Монастыри и монашество. Православное духовенство состояло из двух категорий — бе­лого (приходского) и черного (монашествующего)

Православное духовенство состояло из двух категорий — бе­лого (приходского) и черного (монашествующего). Постригавшийся в монахи давал обет "целомудрия, нестяжания и послушания", с отречением от собственной воли. При пострижении его отпевали как уходящего в иной мир; он принимал новое имя, а в знак смире­ния и отрешения от мира носил черное одеяние (схиму).

Черное духовенство считается "высшей" категорией в духов­ном сословии по сравнению с белым, ибо только монашество, как "причисленное к ангельскому чину", церковь признает идеальным "путем к Богу". Поэтому черное духовенство имеет ряд преиму­ществ перед белым. Так, все высшие чины церковной иерархии (епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи) назначаются только из среды монашествующего духовенства. Иначе говоря, цер­ковная карьера может состояться только через монашеский постриг.

Статус монашествующих лиц Для пострижения в монахи требовалось добро- вольное согласие постригаемого. Насильственное пострижение влекло по закону уголовное наказание. Однако в ис­тории немало примеров насильственного пострижения (по полити­ческим мотивам) даже особ великокняжеского и царского рода.

Никакой прежний образ жизни, даже самый порочный, не мог быть препятствием к вступлению в монашество, ибо оно само по себе рассматривалось как "подвиг постоянного покаяния", а "дос­туп к покаянию открыт каждому грешнику". По российским зако­нам пострижение в монахи разрешалось мужчинам не моложе 30 и женщинам свыше 40 лет. Запрещалось постригать женатого муж­чину или замужнюю женщину, если только они по взаимному со­гласию не изъявят желания принять постриг, однако при условии их бездетности или когда их дети стали взрослыми и не нуждались уже в родительском попечении.

Принятый в монастырь не сразу принимал постриг, а обычно в течение трех лет проходил испытательный срок "послушания". По истечении этих лет послушник (или послушница) имели право от­казаться от намерения принять постриг. Статистика показывает, что примерно половина послушников и послушниц по истечении трех лет "послушания" не принимала монашества и уходила из монастырей.

Функции российских монастырей Монастыри на Руси издавна играли роль не только роль крупных религиозных, но и культурных ценностей.

В их стенах сосредоточивались летописание и иконописание. Они способствовали распространению грамотности на Руси. Монастыри играли большую роль в хозяйственном освое­нии страны, особенно в ее северных и восточных окраинах. Мона­стыри выполняли важную функцию миссионерства и христиани-


зации. в XIX в. эту функцию выполняли 20 монастырей в Завол­жье, Приуралье, Западной и Восточной Сибири. До XVII в. многие монастыри, стоявшие по дорогам, которые вели к Москве, выпол­няли и военно-стратегическую функцию. Они строились как непри­ступные крепости, с мощными стенами и башнями. Монахи получа­ли от казны оружие и боеприпасы.

Монастыри также служили и местом отбывания наказаний, причем не только за преступления против веры. Некоторые мона­стыри имели свои тюрьмы. В XIX в. служили местами заключения 20 мужских и 10 женских монастырей. В каждом из них содержа­лись десятки узников: сектанты, самозванцы, даже некоторые по­литические преступники (среди них были и несколько декабристов). Самой старой и крупной монастырской тюрьмой была Соловецкая, в которой узники содержались уже с XVI в. В нее заключали "бун­товщиков", "раскольников" и вообще всех противников православ­ной церкви и царского режима. В XVII в. была оборудована тюрьма в Кирилло-Белозерском монастыре, а в XVIII в. — в Спасо-Евфимиевском в Суздале. Женщин заточали в Ивановский и Новодеви­чий монастыри (в Москве) и в Покровский (в Суздале). В монастыр­ские тюрьмы заточали без судебных приговоров — по царскому повелению или по определению Синода. В большинстве своем уз­ники содержались в монастырских тюрьмах пожизненно. Многие из них таким образом находились в заточении десятки лет; зафик­сированы случаи и 50—60-летнего заточения. В ходе революции 1905—1907 гг. монастырские тюрьмы были упразднены.

