Потребность в еще большей свободе и уверенному освоению окружающего мира.
Проявляется совестливость, характер – во многом определяются отношением к нему родителей.
Интерес к различию половых ролей достигает пика - игры с актуализацией мужских и женских социальных ролей.
Ребенок признает свою принадлежность к соответствующему полу через идентификацию\отождествление себя с родителем одного с ним пола (полоролевая идентичность).
«Эдипова стадия», по З.Фрейду - привязанность у мальчиков к матери, у девочек – к отцу («комплекс Электры») - «Роман семейной любви».
По Э.Эриксону, это стадия «инициативы», ребенок движется к будущему.
Мальчик отождествляет себя с отцом - считает себя агрессивным и властным в подходе к жизни.
Девочка стремится быть приятной, привлекательной, недирективной.
По Фромму, внутриличностный конфликт этой стадии -- между 1) свободой и непосредственностью ребенка, и между 2) ожиданиями и авторитетом родителей (негативная реакция ребенка на родительский авторитет).
|
|
Если побеждает давление, авторитет родителей - может выработаться невротическая покорность.
Развитие совестливости происходит скорее за счет тонких, недирективных методов, а не силы. Видимо, больше способствует личный пример, тип поведения родителей.
По Бюлеру, период от 5-ти до 8-ми лет - это стадия ЗАДАЧ, - ребенок учится работать с предметами. Развивается сознательность в задачах, чувство ответственности за свои задачи.
Итак, проблемы первых 6-ти лет, которые приходится решать:
1) выражение чувств любви и зависимости;
2) регулирование враждебных, агрессивных чувств;
3) управление сексуальными напряжениями (и проблемы полоролевой идентичности);
4) сознательность в задачах, чувство ответственности за свои задачи – начало формирования произвольности, силы воли, познавательной мотивации.
Психологическая характеристика ребенка в младшем
Школьном возрасте. Стадия конформизма (от 6 до 10 лет)
По З.Фрейду, это латентный период (между фаллической и генитальной стадиями) - то есть относительно эмоционально спокойный.
Ребенок вступает в мир (школа), где нет доминирования родителей.
У него появляется ответственность перед другими авторитетами.
По отношению к сверстникам предстоит научиться конформизму, так как он должен с ними общаться и уживаться.
Расширяются его интеллектуальные и культурные запросы, социальная активность (шире у мальчиков – у них большие компании в сравнении с девочками).
Половые различия становятся более явными, но сексуальные влечения в этот период как бы «дремлют» (симпатия к сверстникам противоположного пола еще существенно не влияет на самооценку, как это происходит в подростковом возрасте).
|
|
Ребенок по-прежнему нуждается в понимании и поддержке от родителей. При этом настолько же значимым становится принадлежность к группе (сверстники) большей, чем семья.
Это период научения и экспериментов в разных сферах деятельности и человеческих взаимоотношений.
По Э.Эриксону, это стадия «трудолюбия - неполноценности». Школа помогает развить чувство трудолюбия и как следствие – подтверждение подтверждение «Я», чувства личностной силы, чувство компетентности, трудолюбие, создание своего места в мире.
У ребенка может развиться чувство неполноценности, если от него ожидается слишком много или слишком мало.
Переходная стадия – младший подростковый возраст -
От 10 до 12 лет.
«2 главные скачка в развитии:
1) стремление ребенка вырваться из семейной доминантной сферы;
2) созревание половых функций.
Подросток становится раздражительным, беспокойным, перепады настроения, «разные выходки».
Развивается способность любить: от зависимой и нарциссичной - становится более зрелой. Проявляющейся в заботе об окружающих.
Ярко выраженное ощущение своей обособленности и индивидуальности.
От родителей нужны: готовность предоставить подростка самому себе и уважать его развивающуюся индивидуальность.
Страхи и тревожность родителей (из их собственного подросткового периода) мешают им ослабить эмоциональный контроль над ребенком.
Подростковый возраст (старший)- 13-14(15)лет.
После 10-ти лет с началом полового созревания детство кончается, начинается юность.
Новые конфликты, связанные со стремлением найти себя – кризис идентичности и свое место в жизни.
Подросток приближается к взрослой ответственности и подвергается ограничениям извне.
Физическое развитие происходит асинхронно – «комплекс гадкого утенка».
По Э.Эриксону, подростковый возраст – это «стадия идентификации» (Кто я? Какой я?).
Подростки становятся привередливыми, придают слишком большое значение одежде и поведению, чтобы идентифицироваться со сверстниками.
Внешние требования и ограничения подростков нарастают по мере взросления.
Отношения подростков и родителей – амбивалентные: это и близость, доверительность, и обремененность.