Современная демографическая политика уходит корнями в прошлые века, ибо проблемы низкой и высокой рождаемости и связанные с этим темпы прироста численности населений давно стали волновать правительства и общественность многих стран, в первую очередь европейских.
Отношение общественного мнения к проблеме низкой рождаемости в ряде европейских стран имеет длительную историю. По мнению демографов, Франция раньше всех испытала на себе влияние демографического перехода, и многие вопросы, связанные с проблемами рождаемости, начали обсуждаться там, по крайней мере, с середины XIX в., когда появились признаки серьезной озабоченности по поводу медленного демографического роста страны.
Фактически Франция стала своеобразным демографическим полигоном, дающим богатый материал для изучения различных методов демографической политики и их эффективности.
В Германии реакция общественного мнения на падение рождаемости обозначалась в конце XIX в., и в 1921 г. здесь возник Национальный союз ассоциаций больших семей. Однако существовало и сильное движение в поддержку внутрисемейного регулирования деторождении, влияние которого, правда, сильно упало с приходом к власти фашистов, чьим лозунгом был националистически, расистски окрашенный пронатализм. Была введена система семейных займов, а в 1941 г. приняты меры к ослаблению внутрисемейного контроля рождаемости.
|
|
В Швеции в 30-е гг. XX в. был официально сформулирован определенный демографический курс, сочетавший материальное стимулирование индивидуальной рождаемости с либеральной политикой регулирования деторождения, что отличало шведскую демографическую политику от демографической политики Франции и Германии тех лет.
В Соединенных Штатах, где демографическая ситуация долгое время была благоприятной, общественное мнение не проявляло признаков озабоченности ходом демографического развития (как это характерно для Франции и ряда других европейских стран на разных этапах их истории). Продолжающийся приток иммигрантов создавал у части населения опасения, что население США растет слишком быстро. В начале 70-х гг. комиссией конгресса был подготовлен доклад «Рост населения и будущее Америки». Комиссия, проанализировав демографическую ситуацию в США в прошлом, пришла к заключению, что будущий рост населения не принесет Соединенным Штатам никаких выгод - экономических, экологических, государственных или социальных и что поэтому была бы желательной перспектива стабилизации населения.
Анализируя ход демографического развития в странах Западной Европы и Северной Америки, российские демографы А.Г. Вишневский, А.Б. Аничкин, С.С. Каринский и др., обратили внимание на формирование демографической политики, пытаясь ответить на вопрос: а была ли в прошлом эта самая политика? Ответ на этот вопрос, по их мнению, можно получить только при условии принятия определенной точки зрения на сущность понятия «демографическая политика». Сейчас существует двойственный подход к определению этого понятия.
|
|
Комплексное решение проблем демографического развития характерно для самого многочисленного государства мира - Китайской Народной Республики [12].
Уже в 1954 г. на I сессии Всекитайского собрания народных представителей было заявлено о необходимости принятия мер по ограничению рождаемости, дано указание Министерству здравоохранения «оказать помощь массам в осуществлении контроля над рождаемостью». Кампания по сокращению рождаемости проводилась по трем направлениям:
♦ массовая пропаганда;
♦ руководство работой по ограничению рождаемости на всех территориальных уровнях;
♦ распространение средств ограничения рождаемости и организация научных исследований в этой области.
Основными составляющими демографической политики были: ограничение числа детей в семье и повышение возраста вступления в брак. В 60-70-е гг. в ходу был лозунг: «Один ребенок - отличная семья, двое детей - хорошо, трое - слишком много, четверо детей - ошибка». Позднее этот лозунг был скорректирован.
В 1979 г. руководство КНР начало активное осуществление политики однодетной семьи.
Работа в области планирования рождаемости приравнена по значению к производству материальных благ и рассматривается как стратегическая задача. Такой подход закреплен в ст. 25 Конституции КНР 1982 г., которая гласит: «Государство внедряет плановую рождаемость с тем, чтобы привести рост населения в соответствие с планами социально-экономического развития».
«От успеха или провала работы по контролю над ростом населения в огромной мере будут зависеть перспективы осуществления «четырех модернизаций», - так ставится вопрос в Китае. «Модернизация - это не увеличение числа людей, а их уменьшение, - именно это является критерием модернизации», - говорил инициатор политики реформ Дэн Сяопин. В связи с этим весьма знаменательным, как считает А.Д. Дикарев, считать появление в китайской печати публикации под названием «Много людей - трудно решать дела» [13].
В 1971 г. Государственный совет принял декрет, в котором, в частности, говорилось: «Планируемая рождаемость есть важное дело... За исключением слабо заселенных районов национальных меньшинств и некоторых других, руководящие товарищи на каждом уровне должны усиливать руководство и вести углубленную пропаганду и воспитание, чтобы поздние браки и планирование рождаемости стали добровольным поведением широких масс в городах и сельской местности, и следует приложить все силы для достижения выдающихся результатов в период четвертого пятилетнего плана».
В декабре 1973 г. состоялось первое всекитайское совещание по проблемам планирования рождаемости, где впервые было принято решение о планировании численности населения. С 1974 г. показатели прироста населения стали включаться в народнохозяйственный план [14].
В 1985 г. был завершен первый этап демографической политики - снижение темпов прироста населения до 1%, на рубеже второго этапа (к 2000 г.) планировалось довести аналогичный показатель практически до нулевых значений.
Правительством была определена и конкретная численность населения - 1,2 млрд. человек. В 1980 г. было создано Всекитайское общество по планированию рождаемости. Руководящая группа по планированию рождаемости при Госсовете КНР разработала новый законопроект, которым предусматривались административные, моральные и экономические меры.
|
|
Какие конкретно предполагались стимулы к тому, чтобы молодые семьи ограничивались рождением одного ребенка?
Женщинам, взявшим обязательство иметь одного ребенка, вручались удостоверения «отличника планирования рождаемости», что давало право преимущества при устройстве в детские учреждения, в медицинском обслуживании, предоставлении жилья. Ребенок имел преимущества при поступлении в вуз, распределении на работу. Родители с одним ребенком до достижения им 14 лет ежемесячно получают денежное пособие в размере 10% зарплаты, они освобождаются от уплаты налогов на воспитание и образование и т.д.
Но осуществление политики «одной семьи» столкнулось с рядом серьезных трудностей, особенно в сельской местности, что не позволило осуществить ее в полном объеме: уже в 1995 г. численность населения КНР превысила 1221 млн. человек.
В 1999 г. численность населения КНР (без Сангана и Аомыня) составляла 1267 млн. человек, а в 2002 г. превысила 1,3 млрд. человек. Ежегодный прирост населения сохраняется последнее десятилетие на уровне 0,9-1,0%.
По мнению китайских демографов и социологов, быстрый рост численности населения оказывает серьезное влияние на развитие страны и вызывает ряд острых проблем. Какие это проблемы?
1. Обострение проблемы занятости. В 1990 г. численность трудовых ресурсов в КНР составляла 755 млн. человек, в 1996 г. -850 млн., а в 2000 г. - более 900 млн. Вместе с тем на рынке труда предложение постоянно превышает спрос.
2.Проблемы образования населения. По данным статистики, 23,5% населения КНР неграмотны и полуграмотны. В то же время возможность получения образования имело ограниченное число людей. Если принять число студентов за единицу, то соотношения между численностью студентов, учащихся средних школ и учащихся начальных школ здесь составляет (соответственно) 1: 50: 128, т. е. доля лиц, поступающих из начальной школы в среднюю, невысокая, а из средней школы в вуз - еще ниже.
3.Увеличение расходов на содержание пожилых людей. Это проблема связана с быстрым старением населения. В конце 90-х гг. в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше более 10% от общей численности. По расчетам, к 2025 г. численность пожилых людей составит 300 млн. человек, а в 2050 г. каждый четвертый житель будет пожилым. Из года в год растет коэффициент иждивенческой нагрузки. В1988 г. количество пенсионеров составляло 18 млн. человек, а расходы на пенсию - 18 млрд. человек. К 2000 г. численность пенсионеров возросла до 40 млн. человек, а расходы - до 50 млрд. человек.
|
|
4.Недостаток территории для жизнедеятельности, в первую очередь пахотных земель. Известно, что свыше 50% территории КНР непригодны или малопригодны для проживания (пустыни и полупустыни, горы и др.), кроме того, свыше 20% населения КНР уже сейчас проживает в районах, расположенных выше 500 м от уровня моря. Пахотные земли составляют только 10% территории. По расчетам специалистов, максимально допустимая численность населения КНР не должны превышать 1,6 млрд. человек.
5.Недостаток продовольствия. Хотя КНР занимает первое место по общему производству зерна, мяса и рапса, второе-третье места по целому ряду других продуктов, производство и потребление продуктов питания ниже среднемировых показателей.
6.Проблема, связанная с нехваткой природных ресурсов. Известно, что КНР занимает ведущее место в мире по запасам многих минеральных ресурсов, пятое место в мире по запасам пресноводных ресурсов, третье место в мире по площади лугов и пастбищ, располагает значительными лесными ресурсами. Однако на душу населения показатели ресурсообеспеченности весьма низкие. Так, по количеству воды на человека КНР занимает 110-е место среди других стран мира. Если в 1980 г. расход пресной воды в КНР составлял 440 млрд. м3, то в 2000 г. - уже свыше 700 млрд. м3.
7. Разрушение экологии и загрязнение окружающей среды. Растет эрозия почв (площадь такой земли составляет более 1,6 млн. км2). Идет вырубка лесов (более 300 млн. человек использует лес в качестве источника энергии). Рост численности сельского населения приводит к расширению пашни за счет уменьшения площади лесов. В целом по стране за 10 лет площадь лесов уменьшилась на 23%. Растет индустриальное загрязнение. В 80-90 гг. прошлого века свыше 80% промышленной сточной воды без очистки выпускалось в окружающую среду. По оценкам специалистов, за годы существования КНР количество промышленных отходов значительно превысило 5 млрд. тонн, они занимают 400 км2. Все это оказало существенное влияние на ход экономического развития страны, на улучшение жизненного уровня населения: темпы роста национального дохода на душу населения весьма низки, а показатель ВВП на душу населения существенно отстает от большинства стран.
Направленность демографической политики в зарубежных странах чрезвычайно многообразна. Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Болгария, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии), где в последние десятилетия активно проводилась демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых я, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми.
Таблица 1. Оценки и политика правительств в области населения
Оценки и политика | Число стран | Доля, % |
Оценивают рост населения в своей стране как: | ||
слишком высокий | 13,8 | |
удовлетворительный | 43,7 | |
слишком низкий | 42,5 | |
Считают необходимым воздействие с целью: | ||
увеличить темп роста | 12,1 | |
сохранить темп роста | 10,3 | |
уменьшить темп роста | 37,9 | |
воздействие не планируется | 39,7 | |
Считают уровень смертности: | ||
приемлемым | 31,0 | |
неприемлемым | 69,0 | |
Считают уровень рождаемости: | ||
слишком низким | 11,5 | |
удовлетворительным | 43,7 | |
слишком высоким | 46,0 | |
Считают необходимым воздействие на рождаемость с целью: | ||
увеличить | 11,5 | |
сохранить | 10,9 | |
уменьшить | 40,2 | |
воздействие не планируется | 37,4 | |
Политика в отношении контрацепции: | ||
ограничивают использование | 2,9 | |
не ограничивают | 97,1 | |
в том числе: поддерживают распространение современных контрацептивов | ||
прямо | 76,4 | |
косвенно | 10,3 | |
не поддерживают | 10,3 | |
Политика в отношении иммиграции: | ||
увеличить | 5,2 | |
сохранить | 44,3 | |
уменьшить | 34,5 | |
воздействие не планируется | 16,1 | |
Политика в отношении эмиграции: | ||
увеличить | 3,4 | |
сохранить | 40,8 | |
уменьшить | 24,7 | |
воздействие не планируется | 31,0 |
Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.
Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия я льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).
В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.
В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.
В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком я 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями я правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.
В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.
Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого я пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.
Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран в условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина юс населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.
Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более, чем миллиардным населением. Несколько лет назад руководством страны была поставлена цель - семья с одним ребенком. Чтобы достичь ее была разработана программа поощрений и наказаний. К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся, например, такие как:
o возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;
o выплата "налога" за второго ребенка;
o более высокая плата за питание для второго ребенка;
o отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка. Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 в настоящее время.