В 1808 г. числилось 447 православных монастырей (353 муж­ских и 94 женских). В них находилось около 5 тыс. монахов и до 6 тыс. послушников. Более точные сведения имеются с 1825 г.: в этом году насчитывалось 476 монастырей (377 мужских и 99 жен­ских), в которых пребывали 5609 монахов и 5471 послушник. В 1860 г. количество монастырей возросло до 614 (477 мужских и 136 жен­ских), монашествующих — 8579 и послушников — 13 233; в 1900 г. монастырей было 828 (503 мужских и 325 женских), монахов — 18660, послушников — 39623; в 1917 г. — 1257 монастырей с 33572 монахами и 73 465 послушниками. В начале 20-х годов XX в. мона­стыри были упразднены советской властью, а все их имущество национализировано.

11 мужских монастырей относились в высшему рангу. 4 из них (Троице-Сергиев, Александро-Невский в Петербурге, Печерский в Киеве и Почаевский в Западной Украине) имели статус лавры; 7 монастырей (Соловецкий, Симонов, Донской, Новоспасский, Заиконоспасский, Новоиерусалимский и Спасо-Яковлевский) имели, как и лавры, свои привилегии и находились в непосредственном веде­нии Синода. Остальные монастыри подчинялись главам тех епар­хий, на территории которых они находились, и их настоятели (игу­мены и игуменьи) назначались главой епархии с последующим ут­верждением их Синодом. Настоятели важнейших монастырей но-


сили титул архимандрита. Обычно у этих монастырей находились в подчинении более мелкие обители, называвшиеся "приписными монастырями" (т. е. приписанными к данному монастырю). Около крупных монастырей возникли скиты — поселения монахов-от­шельников (как правило, выходцев из тех же монастырей).

С момента возникновения на Руси монастырей они подразде­лялись на общежительные и необщежительные. В общежитель­ных монастырях монахи ничего не имели своего: они получали бесплатно от монастыря кров (келью) и необходимую утварь, а так­же одежду, обувь, питание. За это они обязаны были по назначе­нию настоятеля исполнять любую работу в монастыре. Они могли получать со стороны и заказную платную работу (писание икон, роспись храмов, изготовление церковной утвари и пр.), однако плата за нее шла в общую монастырскую казну. Настоятель в этих мона­стырях избирался самой монашеской братией. Общежительные монастыри отличались более строгими уставами, нежели необще­жительные. К началу XX в. общежительные монастыри составляли около 60%. Общежительными были преимущественно женские мо­настыри.

В необщежительных монастырях монахи пользовались бес­платно только жильем и монастырской трапезой. Все остальное они приобретали сами за счет своего "трудоделания" и могли иметь свои сбережения. Настоятели крупных необщежительных монасты­рей назначались императором, общежительных и мелких необще­жительных — Синодом.

Особым видом монастырского общежительства являлась пус­тынь — небольшой монастырь или даже уединенная келья. Она основывалась в отдаленных, безлюдных лесах или степях. К сере­дине XIX в. в России числилось 74 мужских и 12 женских обите­лей, отнесенных к этой категории. Особую известность получила Оптина пустынь в Калужской губернии как важный центр право­славной духовности. Ее посещали известные славянофилы братья И. В. и П. В. Киреевские (в ней и были похоронены), писатели Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

Проведенная в 1764 г. секуляризация монастырей существен­но подорвала их материальное могущество. У них были отобраны 2 млн. крестьян и до 8,5 млн. десятин земли. Монастыри лишились годового дохода в виде получаемого с крестьян оброка в сумме 1,5 млн. руб.

Уже в первой половине XIX в. монастыри вновь стали превра­щаться в крупных землевладельцев — путем царских пожалова­ний и за счет земельных покупок. В начале XIX в. вновь учреждае­мым монастырям отводилось по 100 десятин земли, однако зем­ли отводились и старым монастырям. Только за 1836—1841 гг. 170 монастырям было передано безвозмездно 25 тысяч десятин земли. К 1874 г. из 540 монастырей-землевладельцев свыше 200 имели в среднем по 1232 десятины каждый. Соловецкий монастырь имел


66 тыс. десятин, Саровская пустынь — свыше 20 тыс., Александро-Невская лавра — 13 тыс., Киево-Печерская лавра — 6,5 тыс. К 1917 г. 1257 монастырей владели в общей сложности до 1160 тыс. десятин земли.

На своих землях монастыри создавали высокоэффективное хлебопашество, огородничество и садоводство. Так, в Валаамском монастыре имелось большое огородно-садоводческое хозяйство, с оранжереями и теплицами, была создана сложная система иррига­ции. В суровых условиях севера здесь выращивались разнообраз­ные сорта южных яблок, за которые монастырь удостаивался пре­мий на сельскохозяйственных выставках. В монастыре процветало молочное животноводство. Он имел столярную, бочарную, гончар­ную и живописную мастерские, свечной, кирпичный, лесопильный и камнетесный заводы, свою типографию. Обширное и разнообраз­ное хозяйство велось и в Соловецком монастыре.

В монастырском хозяйстве использовался не только труд "на­сельников" монастыря (монахов и послушников), но и наемных ра­ботников. По данным 1888 г., в 476 мужских монастырях приме­нялся труд 26 тыс. "платных и бесплатных" работников. В Соловец­кий монастырь ежегодно приезжали от 600 до 800 молодых муж­чин, давших обет в течение года бесплатно трудиться на пользу монастыря.

Значительная часть монастырских земель, а также принадле­жавшие монастырям мельницы, торговые лавки, пристани и про­чие "оброчные статьи" сдавалась в аренду ("в оброк"). Монастыри занимались и торгово-промышленной деятельностью, ссужали день­ги под проценты, имели вклады в банках. В конце XIX в. монастыри стали вкладывать свои капиталы в городские доходные дома. В 1903 г. в Петербурге насчитывалось до 266 доходных домов и 40 лабазов (торговых складов), принадлежавших монастырям и церк­вам, которые сдавали их внаем. В Москве в то же время только монастыри владели 146 жилыми домами, кроме того, они имели 32 подворья, постоялые дворы, торговые склады, обширные огороды как в черте города, так и в его окрестностях,

Немало было и других источников доходов монастырей: от продажи свечей, иконок, лампадного масла, даяний на поминове­ния усопших от заказных служб, кружечного сбора. Вопреки мона­стырским правилам монахи разъезжали по городам и селам, совер­шая требы за плату. Наиболее известные монастыри (как, напри­мер, Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры) ежегодно привле­кали к себе сотни тысяч богомольцев.

Статистики того времени постоянно сетовали на неполноту сведений о доходах монастырей вследствие их "укрывательства". Но даже неполные данные свидетельствуют о неуклонном возрас­тании этих доходов, особенно в пореформенное время. По этим дан­ным, они составляли: в1841г. — 316 тыс. руб. серебром, в 1861 г. —


648 тыс., в 1881 г. — 1 млн. 781 тыс., в 1891 г. — 3 млн. 636 тыс., к 1913 г. они возросли до 20 млн. руб. (кроме того, общая сумма мона­стырских вкладов составила 65,5 млн. руб.). Сюда не вошли ежегод­ные субсидии государства монастырям.

Современники поражались богатству некоторых, монастырей, роскошной жизни их настоятелей. Однако этим отличались круп­ные монастыри с 100 и более монашествующими. Но таких мона­стырей было менее 1/10 части всех православных обителей. Подав­ляющую массу представляли небольшие монастыри. Обычно они располагались в отдаленных глухих местах и, имея недостаточные земельные угодья, жили скудно, пробавляясь мелкими "рукоделия­ми", а то и подаянием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: