Православное духовенство состояло из двух категорий — белого (приходского) и черного (монашествующего). Постригавшийся в монахи давал обет "целомудрия, нестяжания и послушания", с отречением от собственной воли. При пострижении его отпевали как уходящего в иной мир; он принимал новое имя, а в знак смирения и отрешения от мира носил черное одеяние (схиму).
Черное духовенство считается "высшей" категорией в духовном сословии по сравнению с белым, ибо только монашество, как "причисленное к ангельскому чину", церковь признает идеальным "путем к Богу". Поэтому черное духовенство имеет ряд преимуществ перед белым. Так, все высшие чины церковной иерархии (епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи) назначаются только из среды монашествующего духовенства. Иначе говоря, церковная карьера может состояться только через монашеский постриг.
Статус монашествующих лиц Для пострижения в монахи требовалось добро- вольное согласие постригаемого. Насильственное пострижение влекло по закону уголовное наказание. Однако в истории немало примеров насильственного пострижения (по политическим мотивам) даже особ великокняжеского и царского рода.
|
|
Никакой прежний образ жизни, даже самый порочный, не мог быть препятствием к вступлению в монашество, ибо оно само по себе рассматривалось как "подвиг постоянного покаяния", а "доступ к покаянию открыт каждому грешнику". По российским законам пострижение в монахи разрешалось мужчинам не моложе 30 и женщинам свыше 40 лет. Запрещалось постригать женатого мужчину или замужнюю женщину, если только они по взаимному согласию не изъявят желания принять постриг, однако при условии их бездетности или когда их дети стали взрослыми и не нуждались уже в родительском попечении.
Принятый в монастырь не сразу принимал постриг, а обычно в течение трех лет проходил испытательный срок "послушания". По истечении этих лет послушник (или послушница) имели право отказаться от намерения принять постриг. Статистика показывает, что примерно половина послушников и послушниц по истечении трех лет "послушания" не принимала монашества и уходила из монастырей.
Функции российских монастырей Монастыри на Руси издавна играли роль не только роль крупных религиозных, но и культурных ценностей.
В их стенах сосредоточивались летописание и иконописание. Они способствовали распространению грамотности на Руси. Монастыри играли большую роль в хозяйственном освоении страны, особенно в ее северных и восточных окраинах. Монастыри выполняли важную функцию миссионерства и христиани-
|
|
зации. в XIX в. эту функцию выполняли 20 монастырей в Заволжье, Приуралье, Западной и Восточной Сибири. До XVII в. многие монастыри, стоявшие по дорогам, которые вели к Москве, выполняли и военно-стратегическую функцию. Они строились как неприступные крепости, с мощными стенами и башнями. Монахи получали от казны оружие и боеприпасы.
Монастыри также служили и местом отбывания наказаний, причем не только за преступления против веры. Некоторые монастыри имели свои тюрьмы. В XIX в. служили местами заключения 20 мужских и 10 женских монастырей. В каждом из них содержались десятки узников: сектанты, самозванцы, даже некоторые политические преступники (среди них были и несколько декабристов). Самой старой и крупной монастырской тюрьмой была Соловецкая, в которой узники содержались уже с XVI в. В нее заключали "бунтовщиков", "раскольников" и вообще всех противников православной церкви и царского режима. В XVII в. была оборудована тюрьма в Кирилло-Белозерском монастыре, а в XVIII в. — в Спасо-Евфимиевском в Суздале. Женщин заточали в Ивановский и Новодевичий монастыри (в Москве) и в Покровский (в Суздале). В монастырские тюрьмы заточали без судебных приговоров — по царскому повелению или по определению Синода. В большинстве своем узники содержались в монастырских тюрьмах пожизненно. Многие из них таким образом находились в заточении десятки лет; зафиксированы случаи и 50—60-летнего заточения. В ходе революции 1905—1907 гг. монастырские тюрьмы были упразднены.
В 1808 г. числилось 447 православных монастырей (353 мужских и 94 женских). В них находилось около 5 тыс. монахов и до 6 тыс. послушников. Более точные сведения имеются с 1825 г.: в этом году насчитывалось 476 монастырей (377 мужских и 99 женских), в которых пребывали 5609 монахов и 5471 послушник. В 1860 г. количество монастырей возросло до 614 (477 мужских и 136 женских), монашествующих — 8579 и послушников — 13 233; в 1900 г. монастырей было 828 (503 мужских и 325 женских), монахов — 18660, послушников — 39623; в 1917 г. — 1257 монастырей с 33572 монахами и 73 465 послушниками. В начале 20-х годов XX в. монастыри были упразднены советской властью, а все их имущество национализировано.
11 мужских монастырей относились в высшему рангу. 4 из них (Троице-Сергиев, Александро-Невский в Петербурге, Печерский в Киеве и Почаевский в Западной Украине) имели статус лавры; 7 монастырей (Соловецкий, Симонов, Донской, Новоспасский, Заиконоспасский, Новоиерусалимский и Спасо-Яковлевский) имели, как и лавры, свои привилегии и находились в непосредственном ведении Синода. Остальные монастыри подчинялись главам тех епархий, на территории которых они находились, и их настоятели (игумены и игуменьи) назначались главой епархии с последующим утверждением их Синодом. Настоятели важнейших монастырей но-
сили титул архимандрита. Обычно у этих монастырей находились в подчинении более мелкие обители, называвшиеся "приписными монастырями" (т. е. приписанными к данному монастырю). Около крупных монастырей возникли скиты — поселения монахов-отшельников (как правило, выходцев из тех же монастырей).
С момента возникновения на Руси монастырей они подразделялись на общежительные и необщежительные. В общежительных монастырях монахи ничего не имели своего: они получали бесплатно от монастыря кров (келью) и необходимую утварь, а также одежду, обувь, питание. За это они обязаны были по назначению настоятеля исполнять любую работу в монастыре. Они могли получать со стороны и заказную платную работу (писание икон, роспись храмов, изготовление церковной утвари и пр.), однако плата за нее шла в общую монастырскую казну. Настоятель в этих монастырях избирался самой монашеской братией. Общежительные монастыри отличались более строгими уставами, нежели необщежительные. К началу XX в. общежительные монастыри составляли около 60%. Общежительными были преимущественно женские монастыри.
|
|
В необщежительных монастырях монахи пользовались бесплатно только жильем и монастырской трапезой. Все остальное они приобретали сами за счет своего "трудоделания" и могли иметь свои сбережения. Настоятели крупных необщежительных монастырей назначались императором, общежительных и мелких необщежительных — Синодом.
Особым видом монастырского общежительства являлась пустынь — небольшой монастырь или даже уединенная келья. Она основывалась в отдаленных, безлюдных лесах или степях. К середине XIX в. в России числилось 74 мужских и 12 женских обителей, отнесенных к этой категории. Особую известность получила Оптина пустынь в Калужской губернии как важный центр православной духовности. Ее посещали известные славянофилы братья И. В. и П. В. Киреевские (в ней и были похоронены), писатели Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.
Проведенная в 1764 г. секуляризация монастырей существенно подорвала их материальное могущество. У них были отобраны 2 млн. крестьян и до 8,5 млн. десятин земли. Монастыри лишились годового дохода в виде получаемого с крестьян оброка в сумме 1,5 млн. руб.
Уже в первой половине XIX в. монастыри вновь стали превращаться в крупных землевладельцев — путем царских пожалований и за счет земельных покупок. В начале XIX в. вновь учреждаемым монастырям отводилось по 100 десятин земли, однако земли отводились и старым монастырям. Только за 1836—1841 гг. 170 монастырям было передано безвозмездно 25 тысяч десятин земли. К 1874 г. из 540 монастырей-землевладельцев свыше 200 имели в среднем по 1232 десятины каждый. Соловецкий монастырь имел
66 тыс. десятин, Саровская пустынь — свыше 20 тыс., Александро-Невская лавра — 13 тыс., Киево-Печерская лавра — 6,5 тыс. К 1917 г. 1257 монастырей владели в общей сложности до 1160 тыс. десятин земли.
На своих землях монастыри создавали высокоэффективное хлебопашество, огородничество и садоводство. Так, в Валаамском монастыре имелось большое огородно-садоводческое хозяйство, с оранжереями и теплицами, была создана сложная система ирригации. В суровых условиях севера здесь выращивались разнообразные сорта южных яблок, за которые монастырь удостаивался премий на сельскохозяйственных выставках. В монастыре процветало молочное животноводство. Он имел столярную, бочарную, гончарную и живописную мастерские, свечной, кирпичный, лесопильный и камнетесный заводы, свою типографию. Обширное и разнообразное хозяйство велось и в Соловецком монастыре.
|
|
В монастырском хозяйстве использовался не только труд "насельников" монастыря (монахов и послушников), но и наемных работников. По данным 1888 г., в 476 мужских монастырях применялся труд 26 тыс. "платных и бесплатных" работников. В Соловецкий монастырь ежегодно приезжали от 600 до 800 молодых мужчин, давших обет в течение года бесплатно трудиться на пользу монастыря.
Значительная часть монастырских земель, а также принадлежавшие монастырям мельницы, торговые лавки, пристани и прочие "оброчные статьи" сдавалась в аренду ("в оброк"). Монастыри занимались и торгово-промышленной деятельностью, ссужали деньги под проценты, имели вклады в банках. В конце XIX в. монастыри стали вкладывать свои капиталы в городские доходные дома. В 1903 г. в Петербурге насчитывалось до 266 доходных домов и 40 лабазов (торговых складов), принадлежавших монастырям и церквам, которые сдавали их внаем. В Москве в то же время только монастыри владели 146 жилыми домами, кроме того, они имели 32 подворья, постоялые дворы, торговые склады, обширные огороды как в черте города, так и в его окрестностях,
Немало было и других источников доходов монастырей: от продажи свечей, иконок, лампадного масла, даяний на поминовения усопших от заказных служб, кружечного сбора. Вопреки монастырским правилам монахи разъезжали по городам и селам, совершая требы за плату. Наиболее известные монастыри (как, например, Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры) ежегодно привлекали к себе сотни тысяч богомольцев.
Статистики того времени постоянно сетовали на неполноту сведений о доходах монастырей вследствие их "укрывательства". Но даже неполные данные свидетельствуют о неуклонном возрастании этих доходов, особенно в пореформенное время. По этим данным, они составляли: в1841г. — 316 тыс. руб. серебром, в 1861 г. —
648 тыс., в 1881 г. — 1 млн. 781 тыс., в 1891 г. — 3 млн. 636 тыс., к 1913 г. они возросли до 20 млн. руб. (кроме того, общая сумма монастырских вкладов составила 65,5 млн. руб.). Сюда не вошли ежегодные субсидии государства монастырям.
Современники поражались богатству некоторых, монастырей, роскошной жизни их настоятелей. Однако этим отличались крупные монастыри с 100 и более монашествующими. Но таких монастырей было менее 1/10 части всех православных обителей. Подавляющую массу представляли небольшие монастыри. Обычно они располагались в отдаленных глухих местах и, имея недостаточные земельные угодья, жили скудно, пробавляясь мелкими "рукоделиями", а то и подаянием.