Социокультурный динамизм общественного развития в XIX в. повлиял на состояние культуры деревни. Новые культурные явления в жизни русского крестьянства стали заметно распространяться в пореформенное время в условиях развития модернизации общества. Однако в целом в России XIX в. сохранялась, как известно, аграрная направленность экономики. Крестьянство на протяжении всего этого времени составляло подавляющую массу населения (по данным переписи 1897 г. — 84,2% населения Европейской России).
Крестьянство, наряду с мещанством, было основным социальным источником формирования пролетариата, создавало базу для
сохранения мелкобуржуазной среды, многоукладности российской экономики. В силу этого состояние культуры деревни, ее развитие, взаимоотношение с культурой города, ее влияние на городскую культуру определили характер многих социокультурных процессов в России XIX — начала XX вв.
Коренной чертой народной культуры оставались ее традиционность и непрофессиональный характер. Традиционная культура (в отличие от профессиональной) это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в повседневном обиходе и проведении сельских праздников.
|
|
Многие стороны традиционной культуры уходят корнями в глубокую древность. Тесная связь крестьянина с природой определялась его хозяйственной деятельностью, в которой земледелие было приоритетным. Взаимозависимость материального достатка от влияния природно-климатических факторов сохраняла в сознании крестьянина многие идущие еще со времен язычества верования в силу Природы. Поэтому даже в XIX в. в религиозном сознании русского крестьянина причудливо переплетались православная вера и языческие суеверия и обряды. Современные исследователи определяют систему верований русского крестьянина как православно-языческий синкретизм, т. е. смешение православной веры и остатков язычества.
Православие являлось в духовной культуре крестьянства XIX в. важным фактором. Оно влияло на многие стороны духовно-нравственной жизни народа, семейно-брачные отношения, этику поведения. Однако, несмотря на это, в системе верований русского крестьянства в XIX в. многие дохристианские языческие культы не исчезли полностью, хотя в ряде случаев и трансформировались.
Крестьянская земледельческая культура основывалась на традиционной системе трехполья, преобладавшей до начала 80-х годов, и лишь в последние десятилетия XIX в. в крестьянских хозяйствах стал наблюдаться переход к многополью. В результате многовекового накапливания практических сельскохозяйственных знаний сложилась русская народная агрономия. Она основывалась на наблюдении за природой, учете многообразия природно-климатических и почвенных факторов, комплексе агротехнических средств, которые использовались крестьянином на практике.
|
|
Помимо землепашества в хозяйстве крестьянина традиционно большую роль играли промыслы — прядение и ткачество, плотницкое дело, столярное, гончарное. Особенно широко промысловая деятельность крестьян была распространена в неземледельческих губерниях. Длительное существование промысла выработало определенную культуру производства, включавшую традиционные трудовые навыки, изготовление и применение простейших инструмен-
тов. Появившаяся в России во второй половине XVIII в. мануфактура во многом использовала сложившийся в крестьянских промыслах опыт.
Жизнь русского крестьянина проходила в рамках общины и семьи, которые играли важную роль в сохранении и воспроизводстве традиционной народной культуры. Социальное и культурное творчество крестьянина в XIX в. было связано с сельской общиной. Она регулировала поземельные отношения, влияла на решение хозяйственных и внутрисемейных проблем. Урегулирование общиной внутренней жизни крестьянского "мира" происходило на основе обычного права. В сознании русского крестьянина всегда жило представление о правопорядке, основанном на обычае. Крестьяне, часто не знавшие закона, уважали чувство справедливости, по которой старались строить свою жизнь.
Приверженность крестьян к общинному землепользованию, общине как социокультурному институту, определявшему практически все стороны его жизни, сохранялась долго и в пореформенное время. Возможно, в этом одна из причин общественной инерции крестьян в период проведения П. А. Столыпиным аграрной реформы. Из небольшого числа крестьян, выделившихся из общины (к 1915 г. — около 22% дворов), в 70% случаев это произошло в результате административного вмешательства.
Помимо общины, важным институтом в хозяйственно-бытовой жизни крестьянина была семья. Она являлась прежде всего школой трудового обучения, которое начиналось для детей примерно с 9 лет. По крестьянским понятиям, это означало воспитание в семье нового работника.
Сохранение традиционных черт в культуре во многом питала цикличность жизни крестьянского "мира". Трудовой ритм русской деревни, чередование будней и праздников определялись сменяющимися природными циклами и характером работ в них (сев, жатва, молотьба). Каждое время года сопровождалось яркими по своей эмоционально-смысловой нагрузке праздниками — Масленицей, Пасхой, Троицей, в которых продолжала сохраняться обрядность в сочетании с православной религиозностью.
Однако в реальной жизни деревни нередко встречались сцены, подобные тем, что изобразил В. Г. Перов в своей картине "Сельский крестный ход на Пасху". В русской дерене, как впрочем и в городе, пьянство было, к сожалению, распространено. Особенно много пили в праздники. Некрасов писал о русском крестьянине: "Он до смерти работает, до полусмерти пьет". Кабак в деревне был своеобразным клубом: здесь узнавались новости, текущие цены, заключались торговые сделки.
Влияние буржуазных реформ на реформы 60—70-х годов и последующее социально-экономическое развитие способствовали активизации многих культурных процессов, в которые более активно, по сравнению с предшествую-
щим временем, вовлекалась деревня. Усилению социально-экономических связей деревни и города способствовало отходничество.
Уход крестьян из деревни на заработки в город, иногда на длительный срок, приводил к известной ломке традиционных этических норм жизни крестьянского мира. Это, в свою очередь, вело к ослаблению некоторых сторон традиционной культуры и быта, нарушению общепринятых в крестьянской общине норм поведения. Под влиянием многих социально-экономических факторов, в том числе развития отходничества, происходили изменения в традиционном семейном строе: распадались большие патриархальные крестьянские семьи, уступая место малым, состоящим из родителей, детей, родителей мужа или жены. Влияние города сказывалось на росте индивидуализма в крестьянской среде.
|
|
В городе крестьянин приобщался к новым условиям жизни, приобретал, часто преодолевая большие трудности, знания, расширявшие его видение и восприятие мира. Поэтому город оказывал на жителя деревни немалое положительное влияние, способствуя расширению его социально-культурного кругозора. Но все эти процессы происходили все же при сохранении традиционной основы крестьянской культуры.
Важнейшей частью традиционной культуры крестьянства, отражавшей национальное своеобразие русской культуры, были художественные промыслы. В XIX в. были широко известны следующие из них: хохломская роспись деревянной посуды; городецкая роспись, украшавшая мебель, двери, крестьянские прялки; нарядная, праздничная дымковская глиняная игрушка и богородская игрушка, вырезанная из дерева; федоскинская лаковая миниатюра, украшавшая шкатулки из папье-маше. Изделия народных мастеров имели большой сбыт на многочисленных ярмарках.
Интерес профессионалов-художников и меценатов к старинным народным промыслам, возникший в конце XIX — начале XX вв., во многом способствовал их развитию, возрождению некоторых из них, которые приходили в упадок. Художественными центрами, где создавались благоприятные условия для творчества профессионалов и оказывалась разнообразная помощь художникам-кустарям, стали Абрамцево С. И. Мамонтова в Подмосковье, Талашкино княгини М. К. Тенишевой в Смоленской губернии, Кустарный музей Московского губернского земства, открытый на средства Сергея Т. Морозова (брата Саввы Т. Морозова).
|
|
Благодаря привлечению в Абрамцево, Талашкино, Кустарный музей талантливых художников, скульпторов, музыкантов (здесь работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, С. В. Малютин, В. В. Андреев и др.), их помощи народным умельцам и собственным творческим исканиям, сохранялись и обновлялись художественные традиции народного искусства.
Школа в деревне. Грамотность крестьян.Начальная школа, дававшая грамотность и элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, прежде всего создавала предпосылки для культурного взаимодействия города и деревни.
В дореформенный период в российской деревне официальная, государственная школа была редким явлением. Известное распространение она получила с 30-х годов в казенной деревне. В волостных училищах готовили писарей, землемеров, топографов, фельдшеров. Программа обучения включала закон Божий, чтение, письмо, основные правила арифметики. В конце 30-х годов в России существовало до 2 тыс. церковно-приходских школ, открывавшихся при церквах и монастырях. С 1862 г. все церковно-приходские школы перешли в ведение Синода, который получил право открывать новые под своим руководством.
Тяга к грамотности, постепенно возраставшая среди крестьянства, чаще всего реализовывалась через обучение в школах грамоты, известных в России как форма элементарного обучения еще с XIV в.
Изменения, произошедшие в жизни общества с отменой крепостного права, отразились на жизни русской деревни. Впервые появились реальные возможности для развития сельской школы. Как отмечал один из современников, "надо было измениться всем условиям народной жизни, чтобы школы стали действительно потребностью, и это изменение явилось с освобождением крестьян и с возникновением земства. Вот когда не только наступила пора народной школы, но явилась и действительная школа".
Активность общественности в распространении просвещенности среди народа проявлялась в деятельности земств, Комитетов грамотности, различных просветительных обществ, связанных с земствами. В 1861 г. возник Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. Он, как и ранее существовавший с 1845 г. в Москве, стремился "содействовать распространению грамотности между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости". Подобные общественные организации стали возникать и в провинциальных городах с целью "способствовать открытию новых школ по учебному и духовному ведомствам". Комитеты грамотности существовали в Н. Новгороде, Астрахани, Самаре, Харькове, Томске, Красноярске, Иркутске и других городах России.
В пореформенное время школы грамоты получают широкое распространение в сельской местности. Петербургский комитет грамотности рекомендовал всем земствам создавать школы грамоты как "наиболее дешевый способ распространения грамотности в России... ". В этих школах правительство видело приемлемый способ приблизиться к всеобщему обучению. В начале 80-х годов оно официально признало существование таких школ как формы началь-
ного обучения в селах и деревнях в 1891 г. передало их в ведение местного духовенства.
Школы грамоты возникали преимущественно в местах развития отходничества, фабричной промышленности, районах, близких к столицам, где в силу новых условий жизни повышался спрос на грамотных людей. Крестьяне, часто содержавшие школы грамоты, хотели, чтобы их детей учили уже не только читать молитвы, но и считать на счетах, уметь составить прошение или другую деловую бумагу. Старые формы религиозного обучения, уходившие корнями в глубину столетий, сохранялись, как правило, в старообрядческих школах.
В последние десятилетия XIX в. у крестьян стал возрастать интерес к книге, которая попадала в деревню через офеней, земцев-учителей, живших в деревнях народников. Крестьяне сами выписывали книги или газеты или брали их из библиотек земских и церковно-приходских школ. Особенностью здесь было чтение вслух, привлекавшее неграмотных крестьян. Среди книг преобладали издания духовно-нравственного содержания, но читали и беллетристику, литературу по сельскому хозяйству.
О "потребности крестьян в чтении" писали современники. В одной из газет 1886 т. отмечалось, что "наш простой народ стал уже как-то не тот, что был 15—20 лет тому назад... даже крестьянин в селе стал интересоваться тем, что не входит в круг его прямых обязанностей".
Распространение во второй половине XIX в. сельской школы, несомненно, способствовало росту грамотности среди крестьянства. Однако основная масса крестьянства оставалась неграмотной и в конце XIX, и в начале XX вв. Более низкий средний процент грамотных по стране по сравнению с городом (по данным переписи 1897 г., средний по стране процент грамотности составлял 21%, в городах — до 40% и выше) давала прежде всего сельская местность.