишь тогда, когда любая семья может при желании сразу, без задержки определить ребенка в детский сад или детские ясли недалеко от дома или работы, будучи уверена в том, что условия ухода и воспитания там будут не хуже домашних. Боль­шое значение имеет и снижение заболеваемости детей в детских дошкольных учреждениях, что будет не только способствовать улучшению их здоровья, но и существенно уменьшать потери рабочего времени у женщин.

Важным инструментом поощрения рождаемости может быть всемерное развитие сети бытового обслуживания (например, прачечных, доставки продуктов на дом), повышение качества ее работы, расширение выпуска надежной и доступной бытовой техники (стиральных машин, кухонных комбайнов и т. д.), об­легчающей домашний труд.

Экономические меры поощрения миграции в трудонедостаточные районы предполагают создание благоприятных условий жизни для семей с определенным числом детей, что включает не только повышение дохода, но и наиболее интенсивное разви­тие сферы услуг, высокий уровень обеспеченности комфорта­бельным жильем.



2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

К административно-правовым мерам демографической по­литики относятся главным образом различные законодатель­ные акты. Ими могут быть постановления, вводящие полный или частичный запрет абортов в медицинских учреждениях, акты, понижающие или повышающие минимально допустимый законом возраст регистрации браков, ограничивающие или по­ощряющие миграцию в те или иные части страны. Также мож­но назвать изменение законов о браке и семье, расширение иму­щественных прав матери и детей при распаде семьи и др.

Меры административно-юридического плана могут быть эф­фективны в комплексе с другими мерами демографической политики, лишь на фоне общей благоприятной социально-эко­номической ситуации.

Как отмечают А.Б. Аничкин и С.С. Каринский, на протя­жение всей второй половины XX в. в большинстве стран на­блюдалась тенденция к расширению индивидуальных прав в демографической сфере. Это нашло свое выражение в провоз­глашении права индивидов решать свободно и независимо воп­рос о числе детей и времени их рождения (этот принцип был принят Международной конференцией по правам человека в Тегеране в 1968 г.), в реализации вышеупомянутого права (этот принцип был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г.). Ранее других из числа западных стран на путь мо­дернизации соответствующих законодательств встали Скан­динавские страны, Великобритания, Франция, США и Кана­да. В большинстве же других этот процесс все еще продолжа­ется. Наиболее консервативно законодательство стран Пире­нейского полуострова, где традиционно сильно влияние като­лических воззрений.

Главным фактором влияния брака на демографическое пове­дение является минимальный возраст вступления в брак. Для мужчин он варьирует от 21 года (ФРГ) до 16 лет (Великобрита­ния); 18-летний возраст является наиболее распространенным. Для женщин возрастной ценз ниже: от 18 (большинство стран) до 14 лет (Греция). Современной тенденцией является его снижение, что интерпретируется некоторыми авторами как отражение
изменений в статусе молодежи, расширения их прав, эмансипации. К примеру, в России была попытка законодательно снизить возраст вступления в брак с 18 до 14 лет.

Законодательство, регулирующее развод, в целом характе­ризуется тенденцией к либерализации. Но различия между стра­нами все еще весьма велики. Но перемены в этой области зако­нодательства происходят непрерывно и поэтому группировки стран по характеру законодательства быстро устаревают. В Ир­ландии и странах Пиренейского полуострова развод практичес­ки невозможен. Во Франции, Италии, Греции закон предусмат­ривает ряд поводов, формально приводящих к разводу. В Бель­гии, Финляндии, ФРГ законодательство о разводе более либе­рально. В Великобритании, Нидерландах, Скандинавских стра­нах и странах Северной Америки достаточным поводом к разво­ду считается взаимное признание супругами нежелательности продолжения брака. В ряде стран (Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды) помимо развода существует также сепарация, не означающая юридического прекращения брака, но разрешаю­щая сожительство с другим партнером, не квалифицируемое в этом случае как измена. Часто она бывает обязательным ша­гом, предшествующим формальному разводу.

3) воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

К мерам социально-пропагандистского, воспитательного характера относят пропаганду почетности и важности материнства и отцовства, желаемого для общества числа детей в семье и т. д. «Демографическое воспитание» населения может вестись по-разному. Один из важнейших его элементов - воспитание в се­мье, где во многом формируется система жизненных ценностей подрастающего поколения. Другое направление - использование массовых источников информации (кино, радио, печать, телевидение) с целью пропаганды определенного типа демографического поведения.

Демографы, в частности В.М. Медков, выделяют основные принципы демографической политики, к которым относят:

Принцип суверенности семьи, означающий, что сама семья (независимо от государства) имеет право принимать любые ре­шения, затрагивающие ее жизнь, рождение или отказ от рож­дения детей, семейные отношения и т.д. Но, как справедливо подчеркнул В.М. Медков, принцип суверенности семьи оста­нется пустым звуком без соответствующей экономической базы.

Принцип свободы выбора, который тесно связан с принци­пом суверенности семьи. Принцип свободы выбора означает наличие в обществе подлинной возможности выбирать любой тип семьи и семейного поведения, предполагает последователь­ное и равное применение этого принципа и в отношении семьи и личности, и в отношении общества и государства.

Принцип общественного договора. По существу этот прин­цип развивает и конкретизирует вышеназванные принципы. Этот принцип означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи (как социального института) и государства. Речь идет о своеобразном общественном договоре семьи и государства, ко­торый бы регулировал политические, социально-экономические, правовые и другие взаимоотношения между ними.

Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики, т.е. речь идет о том, что цели долж­ны быть едины для всей страны и не зависят от демографичес­кой ситуации, складывающейся на отдельных территориях. Заметим, что в ряде федераций существует иная точка зрения на реализацию этого принципа.

Принцип социального участия, который означает участие в фор­мировании и реализации социальной демографической политики трех основных субъектов социальной жизни: семьи как малой груп­пы, различных социальных и территориальных общностей и объе­динений и государства в лице различных исполнительных и зако­нодательных органов (федеральных, региональных, местных).

Рассматривая методологические основы демографической политики, отечественные демографы выделяют понятие «эффективность демографической политики». Ее определяют как достижение поставленных целей в исторически кратчайшие сроки с минимальными экономическими затратами при соблюдении действующих в обществе социальных норм. Цели демографической политики не должны сводиться только к формированию каких-либо количествен­ных характеристик процессов воспроизводства населения. Речь идет о создании типа воспроизводства населения с новыми качествен­ными параметрами. Это особенно важно с учетом перспективы, ибо в отдаленном будущем при возможных больших социально-экономических изменениях параметры ряда демографических про­цессов (главным образом рождаемости и в меньшей мере смертно­сти) будут по интенсивности варьировать незначительно.

Демографы различают общую, генеральную и долгосрочную эффективность в приведенном ранее смысле и эпизодические, частные, ближайшие по времени результаты мер демографи­ческой политики в той или иной социальной области. Частные эффекты могут проявляться в разных сферах. К примеру, стро­ительство детских учреждений, улучшение качества их рабо­ты могут способствовать увеличению общей занятости женщин, в том числе вследствие снижения числа рабочих дней, пропу­щенных по болезни ребенка. Такого рода эффекты имеют боль­шое значение, они могут проявиться достаточно быстро.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных.

Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий.

В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов как социальной, так и демографической политики подучил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программа развития ООН.

Демографическую политику определяют и узко и более ши­роко. В первом случае речь идет о прямом (или косвенном) воз­действии на демографические тенденции; во втором же случае под демографической политикой понимают демографические аспекты, и последствия разнообразных мер, предпринимаемых в рамках широко понимаемой социальной политики.

При анализе демографической политики необходим учет широкого круга гуманитарных, идеологических, экономичес­ких, социальных и других факторов.

Современный этап демографического развития выделяется чрезвычайным разнообразием переходных форм. Прошло то время, когда все развивающиеся страны характеризовались высокой рождаемостью и относительно высокой смертностью. В настоящее время, как отмечают демографы, они сосредоточе­ны уже по всем четырем фазам демографического перехода: от вполне традиционного типа воспроизводства (высокие рождае­мость и смертность) до современного с низкой рождаемостью и смертностью и минимальным приростом населения. Однако боль­шая часть освободившихся государств занимают вторую и тре­тью ступени демографического перехода: смертность уже более или менее значительно снижена, а рождаемость все еще высо­ка. Демографический взрыв, о конце которого в печати сообща­ется с начала 80-х гг., - пока еще реальность для многих разви­вающихся стран. Отсюда и нарастание тяжелейших проблем: высокая демографическая нагрузка, непропорционально боль­шие демографические инвестиции, безработица, нехватка пло­дородных земель, голод, повышенная смертность детей и т.д.

И, естественно, интерес к разработке эффективной демогра­фической политики, проблема эффективного управления демо­графическими процессами и, прежде всего ростом населения ста­вится на повестку дня даже в тех странах, где еще недавно к ней были равнодушны или враждебны. В 1965 г. лишь 12 политических лидеров развитых и развивающихся государств под­писали заявление, где была высказана озабоченность по поводу сложившейся в «третьем мире» демографической ситуации. Как изменилось отношение к этой проблеме, показывает появление в 1985 г. международного документа под названием «Заявле­ние политических лидеров о стабилизации населения». Этот документ подписали главы 40 государств (почти все - развива­ющиеся), причем среди них было немало представителей арабо-мусульманского и африканского регионов (Египет, Иордания, Марокко, Нигерия, Кения, Зимбабве и др.).

Но на пороге XXI в. уже большинство стран мира стало рас­сматривать демографическую политику как важнейший инст­румент управления демографическими процессами.

 





Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 953; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8545 - | 6840 - или читать все...

 

52.200.130.163 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.