Вопрос 71. Изучение общественного мнения в СССР, России и за рубежом

Зарубежье: Практика проведения опросов зародилась в США (там идёт развитие капитализма, демократии, осуществляется политическая борьба, кр. борются за общественное мнение), однако сами опросы возникли в сер. 19 в. В западных демократических обществах изучение установок населения проводится, прежде всего, в интересах развития бизнеса, обеспечения социального благосостояния и оптимизации государственного управления.

История политических опросов восходит к соломенным опросам 1820-х годов в США. Это неофициальный подсчёт голосов избирателей с целью определения расхождения во взглядах по общественно-значимым вопросам. В 1840-е гг. политические предпочтения выясняли в гостиницах, где путешественникам предлагалось в книге регистрации указать, за кого они будут голосовать во время президентской кампании. 1851 – первый опрос, кр. был проведён в масштабах штата. В кон. 19в. соломенные опросы начали проводиться на более точной основе. К 1920-м гг. опросы перестают быть эпизодическими, становятся «на поток», разрабатываются и совершенствуются методы опроса. В 1935-1936 годах Джордж Гэллап, Элмо Роупер и другие исследователи начали проводить регулярные опросы населения США, ставшие чрезвычайно значимыми в американской политике. Другие пионеры в этой области, такие, как Арчибальд Кроссли и Хэдли Кэнтрил, изучали радио-, а позже - телевизионную аудиторию и проводили методические исследования. В 1935 г. Джордж Гэллап вместе со своим коллегой и предпринимателем Гарольдом Андерсоном основал Американский институт Общественного мнения. К 1950 г. Гэллап провёл 5000 опросов. Сделал 8 прогнозов по итогам общенациональных выборов, 7 из которых были верными, и 237 – по поводу итогов локальных голосований. Процедура планирования и организации сбора данных у Гэллапа была такова – многошаговая стратифицированная случайная выборка. Когда в 1948 г. Геллап ошибся с прогнозом, это не прошло даром. Выводы: 1. Исследователи рано завершают опрос электората, изменения могут меняться вплоть до дня выборов; 2. Потенциальные избиратели, прочитав прогноз, решили, что победа своего кандидата и без них состоится, и не пошли на выборы; 3. Те, кто отвечали «не знаю», в большинстве своём проголосовали за Трумена.

Геллап сотрудничает с англ. и фр. фирмами, возникают представительства его института ОМ. К 1970-м гг. недоверие к ОМ стало ослабевать. Возникает ряд коммерческих фирм, кр. занимаются исследованиями. С 1970-х гг. активно проводятся интервью по телефону (популярность президента, военные проблемы, энергетический кризис, инфляция, общественный транспорт, безработица, преступность, местная жизнь). На сегодняшний день институты ОМ составляют 5%, другие 95% - частные фирмы.

После Второй мировой войны подобные институты возникли в скандинавских странах, в Италии, ФРГ, Испании, Греции, в странах Латинской Америки, а ещё позже в Индии, Индонезии, ряде африканских стран. В Японии подобные действия осуществляли канцелярия премьер-министра, а если точнее, то служба по связям с общественностью. С августа 1947 г. проводились разнообразные исследования и с самым широким размахом. Начал издаваться журнал «Ежемесячник опросов общественного мнения» с характеристиками всех основных исследований правительства и частных организаций. Проводились 24 опроса в год.

СССР и Россия: Начало изучения ОМ в СССР - 1950-е годы. Среди первопроходцев в Советском Союзе были Борис Грушин, Андрей Здравомыслов, Юрий Левада, Геннадий Осипов, Владимир Шубкин и Владимир Ядов. В 1969 г. при газете «Комсомольская правда» Грушиным был создан Институт общественного мнения, который начал проводить крупные соцобследования, имевшие немалый резонанс. Темы: противостояние двух миров (СССР и запад); динамика и проблемы уровня жизни населения; автопортрет молодого поколения; итоги и перспективы движения за коммунистический труд; проблемы советской семьи и т.д. Всего, начиная с 60-х лет, в стране было осуществлено около 250 эмпирических исследований. Таким образом изучался менталитет российского народа. Подобные акции начали проводиться и другими печатными изданиями.

Важным шагом стала гос. организация ВЦИОМ. Сложились такие направления научного анализа проблематики общественного мнения: теоретико-методологические вопросы исследования общественного мнения, его природы и функций; средства, формы и методы руководства изучением, формированием и использованием общественного мнения. В наши дни ВЦИОМ остаётся крупнейшей исследовательской организацией, на информацию которой ориентируются руководители страны, политики, бизнес-элита, учёные, представители общественных движений. До 1992 г. ВЦИОМом руководила Заславская Татьяна Ивановна. До 2003г. – Левада Юрий Александрович. С 2003 г. – Фёдоров Валерий Валериевич. Исследования ВЦИОМ: экспресс-опрос, политические исследования, соц-эк. исследования, маркетинговые ис. Выпускает журнал «Социальные и экономические изменения: мониторинг ОМ».

2003 г. – Левада-центр. Выпускает «Вестник ОМ», «ОМ». Проводит те же исследования что и ВЦИОМ. С 2006 г. возглавляет Лев Гудков.

В 90-е гг. возник РОМИР – Российское общественное мнение и исследования рынка – независимый исследовательский центр, который проводит еженедельные экспресс - опросы по всероссийской репрезентативной выборке (n=1500) c целью отслеживания текущей политической ситуации в стране и отдельных регионах. С августа 2000 г. РОМИР проводит регулярные телефонные опросы в оперативном режиме по Москве, Санкт-Петербургу и крупным городам России, а также телефонный маркетинг товаров и услуг. Возглавляет Андрей Милехин.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: