Размеры годовых страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов

Вид транспорта Размер взносов, евро
Железнодорожный транспорт  
Автомобильный транспорт  
Внутренний водный транспорт  
Воздушный транспорт  

Страховой взнос уплачивается в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день уплаты страхового взноса. Уплата страхового взноса по договору страхования может производиться единовременно при заключении договора страхования или в два этапа.

По договору страхования не подлежат возмещению:

-моральный вред;

-вред, причиненный жизни и (или) здоровью страхователя, его работников во время исполнения ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей, договорных обязательств;

-вред, причиненный в результате выполнения технологических операций по перемещению опасных грузов на территориях организаций, осуществляющих их производство, переработку, хранение, применение и (или) уничтожение, если такие перевозки осуществляются без выхода на пути (дороги) общего пользования;

-вред, причиненный окружающей среде;

-вред, причиненный выбытием перевозимого опасного груза из обладания в результате неправомерных действий третьих лиц;

-упущенная выгода;

-утрата товарного вида имущества.

Для получения страхового возмещения потерпевший (его представитель) обращается к страховщику с письменным заявлением. Лицо, обратившееся за получением страхового возмещения, обязано представить страховщику:

-перечень имущества, утраченного (погибшего) в результате страхового случая;

-документ, подтверждающий действительную стоимость утраченного (погибшего) имущества на день наступления страхового случая (при его наличии).

При отсутствии у лица, обратившегося за получением страхового возмещения, документа, подтверждающего действительную стоимость утраченного (погибшего) имущества на день наступления страхового случая, страховщик самостоятельно определяет действительную стоимость этого имущества по основным техническим и иным характеристикам с учетом его индивидуальных особенностей.

С 1 апреля 2016 г. осуществление пере­возки опасных грузов без заключе­ния договора обязательного стра­хования гражданской ответствен­ности перевозчика повлечет за со­бой для индивидуального предпри­нимателя – предупреждение или наложение штрафа до 150 базовых величин; для юридического лица – предупреждение или штраф до 300 базовых величин.

 

Страхование грузов

В последнее время наметилась участившаяся тенденция увеличения случаев краж и хищений грузов, особенно дорогостоящих и высоколиквидных, в процессе перевозки. Гораздо чаще данные случаи могут иметь место в рождественские и новогодние праздники, когда из года в год в этот период возникает естественный дефицит транспортных средств, по причине которого на рынке грузоперевозок появляются предложения со «свободным» транспортом со стороны недобросовестных перевозчиков («мошенников»). Традиционно риски возрастают и в осенне-зимний период. Наилучший способ мини­мизировать возможные риски и избежать возможных конфликтов – позаботиться о страховании перевозимого груза.

Страхование грузов (страхование карго) широко применяется в настоящее время при осуществлении международных перевозок. Как и страхование ответственности перевозчика, страхование грузов относится к добровольному виду страхования. Его основная цель – создать для грузоотправителей гарантии компенсации, предполагаемых при перевозке убытков и упростить получение такой компенсации, ибо взыскание убытков с транспортных организаций требует времени и нередко связано со значительными судебными издержками.

Зачастую грузовладельцы полагают, что ничего с перевозимым грузом не произойдет. Заключая договор перевозки, грузовладельцы полагают, что если предусмотрена полная ответственность перевозчика на период транспортировки и у исполнителя доставки имеется страхование ответственности, то ни о чем больше волноваться не следует – в любом случае будет получена компенсация. Действительно, транспортные компании несут ответственность за сохранность груза с момента его принятия до выдачи грузополучателю, если только они не докажут, что утрата, порча, гибель произошли вследствие обстоятельств, которые они не могли предотвратить. То есть транспортные организации отвечают за происшествия с грузом, только если их вина доказана. Наличие полиса страхования ответственности перевозчика еще не дает владельцу груза гарантии на возмещение убытков в полном объеме. Страховая компания в соответствии с п. 3 ст. 23 КДПГ расплатится за погрешности грузоперевозок только в пределах лимита ответственности, например для автомобильного транспорта – не более суммы за 1 кг веса брутто 8,33 SDR, что составляет примерно 11,35 долл. (если стоимость груза не объявлена). Повреждения груза при форс-мажорных обстоятельствах бьют по владельцу груза еще сильнее, так как перевозчик освобождается от ответственности за ущерб (п. 2 ст. 17 КДПГ). Поэтому, если перед грузовладельцем встает вопрос – страховать груз или положиться на ответственность перевозчика, то, выбирая более полную защиту своего груза, грузовладелец должен выбрать страхование груза.

При перевозке даже погодные, такие как сильный град или гроза, могут привести к повреждению груза. И почти невозможно заблаговременно узнать, потребуется ли дополнительная защита. Также могут произойти случаи, при которых груз утерян или поврежден, а вины перевозчика в этом нет, другие случаи, при которых полис страхования груза позволит избежать потерь.

Например, перевозилась партия ноутбуков общей стоимостью 900 тыс. долл. Груз дорогой и легкий, один ноутбук стоит 1 тыс. долл. и весит 2,5 кг. Грузовладелец отказался от страхования груза из-за внушительной стоимости страхования груза – 15,3 тыс. долл. Что произошло? Была похищена целая паллета ноутбуков общей стоимостью 90 тыс. долл. Хищение техники в международных перевозках – довольно частое явление. Грузовладелец получил возмещение от перевозчика в соответствии с КДПГ (8,33 SDR за 1 кг веса брутто) в размере 32,5 тыс. долл. Прямой убыток грузовладельца составил 57,5 тыс. долл. А ведь можно было застраховать груз, стоимость полиса страхования составила 15,3 тыс. долл.

В другом примере перевозились новые автомобили общей стоимостью 160 тыс. долл. (один автомобиль – 20 тыс. долл.). Груз не был застрахован, его владелец был уверен в ненадобности заключения договора страхования грузов. Во время отдыха водителя на стоянке, в автовоз врезался грузовик, 5 из 8 новых легковых автомобилей было повреждено. Вины перевозчика в повреждении груза нет, автовоз находился в состоянии покоя. Возмещение от транспортной компании не предусмотрено. 5 автомобилей уже не могут считаться новыми и стоимость их ремонта составляет 6 тыс. долл. Утерянная выгода от непроданных автомобилей – 100 тыс. долл. А можно было застраховать груз, стоимость полиса страхования составляла всего 370 долл.

Таким образом, груз следует страховать, если:

-груз дорогой и (или) легкий, в связи с чем установленные международными конвен­циями лимиты ответственности перевозчика за сохранность груза значительно мень­ше его стоимости;

-страхование требуется в соответствии с указанным в контракте купли-продажи тер­мином Инкотермс (CIP или CIF);

-требуется дополнительная имущественная защита, в т. ч. на случай, если груз будет поврежден не по вине перевозчика (ДТП и др.).

Набор страхуемых рисков может быть достаточно широким, но чем он больше, тем дороже полис. Поэтому в интересах грузоотправителя – всегда внимательно ознакомиться с перечнем страхуемых рисков и выбрать из них только те, которые ему действительно необходимы. Однако здесь нельзя забывать, что самое дешевое не всегда самое хорошее. Например, самый дешевый тариф получается в случае страхования «с ответственностью только от полной гибели». В случае лишь частичного повреждения или утраты груза страховое возмещение выплачено не будет.

Каждый полис страхования груза имеет ряд исключений, поэтому важно при покупке страховки ознакомиться с ними. В основном это форс-мажорные обстоятельства, но могут быть и специальные оговорки. В случае необходимости следования груза через зоны военных действий можно получить специальное подтверждение страховой компании о расширении страхования на этот регион, однако это значительно повышает стоимость страховки.

Правила страхования грузов предусматривают три вида условий, на которых может быть заключен договор страхования грузов, в зависимости от которых варьируется как объем ответственности страховщика, так и соответственно и размер страховой премии, уплачиваемой страхователем.

Большое распространение в страховании получили правила, которые именуются как «Условия А, В и С» Института лондонских страховщиков (InstituteCargoClauses, ICC). Эти правила предусматривают 3 варианта страхования, обозначенные буквами «А», «В» и «С» и отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски.

Наиболее полным является страхование «с ответственностью за всех риски» (Условие «А»), при котором возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшее по любой причине.

Страхование на условиях второго вида называется страхованием «с ответственностью за частную аварию» (Условие «В»). В этом случае страховщик возмещает убытки, произошедшие не по любым, а лишь по определенным причинам. К ним относятся:

-убытки от повреждений или полной гибели всего или части груза вследствие огня, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств между собой или их удара о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

-убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

-убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приемке судном топлива.

При страховании на условии третьего вида – «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» (Условие «С»), – страховщик возмещает убытки от полной гибели всего или части груза в тех же случаях, что и при страховании «с ответственностью за частную аварию». Однако убытки от повреждения возмещаются страховщиком лишь в случае крушения транспортных средств.

Несмотря на наименование самого распространенного вида страхования грузов – «от всех рисков», существует перечень случаев, при которых страховое покрытие не предоставляется. В частности, как правило, не является страховым случаем возникно­вение ущерба в результате:

-умысла страхователя или выгодоприобретателя или их представителей;

-несоответствующей упаковки или крепления грузов и отправления их в поврежден­ном состоянии;

-недостачи груза при сохранении целостности наружной упаковки;

-повреждений внутри места груза при сохранении целостности его наружной упа­ковки и др.

Помимо страхования грузов на условиях «от всех рисков», возможно страхование груза и на иных, необходимых клиенту, условиях:

-при продаже товаров на условиях CIF или CIP страхование осуществляется с «минимальным покрытием» по Условию «C» Института лондонских страховщиков;

-по желанию грузоотправителя возможно страхование грузов на неполную инвойсовую стоимость и т.п.

При страховании на условиях всех трех видов страховщик возмещает убытки, расходы и взносы по общей аварии, все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условию страхования.

Белорусские страховые компании предлагают все три варианта страхования «с ответственностью за все риски» (Условие «А»); «с ответственностью за частную аварию» (Условие «В»); «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» (Условие «С»), как по разовым полисам, так и по генеральным.

Подходить к вопросу выбора партнера в страховании грузов необходимо максимально внимательно и ответственно. Дело в том, что в последнее время замечено стремление некоторых страховых компаний демпинговать рынок страховых услуг, предлагая критически низкие ставки по страхованию грузов, тем самым завлекая страхователей. При этом, многие страхователи не вникают в предлагаемые условия страхования, объем страхового покрытия, покрываемые риски (условия страхования «от всех рисков» не означают, что безусловно все риски несохранности груза покрываются страховщиком). Впоследствии выясняется, что, предложив «бросовую» цену на страхование груза, страховщик исключил из страхового покрытия такие важные риски, как противоправные действия третьих лиц, включая риск мошенничества, повреждение груза в процессе перегрузки, хищение груза в ночное время и пр., оставляя страхователя один на один с убытком в случае возникновения соответствующего события. Таким образом, покупая услугу по страхованию, страхователь рискует получить «неполный» продукт.

Кроме того, при заключении договора стра­хования груза страхователь обязан сообщить все известные ему обсто­ятельства, имеющие существенное значение для определения вероятно­сти наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. Если в момент подачи заявления о страховании страхователь не об­ладает всеми вышеизложенными сведениями, он обязан сообщить их по мере поступления информации. В частности, если в процессе перевоз­ки груза имели место перегрузка груза с одного транспортного средства на другое, изменение пункта доставки, стоимости груза и т. п., о подобных обстоятельствах следует незамедли­тельно сообщать страховщику.

Величина страхового тарифа устанавливается в зависимости от особенностей предстоящей перевозки: условий страхования, вида груза и его упаковки, маршрутов перевозки, наличия перегрузок, стоимости груза, объема перевозок, величины франшизы, наличия охраны и сопровождения грузов и других факторов. Стандартные тарифы – 0,25% – 0,35% от стоимости груза, заявленной в инвойсе. Однако бывают и более высокие тарифы, например при перевозке электроники. Большинство страховых компаний, для того, чтобы точно рассчитать тариф на страхование грузов, предлагают направить в их адрес запрос.

Разовый полис выписывается на грузы по отдельному внешнеторговому контракту или по отдельной сделке. Генеральный полис – договор, заключаемый между сторонами на определенный срок, по которому все грузы страхователя являются застрахованными в данной страховой компании на весь период действия договора страхования. В международной практике встречаются генеральные полисы, страховое покрытие которых распространяется на все грузы страхователя, такие полисы называются «WorldWidePolicies».

При страховании грузов по генеральному полису (самостоятельно либо через экспедитора или перевозчика) отдельные грузы вовсе не могут быть приняты страховщиком на страхование либо страховщик застрахует их только по дополнительному соглаше­нию со страхователем (как правило, по увеличенному тарифу). Подобными грузами могут быть изделия из драгоценных металлов, драгоценных и по­лудрагоценных камней, уникальные и антикварные предметы, коллекции, предметы религиозного культа, документы, ценные бумаги, рукописи и денежные знаки, горючие и взрывчатые вещества, легковые автомобили, изделия из стекла, иные специфические или дорогостоящие грузы.

При наступлении страхового случая, страховая сумма определяется на основании заявления страхователя, как правило, в размере действительной стоимости груза (согласно инвойсу на груз). По желанию страхователя она может включать в себя также расходы на доставку и таможенные платежи (если указанные платежи изначально не включены, то при возникновении страхового случая они не подлежат возмещению страховщиком). При этом страхователь должен предоставить страховщику полный комплект претензионных документов: оригинал страхового полиса, оригинал перевозочного документа (коносамента, CMR-накладной, железнодорожной накладной и т.д.), инвойс, документы, подтверждающие наличие страхового случая (аварийный сертификат, акт-извещение, акт экспертизы и т.п.), расчет убытка.

Некоторые транспортные организации и грузовладельцы разработали, на их взгляд, оптимальный вариант решения проблемы ограниченной ответственности перевозчика и страхуют груз на сумму превышения ответственности перевозчика. Например, если стоимость груза 100 тыс. долл., а максимальная ответственность перевозчика в соответствии с КДПГ 30 тыс. долл., то грузовладелец страхует груз на сумму в размере 70 тыс. долл. Они считают, что при потере всего груза согласно Конвенции о договоре международной перевозки грузов 1956 г. перевозчик возместит 30 тыс. долл., а 70 тыс. долл. оплатит страховая компания. Но это заблуждение.

Рассмотрим пример, когда в результате международной перевозки груз стоимостью 100 тыс. долл. был полностью утрачен. Страховая сумма, которая указана в договоре страхования, меньше действительной его суммы. В таком случае максимальная сумма компенсации ущерба не превысит 70 тыс. долл. (70% от всей суммы груза).

Однако при таких условиях страхования груза страхователь, получив возмещение от страховой компании, не имеет права требовать возмещения от перевозчика. Если же ущерб был изначально оплачен перевозчиком, то страховая компания возмещает разницу между суммой страхования и суммой, оплаченной перевозчиком (70 тыс. долл. – 30 тыс. долл. = 40 тыс. долл.).

Хотелось бы дополнительно обратить внимание на проблему двойного страхования грузов (т.е., когда страхование производится грузовладельцем самостоятельно и когда одновременно груз страхуется от всех рисков экспедитором в силу, например, его крайне высокой стоимости). В том случае, если страховые компании каким-то образом получают сведения, что груз застрахован в двух страховых компаниях, выплата каждой из них будет произведена в размере 50% от суммы ущерба. При этом страховая компания грузовладельца приобретает право регрессного требования к экспедитору о компенсации в пределах суммы ее выплаты. Несмотря на то, что страховая компания экспедитора также выплатила возмещение в размере 50% убытка, экспедитор будет обязан произвести компенсацию выплаты страховой компании выгодоприобретателя по правилам регресса.

Вместе с тем, при возникновении страхового случая экспедитор и грузовладелец могут договориться, что за выплатой страхового возмещения они обращаются в одну страховую компанию – в страховую компанию экспедитора, которая рассматривает заявленный случай и вправе выплатить 100% страхового возмещения выгодоприобретателю (собственнику груза).

В связи с указанной выше информацией рекомендуется грузовладельцу страховать груз исключительно через экспедитора, отказавшись от самостоятельного страхования, либо предварительно информировать своего экспедитора о намерении страховать груз и согласовывать порядок действий в случае возникновения ситуации с двойным страхованием при возникновении страхового случая в будущем.

Таким образом, перед тем, как принять решение о страховании груза, необходимо определить требуется ли обеспечить дополнительную имущественную защиту на маршруте, по которому будет следовать груз. При этом необходимо учитывать все возможные варианты развития событий и сравнить стоимость килограмма своего груза с ограниченной ответственностью перевозчика груза за килограмм недостающего веса брутто (11,35 долл.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: