Направления эффективности демографической политики за рубежом

Современная демографическая политика уходит корнями в прошлые века, ибо проблемы низкой и высокой рождаемости и связанные с этим темпы прироста численности населений давно стали волновать правительства и общественность многих стран, в первую очередь европейских.

Отношение общественного мнения к проблеме низкой рождае­мости в ряде европейских стран имеет длительную историю. По мнению демографов, Франция раньше всех испытала на себе влия­ние демографического перехода, и многие вопросы, связанные с проблемами рождаемости, начали обсуждаться там, по крайней мере, с середины XIX в., когда появились признаки серьезной озабочен­ности по поводу медленного демографического роста страны.

Фактически Франция стала своеобразным демографическим полигоном, дающим богатый материал для изучения различ­ных методов демографической политики и их эффективности.

В Германии реакция общественного мнения на падение рож­даемости обозначалась в конце XIX в., и в 1921 г. здесь возник Национальный союз ассоциаций больших семей. Однако суще­ствовало и сильное движение в поддержку внутрисемейного регулирования деторождении, влияние которого, правда, силь­но упало с приходом к власти фашистов, чьим лозунгом был националистически, расистски окрашенный пронатализм. Была введена система семейных займов, а в 1941 г. приняты меры к ослаблению внутрисемейного контроля рождаемости.

В Швеции в 30-е гг. XX в. был официально сформулирован определенный демографический курс, сочетавший материаль­ное стимулирование индивидуальной рождаемости с либераль­ной политикой регулирования деторождения, что отличало шведскую демографическую политику от демографической по­литики Франции и Германии тех лет.

В Соединенных Штатах, где демографическая ситуация дол­гое время была благоприятной, общественное мнение не прояв­ляло признаков озабоченности ходом демографического разви­тия (как это характерно для Франции и ряда других европейс­ких стран на разных этапах их истории). Продолжающийся приток иммигрантов создавал у части населения опасения, что население США растет слишком быстро. В начале 70-х гг. ко­миссией конгресса был подготовлен доклад «Рост населения и будущее Америки». Комиссия, проанализировав демографичес­кую ситуацию в США в прошлом, пришла к заключению, что будущий рост населения не принесет Соединенным Штатам никаких выгод - экономических, экологических, государствен­ных или социальных и что поэтому была бы желательной перс­пектива стабилизации населения.

Анализируя ход демографического развития в странах За­падной Европы и Северной Америки, российские демографы А.Г. Вишневский, А.Б. Аничкин, С.С. Каринский и др., обра­тили внимание на формирование демографической политики, пытаясь ответить на вопрос: а была ли в прошлом эта самая политика? Ответ на этот вопрос, по их мнению, можно получить только при условии принятия определенной точки зрения на сущ­ность понятия «демографическая политика». Сейчас существует двойственный подход к определению этого понятия.

Комплексное решение проблем демографического развития характерно для самого многочисленного государства мира - Китайской Народной Республики [12].

Уже в 1954 г. на I сессии Всекитайского собрания народных представителей было заявлено о необходимости принятия мер по ограничению рождаемости, дано указание Министерству здра­воохранения «оказать помощь массам в осуществлении контро­ля над рождаемостью». Кампания по сокращению рождаемости проводилась по трем направлениям:

♦ массовая пропаганда;

♦ руководство работой по ограничению рождаемости на всех территориальных уровнях;

♦ распространение средств ограничения рождаемости и орга­низация научных исследований в этой области.

Основными составляющими демографической политики были: ограничение числа детей в семье и повышение возраста вступления в брак. В 60-70-е гг. в ходу был лозунг: «Один ребе­нок - отличная семья, двое детей - хорошо, трое - слишком много, четверо детей - ошибка». Позднее этот лозунг был скор­ректирован.

В 1979 г. руководство КНР начало активное осуществление политики однодетной семьи.

Работа в области планирования рождаемости приравнена по значению к производству материальных благ и рассматривается как стратегическая задача. Такой подход закреплен в ст. 25 Кон­ституции КНР 1982 г., которая гласит: «Государство внедряет плановую рождаемость с тем, чтобы привести рост населения в соответствие с планами социально-экономического развития».

