Величина износа активных частей профилей в высшей паре в значительной степени зависит от их относительного скольжения и от скорости этого скольжения. Для оценки скольжения при геометрических расчетах зубчатых передач пользуются коэффициентом удельного скольжения
,
где - скорость относительного скольжения профилей, - проекция скорости контактной точки соответствующего звена на контактную нормаль, скорость перемещения точек контакта по профилям зубьев первого и второго колеса.
За время одного оборота колеса с меньшим зубом второе колесо не совершат полный оборот, то его зубья в раз реже вступают в контакт, чем зубья первого колеса, и как следствие меньше изнашиваются. Для того чтобы сравнить интенсивность износа зубьев колес по коэффициенту скольжения, разделим на .
Таким образом, расчетные формулы для определения коэффициентов удельного скольжения запишутся в виде:
Скорость скольжения в точке контакта профилей высшей пары определяется следующим выражением:
Так как
Окончательно ,
где - расстояние от точки контакта до полюса, знак " + " для внешнего зацепления," - " для внутреннего.