В чем суть формационной типологии обществ К. Маркса?

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою формационную ти­пологию обществ, получившую широкое распространение, осо­бенно в нашей стране. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими двумя признака­ми, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу человечество последовательно прошло 4 форма­ции — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталис­тическую. Пятой объявлялась коммунистическая, которая должна наступить в будущем. Общественно-экономические формации он рассматривал как последовательные ступени лестницы, по кото­рым народы мира продвигаются в процессе исторической эволю­ции. Некоторые из наиболее крупных стран, прежде всего много­национальных, внутренне неоднородны и включают в себя ло­кальные образования, воспроизводящие, хотя и в превращенном виде, предшествующие формации. А кроме того, мы найдем на земном шаре и такие области, где господствуют или сохраняются в модернизированном виде феодальные, рабовладельческие или даже первобытно-общинные отношения. Передовая Америка и отсталый Бангладеш - соседи по формации, если базируются на капиталистическом типе производства.

И хотя на каждом из «перегонов» исторического пути появля­лась «ведущая» формация, это не означало, что данная ступень должна быть пройдена всеми народами. Перескакивание через ступени было нормальным явлением на протяжении всей миро­вой истории, а разные группы народов восходили от одной стадии к другой по разным историческим лестницам. Сравнитель­ная история стран Запада, Востока, Севера и Юга дает множе­ство тому подтверждений. В этом смысле можно сказать, что человечество как целое не прошло в своем развитии ни одной формации. Разные его отряды двигались разными путями.

В чем особенность цивилизационного подхода?

В определенной степени противостоящим формационному является цивилизационный подход. Многие авторы трактуют ци­вилизацию как общее обозначение той исторической эпохи, ко­торая приходит на смену варварству и противостоит ему как синоним общества, которое воплощает научный способ производ­ства и гуманные формы общественной жизни. Наряду с этим по­нятие «цивилизация» используют для обозначения качественной специфики, своеобразия той или иной страны, группы стран, народов на определенном' этапе развития. В отличие от форма­ции цивилизация есть конкретное, живое социальное тело, наде­ленное культурным своеобразием.

Цивилизация может ограничиваться рамками как нацио­нальными (китайская цивилизация, индийская цивилизация, русская цивилизация), так и региональными (западноевропей­ская цивилизация, арабская цивилизация и т. п.). Зарождаясь на каком-то этапе исторической эволюции, национальная или ре­гиональная цивилизация движется вплоть до ее распада по сту­пеням исторической лестницы, задерживаясь на одних, минуя другие, относительно быстро проскакивая третьи. Наиболее мощные цивилизации складываются на протяжении многих сто­летий или даже тысячелетий. Они аккумулируют опыт и дости­жения многих десятков поколений.

Современный мир характеризуется цивилизационным мно­гообразием. В нем существуют десятки цивилизаций - западно­европейская (распадающаяся в свою очередь на французскую, английскую, испанскую и т. д.), североамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, российская, африканская, арабская и др., каждая из которых сложилась на разнородной формационной основе, сочетая в себе черты феодализма, капи­тализма, социализма и т. д. В результате количество существую­щих в современном мире цивилизаций превышает количество формаций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: