Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации в РФ. Особенности российского федерализма

Все государственные полномочия делятся на три типа: находящиеся в ведении РФ, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов, а так же относящие к компетенции регионов.

В ведении Российской Федерации находятся следующие вопросы общегосударственного значения:

· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· федеративное устройство;

· защита прав и свобод человека;

· организация федеральных органов власти;

· управление федеральной собственностью;

· разработка основ федеральной политики;

· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика;

· федеральный бюджет;

· федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе;

· внешняя политика, оборона и безопасность;

· судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство;

· метеорологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет.

Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа

Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

· обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;

· режим пограничных зон;

· владение, пользование и распоряжение земельными угодьями, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана памятников;

· разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения;

· общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита;

· борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий;

· законодательство (административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды);

· кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

· общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления;

· координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ являются правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Июня 2017 года закончился срок действия договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (Москва, 26 июня 2007 г.)

Статья 2 Договора предусматривает совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горно-геологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями Республики Татарстан.

Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич заявил, что все взаимоотношения между федеральным центром и субъектами РФ урегулированы и необходимости в каких-то специальных подходах в этой части нет. Пока вопрос о продлении Договора открыт.

Особенности российского федерализма. Главная особенность – это объединение национальных и территориальных начал. Россия является единственной федерацией в мире, в которой регионы выделены по национальному признаку.

Другая особенность заключается в бюджетно-финансовом централизме, когда средства аккумулируются в федеральном центре, а затем перераспределяется по регионам.

Еще одна особенность – это многообразие субъектов РФ (республика (22), край (9), область (46), город федерального значения (3), автономная область (1) и автономный округ(4)).

Республика в составе Российской Федерации имеет следующие отличительные признаки: конституция республики, республиканское законодательство; республиканское гражданство; государственный язык и собственные символы.

Автономная область и автономный округ представляют собой национальные государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока возможность их сохранения и развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: