Величина износа активных частей профилей в высшей паре в значительной степени зависит от их относительного скольжения и от скорости этого скольжения. Для оценки скольжения при геометрических расчетах зубчатых передач пользуются коэффициентом удельного скольжения
,
где
- скорость относительного скольжения профилей,
- проекция скорости контактной точки соответствующего звена на контактную нормаль, скорость перемещения точек контакта по профилям зубьев первого и второго колеса.
За время одного оборота колеса с меньшим зубом второе колесо не совершат полный оборот, то его зубья в
раз реже вступают в контакт, чем зубья первого колеса, и как следствие меньше изнашиваются. Для того чтобы сравнить интенсивность износа зубьев колес по коэффициенту скольжения, разделим
на
.
Таким образом, расчетные формулы для определения коэффициентов удельного скольжения запишутся в виде:

Скорость скольжения в точке контакта профилей высшей пары определяется следующим выражением:

Так как 
Окончательно
,
где
- расстояние от точки контакта до полюса, знак " + " для внешнего зацепления," - " для внутреннего.