«От успеха или провала работы по контролю над ростом на­селения в огромной мере будут зависеть перспективы осуществ­ления «четырех модернизаций», - так ставится вопрос в Китае. «Модернизация - это не увеличение числа людей, а их умень­шение, - именно это является критерием модернизации», - го­ворил инициатор политики реформ Дэн Сяопин. В связи с этим весьма знаменательным, как считает А.Д. Дикарев, считать по­явление в китайской печати публикации под названием «Много людей - трудно решать дела» [13].

В 1971 г. Государственный совет принял декрет, в котором, в частности, говорилось: «Планируемая рождаемость есть важное дело... За исключением слабо заселенных районов национальных мень­шинств и некоторых других, руководящие товарищи на каждом уровне должны усиливать руководство и вести углубленную пропа­ганду и воспитание, чтобы поздние браки и планирование рождае­мости стали добровольным поведением широких масс в городах и сельской местности, и следует приложить все силы для достижения выдающихся результатов в период четвертого пятилетнего плана».

В декабре 1973 г. состоялось первое всекитайское совещание по проблемам планирования рождаемости, где впервые было при­нято решение о планировании численности населения. С 1974 г. показатели прироста населения стали включаться в народнохо­зяйственный план [14].

В 1985 г. был завершен первый этап демографической поли­тики - снижение темпов прироста населения до 1%, на рубеже второго этапа (к 2000 г.) планировалось довести аналогичный показатель практически до нулевых значений.

Правительством была определена и конкретная численность населения - 1,2 млрд. человек. В 1980 г. было создано Всекитайское общество по планированию рождаемости. Руководящая группа по планированию рождаемости при Госсовете КНР раз­работала новый законопроект, которым предусматривались ад­министративные, моральные и экономические меры.

Какие конкретно предполагались стимулы к тому, чтобы молодые семьи ограничивались рождением одного ребенка?

Женщинам, взявшим обязательство иметь одного ребенка, вручались удостоверения «отличника планирования рождаемо­сти», что давало право преимущества при устройстве в детские учреждения, в медицинском обслуживании, предоставлении жилья. Ребенок имел преимущества при поступлении в вуз, распределении на работу. Родители с одним ребенком до дости­жения им 14 лет ежемесячно получают денежное пособие в раз­мере 10% зарплаты, они освобождаются от уплаты налогов на воспитание и образование и т.д.

Но осуществление политики «одной семьи» столкнулось с рядом серьезных трудностей, особенно в сельской местности, что не позволило осуществить ее в полном объеме: уже в 1995 г. численность населения КНР превысила 1221 млн. человек.

В 1999 г. численность населения КНР (без Сангана и Аомы­ня) составляла 1267 млн. человек, а в 2002 г. превысила 1,3 млрд. человек. Ежегодный прирост населения сохраняется последнее десятилетие на уровне 0,9-1,0%.

По мнению китайских демографов и социологов, быстрый рост численности населения оказывает серьезное влияние на развитие страны и вызывает ряд острых проблем. Какие это проблемы?

1. Обострение проблемы занятости. В 1990 г. численность тру­довых ресурсов в КНР составляла 755 млн. человек, в 1996 г. -850 млн., а в 2000 г. - более 900 млн. Вместе с тем на рынке труда предложение постоянно превышает спрос.

2.Проблемы образования населения. По данным статистики, 23,5% населения КНР неграмотны и полуграмотны. В то же вре­мя возможность получения образования имело ограниченное число людей. Если принять число студентов за единицу, то соотношения между численностью студентов, учащихся средних школ и учащихся начальных школ здесь составляет (соответственно) 1: 50: 128, т. е. доля лиц, поступающих из начальной школы в среднюю, невысокая, а из средней школы в вуз - еще ниже.

3.Увеличение расходов на содержание пожилых людей. Это проблема связана с быстрым старением населения. В конце 90-х гг. в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше более 10% от общей численности. По расчетам, к 2025 г. численность пожилых людей составит 300 млн. человек, а в 2050 г. каждый четвертый житель будет пожилым. Из года в год растет коэффициент иждивенческой нагрузки. В1988 г. коли­чество пенсионеров составляло 18 млн. человек, а расходы на пенсию - 18 млрд. человек. К 2000 г. численность пенсионеров возросла до 40 млн. человек, а расходы - до 50 млрд. человек.

4.Недостаток территории для жизнедеятельности, в первую очередь пахотных земель. Известно, что свыше 50% территории КНР непригодны или малопригодны для проживания (пустыни и полупустыни, горы и др.), кроме того, свыше 20% населения КНР уже сейчас проживает в районах, расположенных выше 500 м от уровня моря. Пахотные земли составляют только 10% террито­рии. По расчетам специалистов, максимально допустимая числен­ность населения КНР не должны превышать 1,6 млрд. человек.

5.Недостаток продовольствия. Хотя КНР занимает первое место по общему производству зерна, мяса и рапса, второе-третье места по целому ряду других продуктов, производство и потреб­ление продуктов питания ниже среднемировых показателей.

6.Проблема, связанная с нехваткой природных ресурсов. Изве­стно, что КНР занимает ведущее место в мире по запасам многих минеральных ресурсов, пятое место в мире по запасам пресновод­ных ресурсов, третье место в мире по площади лугов и пастбищ, располагает значительными лесными ресурсами. Однако на душу населения показатели ресурсообеспеченности весьма низкие. Так, по количеству воды на человека КНР занимает 110-е место среди других стран мира. Если в 1980 г. расход пресной воды в КНР составлял 440 млрд. м3, то в 2000 г. - уже свыше 700 млрд. м3.

7. Разрушение экологии и загрязнение окружающей сре­ды. Растет эрозия почв (площадь такой земли составляет более 1,6 млн. км2). Идет вырубка лесов (более 300 млн. человек исполь­зует лес в качестве источника энергии). Рост численности сельско­го населения приводит к расширению пашни за счет уменьшения площади лесов. В целом по стране за 10 лет площадь лесов умень­шилась на 23%. Растет индустриальное загрязнение. В 80-90 гг. прошлого века свыше 80% промышленной сточной воды без очи­стки выпускалось в окружающую среду. По оценкам специалис­тов, за годы существования КНР количество промышленных от­ходов значительно превысило 5 млрд. тонн, они занимают 400 км2. Все это оказало существенное влияние на ход экономическо­го развития страны, на улучшение жизненного уровня населе­ния: темпы роста национального дохода на душу населения весь­ма низки, а показатель ВВП на душу населения существенно отстает от большинства стран.

Направленность демографической политики в зарубежных странах чрезвычайно многообразна. Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Болгария, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии), где в последние десятилетия активно проводилась демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых я, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми.

Таблица 1. Оценки и политика правительств в области населения

Оценки и политика Число стран Доля, %
Оценивают рост населения в своей стране как:
слишком высокий   13,8
удовлетворительный   43,7
слишком низкий   42,5
Считают необходимым воздействие с целью:
увеличить темп роста   12,1
сохранить темп роста   10,3
уменьшить темп роста   37,9
воздействие не планируется   39,7
Считают уровень смертности:
приемлемым   31,0
неприемлемым   69,0
Считают уровень рождаемости:
слишком низким   11,5
удовлетворительным   43,7
слишком высоким   46,0
Считают необходимым воздействие на рождаемость с целью:
увеличить   11,5
сохранить   10,9
уменьшить   40,2
воздействие не планируется   37,4
Политика в отношении контрацепции:
ограничивают использование   2,9
не ограничивают   97,1
в том числе: поддерживают распространение современных контрацептивов
прямо   76,4
косвенно   10,3
не поддерживают   10,3
Политика в отношении иммиграции:
увеличить   5,2
сохранить   44,3
уменьшить   34,5
воздействие не планируется   16,1
Политика в отношении эмиграции:
увеличить   3,4
сохранить   40,8
уменьшить   24,7
воздействие не планируется   31,0

 

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия я льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком я 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями я правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого я пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.

Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран в условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина юс населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.

Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более, чем миллиардным населением. Несколько лет назад руководством страны была поставлена цель - семья с одним ребенком. Чтобы достичь ее была разработана программа поощрений и наказаний. К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся, например, такие как:

o возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;

o выплата "налога" за второго ребенка;

o более высокая плата за питание для второго ребенка;

o отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка. Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 в настоящее время.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: