Кость, мягкая и одновременно прочная, поддавалась практически любым способам обработки: ее точили, сверлили, резали, гравировали. Изделиям из кости придавали самую разнообразную форму, ее тщательно шлифовали или полировали. Медные крепления, которые держали костяные накладки, использовались мастерами как декоративный элемент.
Первоначально кость обезжиривается и отбеливается; потом ее распиливают на куски или пластины и определяют форму предмета. Из соображений прочности будущего изделия кость пилят на пластины вдоль слоев, а не поперек: такой распил не позволяет кости коробиться при изменении температуры или влажности. Для создания из кости объемной вещи мастер изготавливал на токарном станке первоначальную болванку, по форме и размерам подходящую для будущего изделия. При изготовлении ко-. стяных коробочек, шкатулок, ларцов, мебели основу для них делали из дерева, а потом снаружи оклеивали резными костяными пластинами.
Резьба бывает 4-х основных видов: объемная, рельефная, контурная, сквозная (ажурная). При создании изделий также проводятся вспомогательные работы, на-. пример, сверление отверстий.
|
|
Наиболее простой для исполнения была гладкая резьба. По предварительно нанесенному рисунку мастер постепенно углублял фон; рельеф мог быть различной высоты — от почти плоского до выпуклого с дополнительными накладными деталями, которые крепились на костяных шипах. Этот вид резьбы применялся при изготовлений всевозможных шкатулок и коробочек, а также костяных икон и кубков.
Более трудной по технике исполнения была объемная; резьба — работа над трехмерными фигурами прикладного и декоративного (костяная скульптура) назначения. Такие скульптуры могли входить в состав сюжетной композиции, служить черенками ножей, украшать крышки ларцов и т. п.
Самая сложная по технике — сквозная резьба, называемая также «резьба на проем». Такая резьба требует большой аккуратности и опыта: малейшее неосторожное движение — и весь сложный тонкий по рисунку узор может быть испорчен. Резьба на проем прорабатывалась дополнительной моделировкой поверхности. Красота узора подчеркивалась использованием дополнительных цвет- я ных фонов. Такая резьба активно использовалась для декора стенок и крышек ларцов, пластин вееров, декоративных ваз и медальонов.
Кроме резьбы, для создания изделий из кости использовалась гравировка, нередко — с подцветкой (краска пло,тно входила в углубленный штрих, создавая контрастный по отношению к цвету кости рисунок): Для большей декоративности изделий в XVIII—XIX вв. отдельные костяные пластины окрашивались природными красителями: шафраном (желтый цвет), листьями щавеля (от красно-коричневого до черного цвета), корой ольхи, ягодами черники (коричневый и серый цвета), мареной или спелой бузиной (красный цвет) и др. В особых случаях кость золотили, а также декорировали драгоценными камнями. Конструктивные детали, такие как металлические скрепы, гвозди, накладки, крепившие костяные пластинки на деревянную основу, также превращались мастерами в дополнительные декоративные элементы.
|
|
Ажурной резьбой украшают небольшие костяные предметы: шкатулки, коробочки, книжные закладки, броши, кулоны и многое другое. Наиболее распространенными в косторезном деле в разное время были три вида орнамента: геометрический, растительный и рокайльный — особый вид орнамента (возник в XVIII в.) — в форме морской раковины. В технике ажурной, или, как ее еще называют, сквозной, резьбы выполняются и орнаментальные и сюжетные композиции, а сырьем может служить обычная коровья кость[30].
Просверлив все отверстия, приступайте к выпиливанию проемов по контурам. Мелкие проемы обрабатывают втиральниками, а более крупные выпиливают лобзиком на подставке. Когда крупные проемы будут выпилены, их края обрабатывают надфилями. Довольно часто ажурные вставки дополнительно обрабатывают плоскорельефной резьбой.
Чтобы убрать различные царапины й случайные вмятины на поверхности резней вставки, а заодно следьг карандаша и остатки лака, ее отшлифовывают мелкой наждачной бумагой. Полоску наждачной бумаги вставляют в пропил оправки и оборачивают вокруг нее против вращения. У хорошо отшлифованного костяного изделия не должно быть царапин, видимых невооруженным глазом. Когда такая чистота поверхностей вставки будет достиг- -»- нута, можно приступать к полированию.
Полируют костяное изделие на матерчатом или суконном полировальном круге со специальной пастой, которая состоит из 10'весовых частей зубного порошка, 5 частей скипидара, 3 частей парафина и 3 частей свиного жира. Жидкую массу выливают в картонные коробочки. Когда масса остынет и затвердеет, коробочки разрывают и извлекают из них бруски полировочной пасты. Пасту наносят на матерчатый круг во время его вращения. Затем, удерживая костяную вставку в руках, прижимают ее к кругу с нанесенной пастой и полируют, до тех пор пока на поверхности кости не появится интенсивный блеск. В углублениях костяного изделия обычно остается немного пасты. Остатки пасты убирают тряпкой. Можно полировать костяное изделие и вручную — при помощи зубного порошка.