Страхование гражданской ответственности перевозчика перед таможенными органами при использовании книжки МДП относится к добровольным видам страхования. Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика перед таможенными органами ориентировано на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица) – пользователей книжек МДП, осуществляющих свою деятельность по перевозке грузов и страхующих при этом свою ответственность перед таможенными органами в соответствии с Конвенцией МДП.
Услуги страхования гражданской ответственности перевозчика перед таможенными органами представляются транспортным предприятиям – пользователям книжек МДП, выдаваемых Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», которая является национальной ассоциацией в системе МСАТ. По сути МСАТ поручает БАМАП выступать в качестве гаранта, а ассоциация может «перестраховать», передать риски в страховые организации, учитывая эти затраты при реализации книжек МДП. В данном случае покрывается ответственность страхователя при использовании им каждой книжки МДП, выданной в период действия страхового договора.
|
|
В соответствии с договором-поручением данный вид страхования БАМАП осуществляет через страховую компанию «Белгосстрах». По данному виду страхования покрывается ответственность страхователя (перевозчика), вытекающая из использования каждой книжки МДП, выданной в период действия страхового полиса.
Объектом страхования являются не противоречащие законодательству Республики Беларусь имущественные интересы страхователя, связанные с его гражданской ответственностью перед таможенными органами по обязательствам, возникшим в случае причинения вреда страхователем в системе международной гарантийной цепи (согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 год).
Работы по страхованию гражданской ответственности перевозчика перед таможенными органами проводятся в местах выдачи книжек МДП сотрудниками секретариата БАМАП и его представительств.
Договор страхования заключается на год, и полис выписывается специалистом БАМАП на основании заявления перевозчика. Первый экземпляр полиса выдается перевозчику, второй экземпляр направляется в «Белгосстрах».
Страховой тариф устанавливается в фиксированной сумме и равен 10,5 долл. за каждую книжку МДП. В отношении 4-х листовых книжек МДП страховой тариф составляет 8 долл. за каждую книжку МДП.
Страхование ответственности перед таможенными органами при использовании книжек МДП производится только после полной оплаты страховой суммы. При обращении перевозчика за выпиской счет-фактуры специалист БАМАП контролирует действительность полиса по сроку его действия, по количеству выданных книжек МДП и выписывает счет-фактуру на оплату страхового взноса.
|
|
Страховым случаем является факт признания и оплаты МСАТ претензии, предъявленной таможенными органами международной гарантийной цепи в связи с нарушением страхователем процедуры, предусмотренной Конвенцией МДП, и неисполнением им своих обязательств, предусмотренных декларацией обязательств. Максимальной суммой страхового возмещения по каждой книжке МДП является сумма не более 60 тыс. евро. Страховщик выплачивает страховое возмещение МСАТ в пределах лимита ответственности страховщика, т.е. не более 60 тыс. евро.
Выплата страхового возмещения страховщиком производится МСАТ в размере суммы, предварительно оплаченной МСАТ. Данные выплаты рассматриваются как суммы возмещения, причитающиеся заинтересованным таможенным органам соответствующих стран. После получения всех необходимых документов, подтверждающих факт страхового случая и размер ущерба, страховщик в течение пяти календарных дней составляет акт о страховом случае.
Выплата страхового возмещения должна быть произведена в течение пяти календарных дней с момента составления страховщиком акта о страховом случае. Страхователь обязан уведомить страховщика обо всех возмещениях, полученных от других лиц, включая лиц, виновных в причинении вреда страхователю, или от других страховых компаний в случае двойного страхования, в отношении ущерба, покрываемого страховщиком в соответствии с Конвенцией МДП.
Если страхователь смог доказать, что при краже, грабеже, разбое им были предприняты все необходимые меры безопасности и предосторожности, которые требовались при данных обстоятельствах, страховщик отказывается от осуществления регрессного права к перевозчику. Если страхователь смог доказать, что ни он, ни его работники (лица, работающие в интересах страхователя по трудовым или гражданско-правовым договорам) не виновны, и с его помощью стало возможно определить сторону, виновную в причинении ущерба, право страховщика на регресс к перевозчику приостанавливается. К страховщику переходит право требования к виновной стороне, прямо или косвенно являющейся причинителем ущерба. В случае невозможности доказательства виновности третьей стороны ответственность за удовлетворение регрессного требования лежит на страхователе.