Стадия «усвоения ролей», «инициативы» (4-6 лет)

Потребность в еще большей свободе и уверенному освоению окружающего мира.

Проявляется совестливость, характер – во многом определяются отношением к нему родителей.

Интерес к различию половых ролей достигает пика - игры с актуализацией мужских и женских социальных ролей.

Ребенок признает свою принадлежность к соответствующему полу через идентификацию\отождествление себя с родителем одного с ним пола (полоролевая идентичность).

«Эдипова стадия», по З.Фрейду - привязанность у мальчиков к матери, у девочек – к отцу («комплекс Электры») - «Роман семейной любви».

По Э.Эриксону, это стадия «инициативы», ребенок движется к будущему.

Мальчик отождествляет себя с отцом - считает себя агрессивным и властным в подходе к жизни.

Девочка стремится быть приятной, привлекательной, недирективной.

По Фромму, внутриличностный конфликт этой стадии -- между 1) свободой и непосредственностью ребенка, и между 2) ожиданиями и авторитетом родителей (негативная реакция ребенка на родительский авторитет).

Если побеждает давление, авторитет родителей - может выработаться невротическая покорность.

Развитие совестливости происходит скорее за счет тонких, недирективных методов, а не силы. Видимо, больше способствует личный пример, тип поведения родителей.

По Бюлеру, период от 5-ти до 8-ми лет - это стадия ЗАДАЧ, - ребенок учится работать с предметами. Развивается сознательность в задачах, чувство ответственности за свои задачи.

Итак, проблемы первых 6-ти лет, которые приходится решать:

1) выражение чувств любви и зависимости;

2) регулирование враждебных, агрессивных чувств;

3) управление сексуальными напряжениями (и проблемы полоролевой идентичности);

4) сознательность в задачах, чувство ответственности за свои задачи – начало формирования произвольности, силы воли, познавательной мотивации.

 

Психологическая характеристика ребенка в младшем

Школьном возрасте. Стадия конформизма (от 6 до 10 лет)

По З.Фрейду, это латентный период (между фаллической и генитальной стадиями) - то есть относительно эмоционально спокойный.

Ребенок вступает в мир (школа), где нет доминирования родителей.

У него появляется ответственность перед другими авторитетами.

По отношению к сверстникам предстоит научиться конформизму, так как он должен с ними общаться и уживаться.

Расширяются его интеллектуальные и культурные запросы, социальная активность (шире у мальчиков – у них большие компании в сравнении с девочками).

Половые различия становятся более явными, но сексуальные влечения в этот период как бы «дремлют» (симпатия к сверстникам противоположного пола еще существенно не влияет на самооценку, как это происходит в подростковом возрасте).

Ребенок по-прежнему нуждается в понимании и поддержке от родителей. При этом настолько же значимым становится принадлежность к группе (сверстники) большей, чем семья.

Это период научения и экспериментов в разных сферах деятельности и человеческих взаимоотношений.

По Э.Эриксону, это стадия «трудолюбия - неполноценности». Школа помогает развить чувство трудолюбия и как следствие – подтверждение подтверждение «Я», чувства личностной силы, чувство компетентности, трудолюбие, создание своего места в мире.

У ребенка может развиться чувство неполноценности, если от него ожидается слишком много или слишком мало.

 

Переходная стадия – младший подростковый возраст -

От 10 до 12 лет.

«2 главные скачка в развитии:

1) стремление ребенка вырваться из семейной доминантной сферы;

2) созревание половых функций.

Подросток становится раздражительным, беспокойным, перепады настроения, «разные выходки».

Развивается способность любить: от зависимой и нарциссичной - становится более зрелой. Проявляющейся в заботе об окружающих.

Ярко выраженное ощущение своей обособленности и индивидуальности.

От родителей нужны: готовность предоставить подростка самому себе и уважать его развивающуюся индивидуальность.

Страхи и тревожность родителей (из их собственного подросткового периода) мешают им ослабить эмоциональный контроль над ребенком.

 

Подростковый возраст (старший)- 13-14(15)лет.

После 10-ти лет с началом полового созревания детство кончается, начинается юность.

Новые конфликты, связанные со стремлением найти себя – кризис идентичности и свое место в жизни.

Подросток приближается к взрослой ответственности и подвергается ограничениям извне.

Физическое развитие происходит асинхронно – «комплекс гадкого утенка».

По Э.Эриксону, подростковый возраст – это «стадия идентификации» (Кто я? Какой я?).

Подростки становятся привередливыми, придают слишком большое значение одежде и поведению, чтобы идентифицироваться со сверстниками.

Внешние требования и ограничения подростков нарастают по мере взросления.

Отношения подростков и родителей – амбивалентные: это и близость, доверительность, и обремененность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: