Все государственные полномочия делятся на три типа: находящиеся в ведении РФ, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов, а так же относящие к компетенции регионов.
В ведении Российской Федерации находятся следующие вопросы общегосударственного значения:
· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
· федеративное устройство;
· защита прав и свобод человека;
· организация федеральных органов власти;
· управление федеральной собственностью;
· разработка основ федеральной политики;
· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика;
· федеральный бюджет;
· федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе;
· внешняя политика, оборона и безопасность;
· судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство;
· метеорологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет.
Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа
|
|
Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:
· обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;
· режим пограничных зон;
· владение, пользование и распоряжение земельными угодьями, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана памятников;
· разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения;
· общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита;
· борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий;
· законодательство (административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды);
· кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
· общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления;
· координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ являются правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.
|
|
Июня 2017 года закончился срок действия договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (Москва, 26 июня 2007 г.)
Статья 2 Договора предусматривает совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горно-геологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями Республики Татарстан.
Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич заявил, что все взаимоотношения между федеральным центром и субъектами РФ урегулированы и необходимости в каких-то специальных подходах в этой части нет. Пока вопрос о продлении Договора открыт.
Особенности российского федерализма. Главная особенность – это объединение национальных и территориальных начал. Россия является единственной федерацией в мире, в которой регионы выделены по национальному признаку.
Другая особенность заключается в бюджетно-финансовом централизме, когда средства аккумулируются в федеральном центре, а затем перераспределяется по регионам.
Еще одна особенность – это многообразие субъектов РФ (республика (22), край (9), область (46), город федерального значения (3), автономная область (1) и автономный округ(4)).
Республика в составе Российской Федерации имеет следующие отличительные признаки: конституция республики, республиканское законодательство; республиканское гражданство; государственный язык и собственные символы.
Автономная область и автономный округ представляют собой национальные государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока возможность их сохранения и развития.